Производство современных субъектов хозяйствования в условиях олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов фирмы как экономического субъекта рыночной экономики и ее развития в условиях олигополистического рынка. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ олигополии как рыночной структуры;
- анализ и оценка моделей олигопольного поведения фирм;
- исследование фирмы как экономического субъекта в условиях олигополистического рынка на примере СП ОАО «Брестгазоаппарат».

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ
ОЛИГОПОЛИИ 5
1.1. Производство фирмы в условиях олигополии 5
1.2. Модели олигопольного поведения 11
1.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага 11
1.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага 16
1.2.3. Олигополия в теории игр 19
2. ПРОИЗВОДСТВО СП ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ»
НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ 22
2.1. Характеристика СП ОАО «Брестгазоаппарат» как олигополиста 22
2.2. Конкурентный анализ и конкурентная позиция
СП ОАО «Брестгазоаппарат» 29
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 717.50 Кб (Скачать файл)

Недостатками являются короткий модельный ряд только газовых плит, высокие цены, устаревший дизайн, низкое качество покрытия.

Уверенно растущим брендом  на Российском рынке можно назвать De Luxe. Среди преимуществ необходимо отметить широкий модельный ряд электрических плит. Эти плиты появились в условиях отсутствия конкуренции в размере 50*50. Упаковка одна из наилучших среди производителей. Очень динамично производство реагирует на потребности рынка – появление стеклянной крышки заняло 4-5 месяцев с момента получения запроса от сбытовых структур. Завод активно ведет разработку новых моделей. Может уверенно выйти на выпуск 100000 штук. Развитое сервисное обслуживание. На сегодняшний день «De luxe - Сервис» насчитывает более 25 сервисных центров в разных городах России.

Среди недостатков –  слабый модельный ряд газовых  плит, практически отсутствие разветвленной  сервисной базы, производство привязано  к убыточному предприятию военно-промышленного  комплекса.

Indesit –24 серия. Данная серия рассматривается как наиболее распространенная на территории стран СНГ из-за значительно более низкой цены по сравнению с другими сериями Indesit.

Преимуществами являются широкий модельный ряд, хорошо раскрученная торговая марка, невысокие цены по сравнению  с зарубежными аналогами.

Merloni Elettrodomestici S.p.a. является ведущим импортером бытовых газовых плит: рыночная доля компании на российском рынке составляет около 40% импортируемых товаров данной категории, что составляет 15% от всех бытовых газовых плит, продаваемых сегодня в России, что в 2 раза меньше объема бренда GEFEST. Открытие в 2000 году нового завода кухонных плит в Польше стало одним из факторов успеха Merloni Elettrodomestici S.p.a. на российском рынке. Благодаря относительно низким транспортным и таможенным расходам, конечная цена некоторых моделей плит для российского рынка теперь значительно снижена. Это позволяет компании успешно вести конкурентную борьбу даже с отечественными производителями.

Основные недостатки–  несколько устаревший дизайн и низкое качество, размельченная система дилеров.

Mora

Преимущества состоят  в том, что за прошедший год  видна динамика снижения цен, широкий  модельный ряд, наличие склада в  Смоленске, хорошее качество продукции.

Среди недостатков можно  назвать слабый дизайн, отсутствие разветвленной сервисной сети, плохо раскрученная торговая марка.

Bosch

Преимущества бренда – широкий модельный ряд, хороший  дизайн.

По оценкам компании Bosh, доля российского рынка в 1998 году составляла 8 %. В апреле 1998 года было открыто предприятие по производству газовых плит в г. Черноголовке Московской области. Несмотря на экономический кризис в стране, Bosch сейчас ведет успешную работу по обновлению модельного ряда выпускаемой продукции, а в перспективе намечен переход на комплектующие российского производства, что означает - новые рабочие места, технологии. Недостаток один – высокие цены.

ОАО «ЗВИ»  Среди преимуществ широкий модельный ряд (стационарные электроплиты с обычной и конвекционной духовкой, с рабочим столом из чугунных электроконфорок и стеклокерамическим рабочим столом из галогенных, пирокерамических и индукционных конфорок), есть размер электрических плит 60х60 см., хороший дизайн. Проектная мощность производства – 200000 электроплит в год. В настоящий момент выпускается около 70 тысяч в год.

Основными недостатками можно назвать «нераскрученный» бренд, завышение цен (приближение к ценам импортных аналогов).

Оставшиеся бренды, такие  как «Лысьва» выпуск 100-120 тыс. электрических  плит в год, «Терек», «Каневская»  выпуск  около 45000 плит, «Россиянка»  выпуск около 65000 газовых и 50000 электрических плит, «Нововятка» выпуск 20-25 тыс. электрических плит, занимают нишу самых дешевых плит и пока не принимают активного участия в дележе рынка. Основные их проблемы – узкий ассортимент, низкое качество изделия и упаковки, отсутствие постоянной сбытовой сети, оборотных средств.

Покупатели формируют  свое представление о ценности товара на основании цен, которые назначают  на подобную продукцию конкуренты.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- СП ОАО «Брестгазоаппарат» является фирмой-олигополистом на внешнем рынке газовой аппаратуры и фирмой-монополистом на внутреннем рынке газовой аппаратуры Республики Беларусь.

- Сегмент рынка основных производителей газовой аппаратуры рынка бытовых приборов соответствует признакам олигополии, таким как небольшое число производителей, масштабность производства, преимущество неценовых факторов конкуренции.

- Основными конкурентами СП ОАО «Брестгазоаппарат» следует считать марки Indesit 24c и Mora. Причём их конкурентные преимущества достаточно высоки.

- Однако, сегмент или доля как внутреннего, так и внешнего рынка рынка  газовых плит СП ОАО «Брестгазоаппарат» марки Gefest имеет тенденцию роста, в том числе по причине больших конкурентных преимуществ, включая инновационное обновление ассортиментного ряда газовых плит и высокий уровень их качества.

 

 

 

2.2. Конкурентный  анализ и конкурентная позиция

СП ОАО «Брестгазоаппарат»

 

 

Определим конкурентную позицию СП ОАО «Брестгазоаппарат» в разрезе ассортиментного ряда по каждой товарной группе газовых плит. На этапе выведения на рынок находятся новые газоэлектрические плиты (мод.1101,1102, 1110,  3101, 3102, 3110),  электрические плиты с керамическим столом (мод.2160), а также новые изделия – встраиваемые столы и настольные плиты с духовкой.

В настоящее время  налицо проблемы: сильная конкуренция на внешнем рынке олигополии газовой аппаратуры, потребители малознакомы с преимуществами товара, распределение еще не достаточно развито, прибыли невысоки вследствие незначительности продаж. Однако названные модели способствуют расширению доли рынка.

В данном случае для СП ОАО «Брестгазоаппарат» предлагается увеличить затраты на рекламу, акцент в которой ставится на ознакомление с товаром, а также воспользоваться избирательным распространением через каналы сбыта.

На этапе роста находятся  плиты электрические (мод.2140),  а  также частично новые модели газовых  плит, продажи которых в последнее  время  начинают значительно расти.  Основной проблемой для данной группы товаров является интенсивная деятельность конкурентов. Для максимального увеличения доли рынка необходимо инвестирование,  увеличение объема выпуска, развитие сотрудничества с каналами распределения по вопросам обмена информацией о товарах,  улучшение качества, разработка новых свойств и моделей плит (мод. 1140 с новыми техническими характеристиками). В рекламе необходимо смещение акцента от ознакомления с товаром к убеждению совершить покупку.

На этапе зрелости находится основная продукция предприятия - плиты газовые (мод.3100, 1100) - начало перехода из стадии роста.  Однако существует опасность замедления роста продаж за счет появления множества производителей и большого количества товаров-субститутов, снижения цен и увеличения затрат на рекламу конкурентами.

Для увеличения или сохранения поступления денежных средств необходимо увеличение разнообразия номенклатуры продукции торговой марки «GEFEST» (плиты со стеклянной крышкой мод. К-2, цветная гамма плит) либо уменьшение затрат производства, в рекламе подчеркивание отличий и преимуществ торговой марки.

Таким образом, СП ОАО «Брестгазоаппарат» обладает уравновешенным бизнес-набором (набором роста и прибыли), что означает:

1. Плиты газовые занимают  сильную конкурентную позицию  в рамках отрасли, рынок же  газовых плит находится на стадии зрелости. Таким образом, очевидно, что для данной группы товаров нужно использовать стратегии увеличения прибыли. Инвестиции должны сохраняться на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль должна быть доведена до максимума.

2. Плиты электрические  и новые модели плит газовых  занимают среднюю конкурентную  позицию, в то время как сам  рынок электрических плит в  заданном регионе находится на  стадии роста. Отсюда следует,  что рекомендуемой стратегией  для предприятия в разрезе данной товарной группы является стратегия роста. Цель состоит в поддеpжании конкуpентоспособности на pастущих pынках. Абсолютный объем капиталовложений достаточно высок, но относительно отpаслевого уpовня он – сpедний. На начальных стадиях pынки pастут быстpо, и чтобы не отставать от них, тpебуются значительные pесуpсы, более того необходимо укpепить конкуpентные позиции данного вида бизнеса до наступления стадии вытеснения, чтобы не оказаться вытесненным. Одним из недостатков является то, что можно потpатить pесуpсы, но не добиться устойчивого конкуpентного положения.

3. Последняя товарная  группа – плиты гозоэлектрические  и новые встраиваемые столы  и духовки. Конкурентная позиция  этой группы достаточно слабая, рынок находится в стадии развития, из чего следует, что необходимо применение стратегий увеличения доли на рынке. Основная цель состоит в значительном и постоянном увеличении доли бизнеса на pынке. Осуществление этой стpатегии тpебует больших капиталовложений, чем в сpеднем в отpасли. Чтобы не отставать, нужно будет увеличивать объем пpодаж по кpайней меpе в соответствии с темпами pоста pынка, что может составить 50% или больше.

Можно утверждать, что СП ОАО «Брестгазоаппарат» обладает  уравновешенным бизнес-набором, что является одним из наиболее оптимальных наборов, так как здесь содержится пропорциональное количество видов бизнеса, ориентированных  на молодые и зрелые рынки.

Специалисты предприятия  произвели оценку конкурентоспособности  торговой марки GEFEST по сравнению с другими производителями методом экспертного опроса. Эксперты (продавцы в магазинах, занимающихся продажей бытовой кухонной техники) указывают степень важности при выборе плиты следующих характеристик: набора функциональных характеристик, качества, дизайна, безопасности, простоты и удобства эксплуатации, сервисного обслуживания, марки, цены. Затем каждой из указанных характеристик дается оценка по 10-балльной шкале. На основе полученных результатов составляются карты удовлетворенности  вышеуказанными характеристиками (по каждой характеристике для каждой торговой марки).

Опрос проводился во всех регионах, являющихся рынками сбыта  продукции СП ОАО «Брестгазоаппарат». В результате было получено  98 анкет, которые и были использованы для  анализа. Как основные конкуренты рассматривались такие торговые марки, как Ardo, DeLuxe, Indesit (24 серия как наиболее распространенная на территории стран СНГ из-за значительно более низкой цены по сравнению с другими сериями), GEFEST, Mora, Дарина, ЗВИ:

- важность – показывает, насколько данная характеристика важна для покупателя при покупке плиты, вычисляется как среднее арифметическое значение по всей выборке;

- оценка – показывает, насколько данная характеристика совпадает с ожидаемым потребителем результатом (степень удовлетворенности данной характеристикой), вычисляется как среднее арифметическое значение по всей выборке;

    • оценка/важность – отношение поля оценки к важности;
    • стандартное отклонение – показывает степень разброса мнений Если значение стандартного отклонения меньше 1 – это говорит о том, что мнения покупателей по данному показателю в большинстве совпадают, если же значение больше 1, следовательно, существует большой разброс мнений.

Затем, на основе полученных данных из таблицы составляется сводная  карта удовлетворенности потребителей характеристиками плит по всей выборке. Карта разбивается на 8 зон, каждая из которых имеет свои характеристики.

Зона 1 характеризуется высоким (>1) значением Оценка/Важность, что говорит о том, что покупатели оценивают данный критерий достаточно высоко, однако эта характеристика для потребителя менее важна, чем ее оценка; и низким значением (<1) стандартного отклонения, что обозначает, что мнения потребителей совпадают.

Зона 2 -  расположены те показатели, значение которых Оценка/Важность больше 1, что аналогично зоне 1, но высокое  (>1) стандартное отклонение показывает, что оценки потребителей не совпадают, т.е. существует разброс мнений.

Зона 3 -  самая благоприятная ситуация, в целом хорошая для покупателя удовлетворенность, поскольку значение Оценка/Важность находится в интервале 0,9 и 1,0, низкое (<1) стандартное отклонение показывает, что покупатели согласованно признают это.

Зона 4  -  ситуация, аналогичная зоне 3 (0,9<Оценка/Важность<1,0), но с большим разбросом мнений потребителей (стандартное отклонение >1).

Зона 5 -  расположены те показатели, по которым покупатели оценивают данную характеристику ниже, чем она представляет для них важность (0,8<Оценка/Важность<0,9), но отличается тем, что покупатели согласованно признают это (стандартное отклонение >1).

Зона 6  -  ситуация, аналогичная зоне 5 по удовлетворенности (0,8<Оценка/Важность<0,9), но отличается тем, что покупатели согласованно признают это (стандартное отклонение <1).

Зона 7 – важность показателя для большинства покупателей в значительной степени превосходит удовлетворенность показателем (0,7<Оценка/Важность<0,8) с существенным разбросом мнений (стандартное отклонение >1).

Зона 8 -  самая неблагоприятная ситуация, поскольку важность показателя для покупателей значительно превосходит степень удовлетворенности данным показателем (0,7<Оценка/Важность<0,8), и мнение большинства покупателей совпадает (стандартное отклонение <1).

 

Таблица 2.3. Уровень конкурентоспособности фирм –олигополистов

на внешнем рынке  газовых плит

Параметры оценки

Ardo

DeLuxe

GEFEST

Indesit

Indesit 24

Mora

Дарина

ЗВИ

Функции

Важность

9,00

8,33

8,78

10,00

8,5

9,15

8,33

8,50

Оценка

8,36

6,00

7,85

10,00

6,50          8,50

7,40

6,80

Оценка / Важность

1,04

0,72

0,89

1,00

0,76

0,93

0,89

0,80

 

1,34

2,80

1,94

0,00

2,90

1,68

1,92

2,34

Качество

Важность

9,88

10,00

9,65

9,70

8,9

9,79

9,33

10,00

Оценка

9,38

8,00

8,08

8,67

6,25

9,43

7,53

7,00

Оценка / Важность

0,95

0,80

0,84

0,89

0,7

0,96

0,81

0,70

Стандартное отклонение

0,71

1,32

1,20

0.29

0.75

0,67

1,54

1,08

Дизайн

Важность

8,50

8.00

8,98

10,00

8,25

9,14

3.73

7,50

Оценка

9,22

5,60

8,45

9,00

6,00

8,79

6,53

5,75

Оценка / Важность

1,08

0,70

0,94

0,90

0,73

0,96

0,75

0,77

Стандартное отклонение

1,17

2,12

1,61

0,50

2,53

1,39

2,28

1,04

Безопасность

Важность

9,88

8,33

9,15

10,00

9,50

9,43

8,93

7,50

Оценка

9,25

5,90

8,20

10,00

7,50

9,50

7,47

8,25

Оценка / Важность

0,94

0,71

0,90

 

1.61

1,00

0,79

1,01

0,84

1,10

Стандартное отклонение

0.62

1,08

0.00

1,82

0,94^

1.90

1,92

Простота

Важность

8,88

8,33

9,05

10,00

10,00

9,36

9,27

6,25

Оценка

9,38

8,67

8,35

9,33

9,00

9,57

8.27

6.84

Оценка / Важность

1,06

1,04

0,92

0,93

0,90

1,02

0,89

1,09

Стандартное отклонение

1,36

2,60

1,67

0,58

0,58

0,83

1,30

1,90

Сервис

Важность

В,8В

9,33

9,28

10,00

8,75

9,29

9,00

9,00

Оценка

7,13

6,85

9,03

8,00

6,30

9,07

6,47

9,50

Оценка / Важность

0,80

0.73

0.97

0,80

0,72

0.98

0,72

1.06

Стандартное отклонение

1,81

2,60

1,49

0,00

2,80

1,73

1,96

1,08

Марка

важность

7,85

7,10

7,68

10,00

5,25

8,00

7,20

8,00

Оценка

8,63

5,00

7,98

8,33

5,50

8,64

5,60

6,00

Оценка / Важность

1,10

0,70

1,04

0,83

1,05

1,08

0,78

0,75

Стандартное отклонение

2,32

2,32

2,51

0,29

2;99

2,70

2,98

1,80

Цена

Важность

9,88

10,00

9,35

10,00

10,00

9,50

9,27

7,50

Оценка

8,13

9,00

7,90

8,33

7,00

8,07

8,07

8,00

Оценка / Важность

0,82

0,90

0,84

0,83

0,70

0,85

0,87

1,07

Стандартное отклонение

1,04

0,50

1,64

0,76

0,87

1,13

1,87

2,36

Средние значения

Важность

9,09

8,68

8,99

9,96

8,64

9,21

8,76

8,03

Оценка

8,81

6,88

 

8,23

8,96

6,76

8,95

7,17

7,27

Оценка / Важность

0,97

0,79

0,92

0,90

0,79

0,97

0,82

0,92

Стандартное отклонение

1,30

1,92

1,71

0,3

1,90

1,38

1,97

1,69

Информация о работе Производство современных субъектов хозяйствования в условиях олигополии