Процесс разработки, принятия, и реализации управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процесса принятия и реализации управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и принципы принятия управленческих решений;
Рассмотреть основные виды управленческих решений и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
Охарактеризовать основные этапы рационального принятия решений;
Определить критерии эффективности управленческих решений.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Сущность и принципы принятия управленческих решений……..5
2. Виды управленческих решений……………………..…….…….…9
3. Этапы рационального решения проблем………………...……….15
4. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по менеджменту 2013.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки  Российской  Федерации

Федеральное  государственное  образовательное  учреждение

Высшего  профессионального  образования

«Ковровская  государственная  технологическая  академия»

имени  В. А. Дегтярёва.

 

 

 

                                                         Кафедра «Менеджмента»

 

 

Реферат

по дисциплине «Теория менеджмента»

на тему:

«Процесс разработки, принятия, и реализации управленческих решений»

 

 

 

                                                                 Выполнил ст. гр. ВМБ-111 Панова Н.А.

     Научный  руководитель: кандидат экономических  наук, доцент Маслова А.В.

 

 

Ковров 2013

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

1.   Сущность и принципы принятия управленческих решений……..5

2.  Виды управленческих решений……………………..…….…….…9

3.    Этапы рационального решения проблем………………...……….15

4. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений………………………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят  рыночные критерии эффективности и  повышаются требования к гибкости управления. В настоящее время экономическая  среда, в силу своей нестабильности и подвижности, требует новых методов управления, соответствующих уровню современных производственных систем. Как показывает практика, на первый план выдвигаются вопросы эффективности деятельности организации, непосредственно связанные с качественной подготовкой управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым специалистом в области управления теоретическими знаниями и практическими навыками разработки управленческих решений.

Одной из основных функций управления в настоящее  время является принятие решений. Принимая решения, необходимо полагаться на такое количество информации, которое они смогут получить. Обычно они легче справляются, следуя рациональным процедурам по достижению решений проблемы. Но всегда присутствуют косвенные влияния и неопределенности, поэтому управленческие решения не всегда совершенны, и однажды внедрив это решение его необходимо контролировать.

Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения  пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

 

 Эффективное  принятие решений необходимо  для выполнения управленческих  функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

 Целью данной  работы является изучение процесса принятия и реализации управленческих решений.

 Для достижения  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

  • Определить сущность и принципы принятия управленческих решений;
  • Рассмотреть основные виды управленческих решений и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
  • Охарактеризовать основные этапы рационального принятия решений;
  • Определить критерии эффективности управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и принципы принятия управленческих решений

    «Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР), в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации».1

«Р.А. Фатхутдинов определяет управленческое решение как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента».2

Основные принципы принятия управленческих решений:

  1. Принцип системности. Многие предприятия работают вхолостую, испытывают стрессовые ситуации, финансовые потери, на них наблюдается демотивация сотрудников. И все это потому, что либо не были оптимальными принятые решения, либо решения были правильные, но их реализация натолкнулась на трудности из-за того, что было “забыто” нечто существенное. Принцип системности как раз и ориентирует на всесторонний учет значимых факторов.

 

  1. Принцип стандартизации (стандартных управленческих ситуаций и решений). Суть его состоит в том, что большинство реальных управленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых стандартных или базовых. Процедуры выработки и реализации управленческих решений для стандартных ситуаций детально разработаны, а действия руководителя в этих случаях хорошо известны из практики.
  2. Принцип оптимальной информированности. Рациональные управленческие решения достижимы; лишь когда им соответствует достаточная информационная база. Причем для каждого из управленческих уровней существует оптимальный размер информационной базы, определяемый рядом факторов.
  3. Принцип автоматизма реализации управленческих решений. Принцип заключается в том, чтобы принятое руководителем “решение” автоматически (то есть обязательно, причем в максимально короткие сроки и в неискаженном виде) доводилось до требуемого уровня и становилось практическим руководством к действию.
  4. Принцип учета вероятных последствий. Рациональное управленческое решение предполагает учет вероятных последствий его реализации.
  5. Принцип свободы выбора. Если у человека (группы), принимающего решение, нет или недостаточно условий для выбора из множества возможных вариантов, то об эффективном решении остается только мечтать. Вышестоящий руководитель, который связывает “по рукам и ногам” нижестоящего руководителя, не дает и шага сделать самостоятельно, не вправе рассчитывать на принятие им эффективных решений.
  6. Принцип ответственности. Принимающий решения несет ответственность за результаты реализации принятого решения. Это в равной степени относится и к коллегиально принятому решению. Заметим, что решение человека о самом себе не связано с таким высоким чувством ответственности за судьбу лиц, зависящих от руководителя, как это характерно при принятии решений, непосредственно касающихся этих лиц (хотя и в индивидуальной деятельности решения действующего субъекта оказывают определенное влияние на судьбу окружающих лиц).
  7. Принцип соразмерности прав и ответственности. Наихудшие решения принимаются тогда, когда имеющий право принимать решения не несет за них ответственности и когда тот, на кого возложена ответственность, не имеет права решать.
  8. Принцип творчества. Творчество в управлении не всегда высоко ценилось, но сейчас это важная ценность, и, вероятно, ее значение будет расти. Особо творческий подход требуется, когда имеющимся решениям не хватает эффективности и силы. Он необходим для уточнения проблем и поиска идей, выходящих за пределы обычных рамок, для того чтобы подвергнуть сомнению базовые предположения.

 В процессе  творческого решения проблем  выделяют и описывают пять  стадий: 1) изучение проблемы; 2) выработка идей; 3) отсев примененных идей; 4) планирование нововведений; 5) обратная связь и анализ.

10. Принцип своевременности.  Он ориентирует на выбор наилучшего  момента для принятия решения.  Решение не даст ожидаемого  эффекта, если оно преждевременно  и, тем более, если оно запоздало. Напрашивается аналогия со стрельбой по движущейся мишени. Преждевременный выстрел здесь столь же “результативен”, как и выстрел, сделанный с опозданием.

11. Принцип единства  единоначалия и коллегиальности.  Единоначалие и коллегиальность, на первый взгляд, исключают друг друга. Первое предполагает персональную ответственность за принятие решения и соответствующее право, второе — коллективную ответственность и право. Однако на самом деле они могут быть удачно совмещены. Скажем, руководитель при подготовке решения активно консультируется с подчиненными (коллегиальность) и с учетом их мнения принимает решение, беря на себя всю полноту ответственности (единоначалие). Коллегиальность в данном случае выражается в неявной форме, хотя она может проявиться и более явно (например, при коллективном обсуждении альтернативных предложений).

12. Принцип соучастия.  Он означает активное и непосредственное  участие в принятии решения  тех, кого оно касается. Нарушение  этого принципа приводит к  тому, что люди привыкают быть только исполнителями, считают, что участвовать в решении производственных проблем — не их дело. Такой подход формирует и закрепляет известный стереотип мышления: “Наше дело маленькое, пусть за нас начальство думает”. У этого стереотипа есть подлинно-трагическая сторона: работники могут выполнять работу, зная, что она ведет к ошибочным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды управленческих  решений

Типология, т.е. классификация, управленческих решений  необходима для четкого определения  особенностей решений, принимаемых на различных уровнях организации, и на этой основе формулирования требований к работникам, принимающим решения, а также к той информации, которую они должны получать.

«Существует три типа решений, интуитивные, основанные на суждениях и рациональные».3

Интуитивное решение  — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор при использовании чистого интуитивного подхода малы. Решения на основе суждений иногда кажутся интуитивными, поскольку их логика не очевидна. Такое решение — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Руководитель использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

 Решение  на основе суждения обладает  таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его  принятия. К недостаткам можно  отнести то, что данный подход  не позволяет принять решение  в действительно новой ситуации, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы обосновать логический выбор. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.

Главное различие между рациональным решением и решением, основанным на суждении, заключается  в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

«По форме принятия решения могут быть индивидуальные, групповые, организационные и межорганизационные».4

Решения различаются  и по объекту управления. В зависимости от степени охвата объекта выделяют общие, частные и локальные решения.

Общие (глобальные) решения охватывают всю управляемую  систему. Принятие подобных решений  требует глубокого и всестороннего  изучения деятельности объекта как  целостной системы. Частные решения касаются отдельных сторон деятельности объекта, обычно они не требуют предварительного серьезного анализа работы всего объекта. Локальные решения отличаются от частных тем, что имеют отношение к конкретному элементу системного объекта (например, к одному цеху организации).

«По длительности действия, масштабу и характеру целей решения подразделяют па стратегические, тактические и оперативные».5

Стратегические  решения масштабны и рассчитаны на большой срок. Тактические решения  обычно краткосрочны и принимаются для выполнения частных и локальных задач.

«По содержанию решения подразделяются на количественного (например, вложить определенную сумму средств в модернизацию или маркетинг) и неколичественного (например, прием на работу или перевод сотрудника на другую должность) характера».6

По степени  полноты имеющейся информации решения  могут приниматься в условиях определенности и неопределенности. В свою очередь каждая из этих групп  решений может быть подразделена на подгруппы. Например, в зависимости от степени неопределенности различают стандартные решения, решения при слабой, значительной и большой неопределенности. При этом по условиям принятия решения подразделяются на:

  • решения, принимаемые в условиях определенности, когда решение основывается на точном определении оптимального результата, который будет достигнут в результате его реализации
  • решение, принимаемое в условиях риска, когда принимается решение, которое может дать лучший результат, но одновременно велика вероятность значительных потерь
  • решение, принимаемое в условиях неопределенности, когда выбирается вариант решения, который может дать результат наиболее близкий к выбранному критерию оценки оптимальности решения, но никакой уверенности в его реализации нет.

«По характеру информации выделяют программируемые и непрограммируемые решения, или детерминированные и вероятностные. К программируемым относятся стандартные и повторяющиеся решения, к непрограммируемым — разовые, слабоструктурировапные решения, требующие творческого подхода, в значительной мере зависящие от здравого смысла и интуиции».7

Программированное решение — это результат реализации определенной последовательности действий.

Непрограммируемые решения требуются при возникновении  новых ситуаций. Поскольку в этих случаях заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

По сфере  действия решения подразделяются на политические, экономические, организационные, социальные, технические, технологические и комплексные. Необходимость принятия подобных решений обусловлена наличием в любой организации соответствующих подсистем, каждая из которых имеет оригинальный набор элементов и условия функционирования.

По степени уникальности выделяют рутинные, селективные, адаптационные и новаторские решения. Рутинные решения принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. При селективных решениях инициатива принимается в ограниченных пределах (например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них рациональных). Адаптационные решения рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. При их разработке сочетается использование творческого и нестандартного подхода на основе идей с отработанными ранее возможностями. Новаторские решения связаны со сложностью и непредсказуемостью событий.

«По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции».8

«По способу фиксации они делятся на устные и письменные».9

Информация о работе Процесс разработки, принятия, и реализации управленческих решений