Профессиональная деятельность и формирование потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 01:28, реферат

Краткое описание

Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Уткин Э.А., в работе позиционируемой как учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих курс менеджмента, утверждает, что «Потребности представляют собой желания, стремления к определенному результату»

Липсиц И.В., в учебнике по экономике для общеобразовательных учреждений, определяет потребности как «ассортимент и объём благ, которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений».

Содержание

Что такое потребность? 3
Понятие деятельности 5
От потребности к деятельности 6
Потребности и профессиональная деятельность 7
Синтез понятий работа и профессиональная деятельность 7
Взаимосвязь потребностей и профессиональной деятельности 8
Профессиональное развитие личности. Формирование потребностей. 9
Потребности в профессиональной деятельности 11
Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении 12
Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке. 12
Потребность в четком структурировании работы 13
Потребность в социальных контактах 13
Потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения 14
Потребность в завоевании признания 14
Потребность ставить для себя сложные цели и достигать их 15
Потребность во влиятельности и власти 15
Потребность в разнообразии 16
Потребность быть креативным 16
Потребность в самосовершенствовании 17
Потребность в интересной, общественно полезной работе. 17
Заключение 19
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат сервисология.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Что такое потребность? 3

Понятие деятельности 5

От потребности к деятельности 6

Потребности и профессиональная деятельность 7

Синтез понятий работа и профессиональная деятельность 7

Взаимосвязь потребностей и профессиональной деятельности 8

Профессиональное развитие личности. Формирование потребностей. 9

Потребности в профессиональной деятельности 11

Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении 12

Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке. 12

Потребность в четком структурировании работы 13

Потребность в социальных контактах 13

Потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения 14

Потребность в завоевании признания 14

Потребность ставить для себя сложные цели и достигать их 15

Потребность во влиятельности и власти 15

Потребность в разнообразии 16

Потребность быть креативным 16

Потребность в самосовершенствовании 17

Потребность в интересной, общественно полезной работе. 17

Заключение 19

Список литературы 19

 

 

Что такое потребность?

Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

 

Уткин Э.А., в работе позиционируемой как  учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих  курс менеджмента, утверждает, что «Потребности представляют собой желания, стремления к определенному результату»

 

Липсиц  И.В., в учебнике по экономике для  общеобразовательных учреждений, определяет потребности как «ассортимент и  объём благ, которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих  нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений».

Как видно определения, которые приведены  выше, достаточно громоздки, многолики  и трудно применимы в практической деятельности.

 

  Наиболее подходящим для определения, что же такое потребность в практическом смысле этого слова станет определение данное Жадан С.: ощущаемый диссонанс между условиями комфортного существования человека и текущими условиями его существования, приближенно отражающийся в головах людей в форме потребностей, согласно уровню восприятия и уровню знаний об условиях существования, в которых находится субъект.

 

Таким образом, любая потребность может  быть описана  простой формулой:

 

П=КУ-ТС

 

где: П-потребность;  КУ-комфортные условия; ТС-текущая ситуация

 

Чем больше несоответствие между условиями  достаточными для комфорта и текущими условиями, тем острее необходимость  в каком-то конкретном объективном  дополнении или устранении условий (предмете, веществе, и т.д.), а соответственно, тем ярче в сознании субъекта некий  идеальный образ существующей разницы  условий.

 

Именно  эта разница условий, представляющая собой необходимость, воспринимается сознанием человека как потребность, либо группа потребностей (Жадан С.).

 

Основные  проблемы анализа потребностей состоят  в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

 

Таким образом, для осознания своих  собственных потребностей или определения  истинных потребностей других людей, применительно  к конкретной ситуации, необходимо изучить и понять текущую ситуацию (то, что есть сейчас), представить  комфортную (желаемую) ситуацию для  субъекта. Устранение причин, делающих невозможным превращение текущей  ситуации в комфортную сейчас и есть материальное воплощение потребности.

 

 

Понятие деятельности

 

Деятельность  есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного  преобразующего отношения к миру. Деятельность - исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности.

 

Деятельность  можно разделить на этапы. Можно  выделить в качестве этапов:

    • процесс вовлечения в деятельность;
    • процесс целеполагания;
    • процесс проектирования действий;
    • процесс осуществления действий;
    • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями

 

Профессиональная  деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность.

 

Понятие "труд" и "деятельность" нередко  употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев  различие между трудом и деятельностью  несущественно. Можно сказать, что  деятельность - это более широкое  определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все  ее другие виды. Определяя в "Капитале" труд как "прежде всего, процесс, совершающийся  между человеком и природой..." Маркс подчеркивал, что труд есть целесообразная деятельность для созидания  потребительных стоимостей... вечное естественное условие человеческой жизни".

 

Используя в процессе труда преобразованные  в результате деятельности природные  силы, человек находится во власти внешней необходимости, а его  свобода существует как потенциальная  возможность в виде накопления ее материальных предпосылок.

 

Труд  создает объективные условия  свободы, но еще не является самой  этой свободой. "Лишь по ту сторону  его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы".

 

Предметным  содержанием деятельности являются потребности, мотивы, цели, условия  достижения целей. Это внутренний план ее осуществления. К структурным  элементам деятельности относятся  отдельная деятельность, действия, операции. Это реализация деятельности, внешний план ее осуществления.

 

От потребности к деятельности

 

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая  цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести  свои субъективные представления о  потребности с ее объективным  содержанием, отыскивая средства овладения  целью как объектом.

 

Переход от потребности к деятельности есть процесс овнешнения потребности, овнешнения субъекта деятельности, такое состояние, когда субъект переходит из состояния  бытия в себя-бытия в бытие  для себя бытия. Механизм этого перехода включает несколько моментов. Первый: выбор и мотивация предмета потребности. Мотивация - обоснование предмета для  удовлетворения потребности. Второе. При  переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в  цель и интерес, которые можно  кратко обозначить как осознанную потребность.

 

"Интерес  есть всесильный волшебник, изменяющий  в глазах всех существ вид  всякого предмета, - писал Гельвеций  К.

 

Вывод: в процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.

 

Потребности и профессиональная деятельность

Синтез понятий  работа и профессиональная деятельность

 

Работа  – материально вознаграждаемая  деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие  или отсутствие работы влияет на статусные  характеристики личности, возможность  реализации потенциала работника. Работой  в общем смысле считают профессиональную деятельность, направленную на достижение определенного результата и подразумевающую  позитивную направленность.

 

Работа  есть источник удовлетворения потребностей:

 

1) средства к существованию –  сюда включены такие статьи, как  заработная плата, дотации, льготы, предоставляемые предприятием работнику;  возможность самореализации –  возможности творческого подхода  к работе, реализации своих идей;

 

2) приобретение определенного статуса  – возможности карьерного роста,  финансового положения, профессионального  авторитета;

 

3) возможность приобретения новых  навыков и знаний, профессионализации  – опыт работы по определенной  специальности;

 

4) удовлетворение потребности в  самоидентификации с определенной  группой – идентификация с  определенной группой, определение  себя как ее члена;

 

5) возможность приобрести новый  круг общения – приобретение  новых знакомств, новый круг  общения.

 

 

Взаимосвязь потребностей и профессиональной деятельности

 

Источником  активности человека, его профессиональной деятельности выступают многообразные потребности.

 

  Напомним, что потребности человека  — это переживание нужды в  том, что необходимо для поддержания  жизни его организма и развития  его личности. Потребность побуждает  человека к активности. В ходе  поисковой деятельности происходит  встреча потребности с ее предметом,  опредмечивание потребности. Так  рождается мотив, который и  определяется как предмет потребности.  Акт опредмечивания меняет и  потребность. Она становится определенной  потребностью именно в данном  предмете. Добавим, что на основе  одной и той же потребности  могут образовываться мотивы  к разным видам деятельности, то есть одна и та же деятельность  может определяться разными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотив побуждает человека к  постановке цели (образ желаемого  результата), которая требует выполнения  действий, направленных на получение  предмета, отвечающего мотиву и  удовлетворяющего потребность.

 

Освоение  любого вида деятельности подчиняется  общим закономерностям развития деятельности. В.В. Давыдов выделяет четыре общих закономерности развития деятельности. Во-первых, существует процесс  возникновения, формирования и распада  любого конкретного вида деятельности. Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь  друг в друга. В-третьих, различные  частные виды деятельности взаимосвязаны  на протяжении человеческой жизни. В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально  возникает и складывается во внешней, социальной среде, а лишь затем становится внутренней формой деятельности отдельного человека. Освоение деятельности, превращение  индивида в субъект деятельности означает овладение им основными  структурными компонентами деятельности (потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями).

 

Среди многообразных видов социальной деятельности человека профессиональная деятельность занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность не только удовлетворить широкий спектр личных потребностей.

 

 

Профессиональное  развитие личности. Формирование потребностей.

Профессиональная  деятельность человека задает направление  развития его личности. Каждая профессия  формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения  и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком  особенности личности проявляются  и в других жизненных условиях и ситуациях.

 

Профессиональное  развитие личности прежде всего связано  с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков.

 

Профессиональная  мотивация представляет собой систему  внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей  и регулируют структуру и функции  деятельности. Существует большое количество разнообразных классификаций мотивов  трудовой деятельности. В качестве примера можно привести широко известную  классификацию потребностей, предложенную американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять уровней потребностей:

 

1) физиологические потребности (голод,  жажда, сексуальность и т. д.);

 

2) потребности в безопасности (защита  от страданий, неудобств);

 

3) потребности в социальных связях (сопереживание, общение, любовь, дружба и т. д.);

 

4) потребность в самоуважении (признание,  уважение, одобрение);

 

5) потребность в самоактуализации (потребность в понимании и  осмыслении собственного пути, реализации  своих возможностей и способностей).

 

  В профессиональной деятельности  удовлетворяются все потребности,  но способы их удовлетворения  могут быть различными. Потребности  более низкого уровня удовлетворяются  косвенным путем через получение  необходимых материальных средств.  Получая заработную плату, человек  может купить продукты, одежду, приобрести  жилище, оплатить медицинские услуги  или сделать сбережения, удовлетворяя  тем самым физиологические потребности  и обеспечивая себе физическую  и социальную безопасность в  будущем. Что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно.

Информация о работе Профессиональная деятельность и формирование потребностей