Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: определение характера протекания процесса в
будущем. Множество методов решения задачи прогнозирования имеет одну
общую идею: обнаружение связей между прошлым и будущим, между
информацией о процессе в контролируемый период времени и характером
протекания процесса в дальнейшем. От того, насколько точно описаны
исследуемые связи, будет зависеть точность прогнозирования.
Задачи курсовой работы: Описать понятие и функции прогнозирования,
традиционные методы социального прогнозирование, методы и
классификацию прогнозирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и функции прогнозирования…………………………………5
1.1 Традиционные методы социального прогнозирования…………………...16
Глава 2. Методы и классификация прогнозирования…………………………20
2.1 Классификация методов прогнозирования………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..32
построении моделей исторических процессов учитывать такие важные
особенности реальных систем, как стохастичность, неопределенность,
нелинейность, поливариантность.
Отмечая преимущества синергетического моделирования эволюционных
процессов, одновременно следует подчеркнуть немалые трудности,
связанные с практическим использованием этих методов. Основная из них –
исключительно высокая сложность социальных систем, наличие большого
числа факторов, которые определяют их динамику.
Да и сами связи между факторами отличает комплексность и
многоступенчатость. К этому следует добавить неразработанность методов
анализа бифуркационных фаз и эволюционных катастроф. Указанные
обстоятельства и обусловили сравнительно медленный прогресс в области
разработки синергетических
методов социального прогнозиро
футуросинергетики.
Глава 2. МЕТОДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и
способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных
внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их
измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести
суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и
развития объекта.
В данное время (по оценкам ученых) насчитывается свыше 150 разных
методов прогнозирования. Однако на практике используется лишь 15-20
основных.
Одной из наиболее классификационных признаков методов прогнозирования
есть степень формализации, который достаточно полно охватывает
прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно
назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьей – образ
получения прогнозной информации.
Метод экономического и социального прогнозирования – это совокупность
приемов и образов мышления, которые позволяют на основе анализа
ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних)
связей объекта
исследуемого явления или процесса вывести суждение определенной
достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
За степенью формализации (за первым классификационным признаком)
методы экономического прогнозирования можно поделить на (Рис. 1):7
•интуитивные;
•формализованные.
Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда
возможное влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта
прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов.
При этом различают:
• индивидуальные экспертные оценки;
• коллективные экспертные оценки.
К индивидуальным экспертным оценкам относятся:
• метод «интервью», при которому осуществляется непосредственный
контакт эксперта со специалистом по схеме: «вопрос – ответ»;
• аналитический метод, при которому осуществляется логический анализ
какой-нибудь прогнозируемой ситуации, составляются аналитические
докладные;
• метод написания сценария, который основывается на определении логики
процесса или влияния во времени при разных условиях.
Методы коллективных экспертных оценок включают:
• метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»);
• метод «Дельфи»;
• матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при
коллективном мышлении высшая точность результата; при обработке
индивидуальных независимых оценок, которые выносятся экспертами, по
меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.
В группу формализованных методов входят две подгруппы:
• экстраполяции;
• моделирование.
К первой подгруппе относятся методы наименьших квадратов,
экспоненциального сглаживание, скользящих средних. Ко второй –
структурное, сетевое, матричное моделирование.
Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов похожие за
своим составом с экспертными
и «фактографическими»
Фактографические методы основаны на фактически существующей
информации об объекте прогнозирования и его прошлое развитие,
экспертные базируются на информации, полученной по оценкам
специалистов-экспертов.
К классу экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического
прогнозирования (эвристика – наука, которая изучает продуктивное,
творческое мышление).
Это аналитический метод, суть которого состоит в построении и
дальнейшем усечении «древа поиска» экспертной оценки с использованием
какой-нибудь эвристики. При этом методе осуществляется
специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, полученных
путем систематизированного опрашивания высококвалифицированных
специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-
технических проблем и объектов, анализ развития которых полностью или
частично не подвергается формализации.
Структура метода эвристического прогнозирования включает в качестве
основных элементов:
• формирование экспертных бригад и оценку компетентности экспертов;
• формирование вопросов и разработку экспертных оценок;
• анализ работы экспертов;
• алгоритмы обработки таблиц экспертных оценок;
• образ вариации полученных прогнозов;
• синтез прогнозных моделей.
Особое место в классификации методов экономического прогнозирования
занимают так называемые комбинированные методы, которые объединяют
резне другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы
моделирования или статистические методы и опрашивание экспертов.
В качестве информации используются фактографические и экспертные
данные.
При классификации методов прогнозирования необходимо иметь в виду,
который содержательный систематизация методов прогнозирования должна
определяться самым объектом прогнозирования, экономическими
процессами развития и их закономерностями.
С точки зрения оценки возможных путей и результатов прогнозное научно-
технического развития прогнозы можно классифицировать за тремя этапами:
исследовательским, программным,организационным.
Задачам исследовательского прогноза является определения возможных
результатов будущего развития и выбор из множества возможных вариантов
одного или нескольких положительных результатов.
Так, например, развитие средств вычислительной техники можно отобразить
в виде роста их быстродействия, увеличение объема памяти и диапазона
логических возможностей.
Специфические подходы и методы экономического прогнозирования
целиком и полностью
связаны с экономической
этой науки определяется ее основными проблемами: анализом и синтезом
объекта прогноза ,адаптацией методов прогнозирования к объекту прогноза,
алгоритмизацией процесса составления прогнозов.
В арсенале инструментов экономической прогностики важная роль
принадлежит количественным
методам обработки
информации – экономико-
математическому моделированию, статической экстраполяции. Методология
экономического
онтологическому, логическому, гносеологическому.
Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее,
характеризует его общую картину, факторы, которые влияют на него.
В логическом аспекте
прогноз исследуется как
сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и
результатов прогнозирования.
Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснения того, как будущее
отображается в человеческом сознании, которые формы этого отображения,
его истинность. Будучи формой познания, прогноз из гносеологической
точки зрения является отражением закономерностей и возможных путей
развития прогнозируемых процессов и явлений.
Соответственно, проблема научного предусмотрения охватывает как
теоретико-познавательный аспект, связанный с исследованием прогнозов как
функции законов и теории наук, так и практический аспект, который
выражается, в частности, в непосредственной связи прогнозирования с
планированием и управлением.
2.1 Классификация методов прогнозирования
Методы прогнозирования можно разделить на две группы. Это
эвристические методы, которые основаны на преобладании интуиции, то есть
субъективных начал. Другую группу образуют экономико-математические
методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся
статистические методы. Значительное число методов в той или иной степени
объединяют элементы обеих групп.8
Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для
формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица,
делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция,
прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся
методы социологических исследований и экспертные методы.
Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь
непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-
следственные связи, данные статистики и расчетов.
В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем
опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. В качестве
экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные
территории, дилеров, консультантов по маркетингу. В прогнозировании
социально-экономического развития используют опросы населения,
избирателей, отдельных социальных групп.
Экономико-математические методы. При использовании экономико-
математических методов
структура моделей
экспериментально, в условиях,
допускающих объективное
измерение.
Определение системы факторов и причинно-следственной структуры
исследуемого явления — начальный этап математического моделирования.
Статистические методы занимают особое место в прогнозировании. Методы
математической и прикладной статистики используются при планировании
любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как
эвристическими методами,
так и при использовании
математических методов. В частности, с их помощью определяют
численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора
данных, оценивают параметры
теоретических экономико-
моделей.
Каждый из указанных методов обладает достоинствами и недостатками.
Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться
cовместно.
Метод сценариев — эффективное средство для организации
прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.
Сценарий — это модель будущего, в которой описывается возможный ход
событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются
основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и
указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые
события.
Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев.
Сценарий, таким образом, — это характеристика будущего в изыскательском
прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния
будущего.
Обычно наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве
базового, на основе которого принимаются решения. Другие варианты
сценария, рассматриваемые в качестве альтернативных, планируются в том
случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их
содержанию, а не к базовому варианту сценария.
Сценарии обычно представляют собой описание событий и оценки
показателей и характеристик во времени. Метод подготовки сценариев
вначале использовался для выявления возможных результатов военных