Профессиональная этика менеджера по персоналу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:22, реферат

Краткое описание

Исходя из всего вышесказанного, целью написания данной работы является необходимость охарактеризовать роль этических норм и принципов в работе менеджера по персоналу.
В ходе достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты развития деловой этики.
2. Осветить основные этические принципы и нормы в работе менеджера по персоналу.
3. Определить значимость основных этических принципов и норм в работе менеджера по персоналу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты развития деловой этики…………………………..5
1.1 Этика менеджера по персоналу как составная часть деловой этики……5
1.2 Исторические этапы развития этики менеджера по персоналу………….7
2 Этические нормы и принципы в работе менеджера по персоналу…………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемых источников…………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Кузнецова Евгения УП(б) 11-1.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

Гиппократ выделяет такую этическую категорию, которая  сохраняет свою значимость для деятельности менеджера по персоналу, как «профессиональный  долг». Это определение предполагает то обстоятельство, что профессиональный труд должен стать определенной значимой ценностью. В рамках данного понятия  труд должен восприниматься также не только как источник определенного  добывания средств к существованию. («Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»,— это слова  апостола Павла из Второго послания к фессалоникийцам), но и как способ формирования человеческого достоинства.

Профессиональная  этика протестантизма ставит и решает традиционные этические проблемы, основываясь  на утверждении моральной ценности и же святости профессионального  труда: проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так  называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становит проблемой  смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается  как долг профессиональный; моральная  ответственность преломляется через  профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную  оценку.

Индивидуальная мораль в  профессиональной сфере предполагает также осознание профессионального  долга.

Первоначальное содержание этой этической категории, исторически  сложившееся в рамках протестантской этики, хотя и отличается от того содержания, которое оно имеет в светской этике, все же по существу глубоко  связано с ним требованием самоотречения.

В противоположность монашескому  аскетизму в протестантизме утверждается принцип мирской аскезы, решительно отвергающий непосредственное наслаждение  богатством. Наиболее последовательное воплощение эта этика получила у  последователей Кальвина в Англии —  пуритан, порицавших как непростительные  занятия пустую болтовню, излишества, суетное тщеславие, превышающий  необходимое время сон, считавших тяжким грехом бесполезную трату времени. Не принимая крайностей пуританского аскетизма, граничащего с ханжеством, следует, тем не менее, признать, что достижение успеха в любой профессии неизбежно связано с определенным самоограничением, без чего невозможна профессиональная реализация личности.

Самоограничение выражается в стремлении выработать в себе такие  качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность. В XVI в. последователей практической этики кальвинизма  называли методистами за создание строгого метода всего поведения, который  преследовал две задачи: освобождение от иррациональных инстинктов, от влияния  природы и мира вещей, подчинение жизни плановому стремлению; постоянный самоконтроль и активное самообладание.

Если категории «призвание»  и «профессиональный долг» выражают отношение человека к своему делу, то проблема смысла профессиональной деятельности порождается взаимодействием  людей в обществе и в упрощенном виде может быть сформулирована как  вопрос «Для кого человек должен трудиться?»

Не на благосклонность  мясника, булочника или земледельца  считываем мы, желая получить обед, а на их собственную заинтересованность; мы апеллируем не к их любви к  ближнему, а к их эгоизму, говорим  не о наших потребностях, а всегда лишь об их выгоде.

Иными словами, объективно всякая востребованная деятельность в буржуазном обществе, так или иначе учитывает  чьи-то интересы, однако указание на адресата деятельности само по себе не может  придать ей моральный смысл. Только осознание общечеловеческого, общекультурного  значения поставленных целей, как бы абстрактно, идеалистично или недостижимо  это ни звучало, делает профессиональную деятельность морально осмысленной.

 

К концу XIX века различные  профессиональные сообщества начинают составлять собственные моральные  кодексы, конкретизируя абстрактные  принципы применительно к той  или иной профессии — журналиста, юриста, педагога, дипломата.

Во многих штатах США и  в Канаде, например, в начале XX в. были приняты этические кодексы  инженеров, которые действовали  до 70-х г.г. XX века, затем были пересмотрены и дополнены и продолжают действовать.

В них подробно анализируются  как общие, так и частные аспекты  морального долга инженера по отношению  к народу, к своему нанимателю, клиентам, другим членам профессионального сообщества, а также к себе самому.

Профессиональная этика  менеджера по кадрам включает в себя все перечисленные принципы и  категории, но по форме и содержанию деятельности обладает специфическими особенностями.

Любые решения кадрового  работника отягощены ответственностью за чужие судьбы. Строго говоря, представители  всех профессий, имеющих человека в  качестве объекта деятельности (врач, учитель, юрист, журналист) несут такую  ответственность, но именно руководитель отвечает за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру, а следовательно, за их общественное положение.

Моральные и деловые качества людей становятся для менеджера  по персоналу объектом профессиональной деятельности:

1) чисто профессиональные  качества — профессиональные  навыки, опыт работы, знание иностранных  языков;

2) морально-психологические  как профессиональные — целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;

3) моральные — доброта,  отзывчивость, гуманность, достоинство,  уважение других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть.

Появление специалистов по работе с кадрами (управлению персоналом) связано с реализацией принципов научной организации труда, поставившей перед собой задачу максимально эффективно использовать (эксплуатировать) всех работников в рамках высокоорганизованного, высокотехнологичного производства.

Человек с точки зрения этой доктрины, доктрины X, рассматривался как винтик, которого можно при необходимости сменить другим человеком, если использование первого становилось экономически неэффективным. Соответствующее отношение к работнику со стороны кадровых служб состоит в том, что средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции, ленив, желает находиться в безопасной ситуации.

Его надо готовить к выполнению строго определенной профессиональной роли и по возможности минимизировать социальные конфликты и прочие негативные явления, влияющие на снижение производительности труда или повышение издержек производства.

Вторая волна, или революция  в управлении персоналом были связана  с идеей гуманизации производственных отношений, идеей фокусирования  внимания кадровых служб на человеческих отношениях. Второй этической доктриной  кадровой работы, доктриной У, человек трактовался уже как работник, которого надо всячески мотивировать, создавать ему соответствующие условия, чтобы он мог эффективно работать, приобщать его к общим ценностям организации и за счет этого достигать максимального экономического эффекта. Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации. Различия между этими доктринами нашли отражение в теории X — У, разработанной Д. МакГрегором.

 

2. Этические нормы  и принципы в работе менеджера  по персоналу

      Сформированная  этическая культура менеджера  по персоналу профессиональными  знаниями, умениями и навыками  является полноценным итогом  всего предшествующего развития.

Поскольку профессиональная деятельность менеджеров по персоналу  относится к системе «человек—человек»  и предполагает постоянные контакты с другими людьми (клиентами, коллегами, партнерами по бизнесу), при профессиональной подготовке этих специалистов большое  значение имеет формирования основ  этической культуры.

Безусловно, формирование и  развитие профессиональной этической  культуры является длительным процессом, который начинается в вузе и проходит несколько этапов, а далее продолжается в период самостоятельной трудовой деятельности специалиста.

Однако основы этической  культуры должны быть сформированы именно в процессе профессиональной подготовки.

Профессиональная деятельность специалистов сферы управления персоналом является общественно значимой деятельностью, сферой взаимного воздействия человека на человека, вызывающей изменения  в личности каждого из них. Особенности  профессиональной деятельности включают необходимость высокого уровня владения специальными знаниями, развития этической  культуры и профессионально значимых личностных качеств. Взаимодействие с  людьми является формой профессионального  существования, профессиональной реализации менеджера по персоналу.

В этом процессе имеет место  взаимодействие культур, поэтому без  преувеличения можно констатировать, что этическая культура менеджера  по туризму приобретает особое значение.

В целом в структуре  профессиональной компетенции менеджера  по персоналу наряду с когнитивным  компонентном, относящимся к сфере  знаний, можно выделить мотивационный, деятельностный и социально-психологический компоненты, непосредственно связанные с внутренней этической культурой специалиста.

Так, мотивационный компонент  включает комплекс отношений менеджера  по персоналу к своей профессиональной деятельности и профессиональным задачам; мотивы профессиональной деятельности; профессиональные ценности и профессионально-личностные ценностные ориентации специалиста.

Деятельностный компонент  выражается в соблюдении менеджером по персоналу профессионально-этических  норм, качеством выполнения профессиональных действий.

Одним из наиболее важных является социально-психологический компонент, включающий коммуникативность, адекватность межличностного восприятия и взаимодействия, умение предупреждать и разрешать  конфликты.

В настоящее время проблема формирования этической культуры специалистов, работающих в системе «человек —  человек», приобретает особую актуальность. Обеднение (в условиях постиндустриального  общества) духовности человека, дало отрицательные  результаты: обесценивание многих духовно-нравственных идеалов, утрату истинных целей жизни  и нравственного облика человека, кризис общественного сознания. Педагогика профессионального образования  технократической эпохи успешно  занималась проблемой интеллектуализации процесса профессионального обучения, создавала различные дидактические  системы высшей школы. Она дала современному обществу широкую возможность для  профессионально-интеллектуального  развития специалистов. Такие цели высшей школы как становление  нравственной, духовно-этической и  творческой личности специалиста, хотя и провозглашались, но не считались  приоритетными.

Аксиологический, Деятельностный подходы к рассмотрению феномена культуры личности, а также системный, личностно-ориентированный, контекстный подходы к профессиональному образованию и становлению личности специалиста позволили определить концептуальные идеи для исследования процесса формирования этической культуры менеджера по персоналу в условиях вуза.

Можно выделить следующие  базисные положения, касающиеся этической  культуры специалистов сферы управления персоналом:

- этическая культура менеджера  по персоналу характеризуется  многофункциональностью и целостностью;

- этическая культура обусловлена  теми ценностными установками,  которые определяют жизнедеятельность  человека, отражает личностные особенности  специалиста;

- этическая культура менеджера  по персоналу имеет деятельностный  характер, обусловлена особенностями  и спецификой профессии;

- процесс формирования  этической культуры менеджера  по туризму динамичен, состоит  из взаимосвязи, последовательности, интегрированности этапов.

Под этической культурой  менеджеров по персоналу понимается уровень этических знаний, моральных  принципов, нравственных навыков, проявляющихся  в деятельности работников туризма  при обслуживании клиентов.

Этическая культура специалистов в сфере управления персоналом находит  конкретное выражение в активном воплощении ценностей морали и этики  во взаимоотношениях работников предприятий  с администрацией непосредственно.

Этические основы в профессиональной деятельности менеджера по персоналу  формируются из тех мировоззренческих  представлений, нравственных ценностей, которые определяют профессиональное поведение работников сферы управления по персоналу и регулируют отношения  как между работниками.

Этические принципы предписывают менеджеру по персоналу освоить  такие отношения между работниками действующего предприятия, которые считаются в нашем обществе желательными, одобряемыми, стимулируются современной практикой управления и тем самым облегчают трудовой процесс, делают его приятным и эффективным для обеих сторон.

Этическая культура менеджера  по персоналу играет существенную роль в выполнении следующих функций: профессионально-регуляционной, социокультурной (этнокультурной), профессионально-коммуникативной.

Поскольку этическая культура менеджера  по персоналу является показателем  его личной и профессиональной культуры, она выполняет профессионально-регуляционную  функцию.

Информация о работе Профессиональная этика менеджера по персоналу