Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:59, контрольная работа
Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.
Введение 3
1. Сущность принятия решений в процессе управления. 5
2. Классификация управленческих решений. 9
3. Процесс принятия решения. 13
4. Учет неопределенности и риска принятия решения. 14
Заключение 16
Список литературы 18
Введение
2. Классификация
управленческих решений.
3. Процесс
принятия решения.
4. Учет
неопределенности и риска
Заключение
Список литературы
Работа руководителей, ученых, инженеров, юристов – заключается в принятии решений и решении проблем. Нет ничего более важного для благосостояния общества, чем эффективное выполнение этой работы.
Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.
Можно выделить два типа элементов качественного процесса принятия решений:
Самое страшное в управлении – это не плохое решение, а отсутствие решения. Чтобы научиться принимать правильные решения, необходимо принимать много решений. Говорят, что не бывает неудач или неправильных решений, а бывает только опыт. В общем, управленческий опыт можно было бы определить как сумму принятых решений. Несмотря на такое количественное выражение, опыт как бы приобретает качественную окраску. Это выражается в том, что обобщенный опыт становится ключевой составляющей интуиции, т.е. предчувствия, воображения, проницательности, мысли, которые спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и последующем ее решении. В реальной деловой активности факты и цифры нередко проявляются без видимой связи со стоящей за ними проблемой.
Целью контрольной работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений.
В контрольной работе будут подробно освещены следующие моменты:
Принятие решений – это составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми областями управленческой деятельности.
Все люди познают на практике процесс принятия решений. Способность принятия решения – это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни – тысячи решений.
Однако
решения, принимаемые в процессе
управления компанией, отличаются от решений,
принимаемых человеком в
Таким образом, управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера, направленной на достижение целей организации. Выработка и постановка решений – творческий процесс любого руководителя, который заключается в следующем:
Для большинства управленческих задач существуют тысячи решений, большинство из которых негодны. Обязанность менеджера – отбросить плохие, но и после этого остается много хороших решений. В обязанности менеджера не входит определять, какой из ответов наилучший.
Существуют три правила принятия решений, проверенные практикой менеджмента.
1.
Не принимайте на более
2.
Пространство решений должно
быть ограниченным. Это улучшит
руководство и качество
3. Решение, принятое на более высоком уровне – усредненное и не обязательно лучшее решение.
Технология
менеджмента рассматривает
- подготовки решения;
- принятия решения;
- реализации решения.
На первой стадии, стадии подготовки, проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, в который входит сбор, обработка, оценка информации. Выявляются проблемы, которые необходимо решить.
На стадии принятия решения происходит разработка и оценка альтернативных решений, отбор критериев выбора оптимального решения, выбор наилучшего решения и его принятие.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, реализуется контроль над его исполнением и дается оценка полученного результата после претворения в жизнь принятого решения.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принятыми на основе экономического анализа, и интуитивные, которые принимаются быстро, а значит, экономят время, но содержат в себе большое количество неопределенностей.
Все принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения всех возможных последствий.
Управленческие решения влияют на экономические, организационные, социальные, правовые, технологические интересы компании, что требует от руководителя знаний, широкого взгляда на жизнь и компетенции по многим вопросам.
Экономическая сущность управленческого решения заключается в том, что для разработки нового решения требуются определенные материальные ресурсы, т.е. каждое управленческое решение имеет свою себестоимость. Путем сопоставления затрат и выгод, которые компания может получить от реализации этого решения, можно определить целесообразность проведения данной работы.
Организационная
сущность состоим в том, что для
реализации решения компания должна
иметь соответствующие
Социальная сущность управленческого решения – механизм управления исполнителями с целью достижения взаимодействия всех его участков. Руководителем компании должны быть учтены все интересы, потребности, ценности и стимулы человека. Нужно стараться добиться такого состояния, при котором выполнение работы вызывало бы у исполнителя чувство удовлетворенности, только в этом случае можно будет говорить о хороших результатах.
Правовая сущность заключается в строгом соблюдении законодательных актов РФ, международных обязательств и других документов самой компании. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а в случае незаконной реализации решения может быть начислен штраф или возбуждено уголовное дело.
Технологическая
сущность проявляется в возможности
обеспечения персонала, участвующего
в реализации решения, необходимыми
информационными, техническими средствами
и ресурсами. Планируя разработку решения,
руководитель одновременно должен формировать
для него технологическую основу.
2.
Классификация управленческих
решений.
Классификационный признак. | Группы управленческих решений. | |
Степень повторяемости проблем | Традиционные | Нетипичные |
Значимость цели | Стратегические | Тактические |
Сфера воздействия | Глобальные | Локальные |
Длительность реализации | Долгосрочные | Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия | Корректируемые | Некорректируемые |
Характер использованной информации | Детерминированные | Вероятностные |
Метод разработки решений | Формализованные | Неформализованные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные | Многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные | Коллегиальные |
Способ фиксации решений | Документированные | Недокументированные |
Рассмотрим ее более подробно.
• Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
• Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
• Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на ком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу
организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
• Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок — решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
• Прогнозируемые последствия. Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
• Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определенности) или
вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределенности). Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений, поэтому рассмотрим их более подробно.
Детерминированные решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Примером детерминированного решения может быть выбор в качестве инструмента инвестирования свободной наличности 20%-ных