Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 07:01, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом. Предмет исследования: сущность, виды и особенности проектирования структуры организации. Целью исследования является рассмотрение основных методов проектирования структуры организации, выявление особенностей проектирования, исследовать методы и виды проектирования структуры организации.
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры организации 7
1.1 Понятие и сущность организации 7
1.2 Характеристика организационной структуры управления 10
1.3 Классификация организационных структур 14
1.4 Характеристика основных типов организационных структур 16
Глава 2. Особенности проектирования структуры организации 23
2.1 Сущность организационного проектирования 23
2.2 Формирование организационной структуры 27
2.3 Методы проектирования организационных структур 30
2.4 Оценка эффективности организационных систем 34
Заключение 36
Список литературы 38
Признаки эффективной организационной структуры:
структура соответствует стратегическим целям организации;
структура соответствует среде функционирования организации;
отсутствие противоречий между элементами оргструктуры;
сведение к минимуму или регулирование влияния индивидуального поведения в организации, структура обеспечивает согласование людей, входящих в организацию, с ее требованиями, а не наоборот;
структура помогает
осуществлять властные функции (структуры
устанавливают или определяют, какие
позиции являются главными и определяющими
с точки зрения иерархии), в которых
принимаются решения и в
1.3 Классификация организационных структур
В 20 веке организационные структуры управления претерпели значительную эволюцию. Анализ эволюции организационных структур предусматривает определенную классификацию. Далее в курсовой работе будет рассмотрена следующая классификация типов организационных структур, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификация типов организационных структур
"Механистическая (бюрократическая) структура выступает как жесткая иерархия, как пирамида управления. Механистические структуры функционируют подобно хорошо работающей машине, механизму".10
Органистические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне.
В больших организациях многоуровневые организационные структуры различают по признаку дифференциации и выделяют: стратифицированные и совмещенные структуры управления.
"В стратифицированных структурах на одном уровне управления применяется один признак, а на более низком - другой. В отличие от этого в совмещенных структурах на одном и том же уровне применяется но два и более признака дифференциации, что порождает двойное и более подчинение и приводит к матричной организации".11
В первой половине 20 века доминирующими были сначала линейные и функциональные организационные структуры, а затем их комбинации.
Во второй половине этого века крупные западные корпорации стали повсеместно переходить к дивизиональным структурам.
В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.
"К гибким
структурам можно отнести
Таким образом,
организационные структуры
1.4 Характеристика
основных типов
"Линейная структура управления - это структура, которая построена на основном принципе - вертикальной иерархии, т.е. соподчиненности звеньев управления снизу доверху".13
Графически, линейная структура управления представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 линейная структура управления
"В основе линейной структуры управления лежит принцип единоначалия, означающий, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично руководящий подчиненными звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления". 14
"Функциональная
структура управления - это структура,
которая основана на принципе
полного распорядительства,
Графически, функциональная структура управления представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 функциональная структура управления
"Для функциональных
структур управления
"Линейно-функциональная структура управления - это структура, в которой должностные позиции группируются в организационные звенья по признаку выполняемых ими функций". 17
Графически,
линейно-функциональная
Рисунок 4 линейно-функциональная структура управления
Линейно-функциональная структура - наиболее централизованная из всех форм организационных структур. Одновременно она является наиболее простой в построении - за счет однозначности цепочки команд и официальных линий коммуникаций. Линейно-функциональная структура эффективна до тех пор, пока высшее руководство в состоянии осуществлять межфункциональную координацию и контроль над выполнением ключевых видов деятельности организации.
"Линейно-штабная структура управления - это структура, в которой в помощь линейному руководителю создается группа специалистов - штаб или оперативный аналитический отдел. Его задачи - получение и анализ информации о внешней и внутренней среде, осуществление контроля, подготовка проектов решений, текущее информирование и консультирование руководства".18
Графически, линейно-штабная структура управления представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 линейно-штабная структура управления
Штабы, т.е. аппараты управления, состоят из квалифицированных специалистов по функциям. Линейно-штабная структура управления в значительной мере освобождает высшее звено руководителей от вспомогательных, второстепенных функций в процессе управления.
"Дивизиональные структуры управления являются самой совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа. Многие специалисты по теории организации считают их буферной структурой между бюрократическим и органическим типами организаций". 19
Дивизиональные структуры основаны на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов, комплексов) и соответствующих им уровней управления, с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.
Графически, дивизиональная структура управления представлена на рисунке 6.
При дивизиональной структуре управленческий персонал высвобождается для решения стратегических задач, опираясь, как правило, на несколько централизованных функциональных подразделений. Высший руководящий орган оставляет за собой право жесткого контроля над общекорпоративными вопросами стратегии развития, научно-исследовательскими разработками, финансами, инвестициями.
Рисунок 6. Дивизиональная структура управления
Следовательно,
для дивизиональных структур характерно
сочетание централизованного
Проектная структура управления относится к органическому типу структур управления.
"Проектная структура
управления - это структура, во
главе которой стоит
Графически, проектная структура управления представлена на рисунке 7. Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких проектных групп приводит к необходимости распределения ресурсов между ними в соответствии с важностью, приоритетностью и другими критериями.
Рисунок 7 Проектная структура управления
Нередко множественность проектных структур усложняет проблему координации работ, как между ними, так и с остальной частью организации. В таких организациях управление должно строиться на основе сочетания базовой структуры (она рассматривается как источник ресурсов) и проектных групп, которые являются рабочими единицами с закрепленными за ними целями. В некоторых организациях для этих целей назначают главного руководителя проектов, который осуществляет функцию координации.
"Матричная
структура управления - это структура,
которая применяется, когда
Матричные структуры
управления помогают решать проблемы
координации и связывать
Графически, матричная структура управления представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 Матричная структура управления
Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь часть; при этом ее успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители постоянных подразделений и групп обладают способностью к координации, а также имеют желание и стимулы к сотрудничеству.
Это позволяет реализовать такие преимущества матричных структур, как объединение опыта специалистов с координацией работ, использование
Глава 2. Особенности проектирования структуры организации
2.1 Сущность
организационного
Под влиянием изменений во внешней среде организация постоянно развивается, в процессе чего отмирают прежние элементы и связи и формируются новые, в большей мере соответствующие новым условиям; восстанавливается нарушенное внутреннее и внешнее равновесие, обеспечивается ее переход в новое качественное состояние.
"Сегодня
процесс развития организации
осуществляется либо
Реорганизация
может иметь форму
Реструктуризация означает изменение функций и структуры организации, т.е. набора ее отдельных частей и элементов: сфер, направлений и форм деятельности подразделений, используемых ресурсов и их источников, методов управления и проч.
Реинжиниринг состоит в оптимизации на принципиально новой основе внутриорганизационных процессов (технологических, информационных, управленческих и т.п.) и преобразовании в соответствии с этим всех сторон деятельности организации. Это позволяет адекватно реагировать на все изменения, повышать управляемость фирм.
Как и создание новой организации, реструктуризация и реинжиниринг требуют создания организационного проекта будущей структуры, системы управления, технологических, административных, информационных взаимосвязей между элементами, правил и процедур выполнения тех или иных действий и др.
Основными задачами организационного проектирования считаются:
выделение набора функционально обособленных элементов организации и связей между ними;
определение форм и методов реализации этих связей, необходимых полномочий;
закрепление их в нормативных документах.
"К основным
процессам, связанным с
Композиция
заключается в определении
В процессе структуризации, исходя из организационных целей определяются внутренняя структура подразделений, задачи, стоящие перед ними в целом, рабочими местами и должностями, их полномочия, связи и т.п.
Под регламентацией понимается разработка обязательных параметров самой организации (регламентация в статике) и протекающих в ней процессов (регламентация в динамике).
Регламентация может осуществляться централизованно, децентрализовано, концентрированно в специальных подразделениях - консультационных центрах. Она обеспечивает единообразное осуществление повторяющихся производственных, управленческих или иных действий независимо от личных особенностей тех, кто их выполняет.