Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования: исследование психологических аспектов формирования и управления командой проекта .
Задачи исследования:
1. Изучить психологические аспекты формирования команды проекта
2. Изучить психологические аспекты управления командой проекта.
Правильное использование того или иного стиля поведения при конфликте позволяет эффективно управлять ситуацией, ограничивать или предотвращать конфликт, способствовать его разрешению.
2.3 Роль руководителя в создании и развитии команды.
Создание команды - процесс вовлечения в совместную работу, сотрудничество и воспитание командного духа среди членов команды. Чувство командного духа прививается членам команды с помощью интерактивных командных упражнений и групповых обсуждений. Создание команды требует организации групповой деятельности как раз в то время, когда современная сфера работы становится все более и более
Руководитель группы
играет огромную роль в
Важно, чтобы руководители
и члены команды осознавали
ситуационные ограничения, в
Руководители используют ситуацию и факторы, естественным образом способствующие развитию команды, и находят возможность справиться с теми ситуациями и факторами, которые этому мешают. При этом они демонстрируют чрезвычайно интерактивный стиль управления, который служит примером командной работы, а также координируют отношения между командой и остальной частью организации.
Определив, что ему необходимо, руководитель должен выяснить, кто является хорошим работником, кто свободен, у кого есть желание работать в команде. Некоторые организации могут позволить себе провести прямые собеседования. Когда ключевой персонал найден, неплохо привлечь его к процессу отбора и найма остальных членов команды. Часто руководителю приходится использовать свой политический капитал, чтобы добиться назначения ценных работников для работы в команде.
Руководители играют огромную роль в установлении норм личным примером. Если они открыто признают свои ошибки и говорят о том, что о них известно, то и члены команды будут поступать так же. Одновременно при этом руководители должны вмешаться, если, по их мнению, эти нормы нарушаются. Они должны провести частную беседу с нарушителями и четко высказать свое мнение. Интересно, что, если группа сплоченная, со сложившимися нормами, то работники будут следить за их соблюдением, и управляющему не надо будет выполнять роль надсмотрщика.
Чтобы стать лидером, руководитель в процессе своей повседневной деятельности в зависимости от ситуации должен уметь исполнять в команде разные роли:
Эффективная рабочая команда возникает не сразу, а проходит в своем формировании определенные этапы.
Первый этап. Формирование
Это период ориентации и знакомства членов команды друг с другом. На этом этапе велика неопределенность, участники обычно принимают на себя любые полномочия, какие им предлагают.
Единство членов команды - это залог ее жизнеспособности. Руководителю команды необходимо создавать условия для формирования энергии единства и выполнять роль Штурмана:
– Знакомить членов команды друг с другом.
– Создавать обстановку
доброжелательности и
– Наблюдать за каждым членом команды.
– Помогать в поиске своего места в команде.
– Помогать в
развитии профессиональных
– Доводить до
команды цели. Все члены команды
должны хорошо представлять
– Выдвигать идеи и организовывать работу.
– Концентрировать
внимание команды на
Также единению и лучшему знакомству членов команды способствуют неформальные мероприятия: совместные обеды, выезды на природу, праздники (Новый год, 23 февраля, 8 марта, дни рождения, успешное достижение промежуточной цели проекта), общие хобби.
Второй этап. Смятение (Бурление). Члены команды утверждаются в своих ролях, демонстрируют, чего от них можно ждать. Они могут начать бороться за позиции в команде. Пока группа не преодолеет разногласия, ее производительность находится на низком уровне.
Задачи руководителя на этом этапе в основном относятся к роли Образца:
– Помогать команде успешно решать споры.
– Обеспечивать
обмен мнениями и
– Воодушевлять
команду на достижение
– Сохранять нейтралитет в конфликтах.
– Поддерживать и включать в творческий поиск каждого сотрудника.
– Формировать единое поле экономических интересов.
– Добиться большей
самостоятельности членов
– Показать выгоды
и преимущества командной
– Уточнять личные интересы людей.
Третий этап. Нормирование. Команда начинает совместное движение к общим целям, устанавливается равновесие конкурирующих сил и групповые нормы, определяющие поведение ее членов. Сотрудничество в команде становится все более эффективным.
Задачи руководителя команды на этом этапе относятся в основном к роли Помощника:
– Поддерживать
и укреплять единство, способствовать
усилению синергетического
– Поддерживать обратную связь.
– Поощрять создание единого информационного поля, инициативу и творчество.
– Согласовывать
устремления каждого члена
– Концентрировать
внимание участников команды
на качестве и конечной
– Установить систему контроля за деятельностью команды.
Четвертый этап. Функционирование
(Выполнение работы). Команда вступает
в стадию зрелости, она способна
решать самые сложные задачи, каждый
ее член исполняет несколько
Задачи руководителя на этом этапе относятся в основном к роли Вдохновителя:
- Регулярно оценивать
эффективность работы команды,
качество и результаты ее
- Предоставлять членам команды обратную связь.
- Делегировать дополнительные полномочия членам команды.
– Обсуждать с членами команды предложения по улучшению ее деятельности.
- Развивать потенциал членов команды.
- Поддерживать процесс принятия решения в режиме единого мнения.
Каждая команда проходит эти этапы развития, у нее есть свой жизненный цикл.
Пятым этапом является расформирование. Рано или поздно расформировываются самые успешные проектные команды.
Задачи руководителя на этом этапе:
- Информировать членов
команды о предстоящих
- Оценивать проделанную ими в команде работу и то чему они научились.
- Поощрять членов команды к тому, чтобы они в дальнейшем не теряли связи друг с другом и поддерживали отношения.
Решая вопрос о возможности использования группы для выполнения определенных задач, руководитель должен взвесить их преимущества и недостатки.
Преимущества команд. Возрастание индивидуальных трудовых усилий связано с объективным возникновением состязательности, желанием отличиться или, по крайней мере, не отстать от других людей. Присутствие других людей вызывает дополнительную энергию, энтузиазм, что приводит к росту мотивации, производительности и качества труда, раскрытию творческого потенциала работников.
Удовлетворенность членов группы. Именно работа в группе позволяет удовлетворить потребности в причастности, принадлежности, социальном взаимодействии. Сплоченные группы уменьшают одиночество, способствуют развитию чувства собственного достоинства, значимости, так как люди включены в групповую работу с особыми целями. У такой работы больше шансов приносить наслаждение.
Расширение рабочих навыков и знаний. Люди, обладающие большим опытом, навыками и секретами мастерства, передают их всем участникам группы, обучают необходимым операциям, работам по выполнению задач группы. Кроме того, командам делегируются полномочия по решению производственных проблем. Это обогащает работу и увеличивает мотивацию работников.
Возрастание организационной гибкости. Традиционные организации имеют жесткую структуру, когда каждый работник выполняет только одну специфическую работу, функцию. В командах ее члены могут выполнять обязанности друг друга. В случае необходимости задание команды может быть изменено, а сотрудники перераспределены, что позволяет повысить гибкость производства и быстро реагировать на изменение потребностей покупателей.
Недостатки команд. Перераспределение власти. Когда в компании создаются самоуправляемые рабочие команды, основными проигравшими являются менеджеры низшего и среднего звена. Им трудно приспособиться к новой ситуации: они не хотят делиться своими полномочиями, боятся потерять свой статус или даже работу. Некоторые из них не в силах освоить новые навыки, необходимые им для выживания.
Проблема безбилетника. Этот термин относится к члену команды, который пользуется всеми преимуществами членства в команде, но не вносит пропорционального вклада в работу команды, прячется за спины других людей. Иногда это явление называют социальным иждивенчеством. В больших группах некоторые люди работают с меньшей отдачей, нежели при индивидуальной работе или в малой группе.
Затраты на координацию - это время и усилия, необходимые для координации действий членов группы, чтобы обеспечить выполнение ее задач. Кроме того, группы должны тратить время и на подготовку к совместной работе, чтобы решить, кто будет выполнять определенные рабочие задания и когда.
Итак, эффективная группа - это такая группа, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера и образом мышления, чьи нормы соответствуют достижению целей организации и созданию высокого морального духа, где хорошо выполняются как целевые, так и социальные роли и где не доминирует высокий статус членов группы.
Высокий моральный дух
- это такое психологическое
Заключение
Под командой в менеджменте понимают коллектив единомышленников, сплочённых вокруг своего лидера, который является одновременно и высшим должностным лицом в данной организации.
Важным отличительным признаком команды является её определённая автономия при подготовке и принятии решений, то есть, команды отличаются большими возможностями для самоуправления, чем группы. Команде присуща внутренняя организация, которая может быть в значительной мере неформальной. Эта организация характеризуется своими целями, базовыми ценностями, ролями, формальной и неформальной структурой, нормами, правилами, координацией деятельности, чёткой системой контроля, собственной системой коммуникаций, своей ярко выраженной организационной культурой, системой мотивации и т.п. Члены команд проявляют креативный, творческий подход к решению любых поставленных перед ними целей и задач.
Руководители играют ключевую роль в создании успешных команд. Они набирают работников, проводят собрания, формируют общие команды, создают чувство понимания общей цели или общего видения проблемы, создают и управляют общей системой поощрений, способствующей организации общих усилий команды, руководят принятием решений, разрешают конфликты, возникающие внутри команды, и возглавляют совещания, на которых, собственно, и создается команда.
Информация о работе Психологические аспекты формирования и управления командой проекта