Психологический климат трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:22, контрольная работа

Краткое описание

В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению психологического климата коллектива. Актуальность темы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

Содержание

Введение
1. Трудовой коллектив
2. Психологический климат трудового коллектива
3. Структура социально-психологического климата
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мененджмент2 курс 1 сим.docx

— 36.27 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Федерального государственного бюджетного  образовательного

учреждения  высшего профессионального  образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

 

«Деловые  коммуникации»

 

 

                                              Контрольная работа

Вариант № 18

 

 

 

 

                                                                               Выполнила студентка 2 курса

                                                                               группы: МНИ 23

                                                                               Фёдорова О.Е.

                                                                              Проверил: Агеева О.И.

 

 

 

 

 

                                                 Пермь 2013

 

Содержание

 

Введение

1. Трудовой коллектив

2. Психологический климат  трудового коллектива

3. Структура социально-психологического  климата

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях современной научно-технической  революции постоянно растет интерес  к явлению психологического климата  коллектива. Актуальность темы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и  усложнением психической жизнедеятельности  людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и  психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного  образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового  коллектива является одним из важнейших  условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой  продукции. Психологический климат является показателем уровня социального  развития коллектива и его психологических  резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания  социальных факторов в структуре  производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной  реализации личностных и групповых  возможностей. Благоприятная атмосфера  в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает  человека, формирует его новые  возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость  в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Целью работы является изучение психологического климата трудового  коллектива и влияние его на деловые  отношения.

Задачи работы: анализ понятия  психологического климата коллектива, его формирование и влияние на отношения.

 

 

 

 

1. Трудовой коллектив

Испытывая потребность в  каком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность. Основной организационной ячейкой  такой организации является малая  группа - трудовой коллектив. Трудовой коллектив - это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных  совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу. Таким образом, основная деятельность коллектива определяет всю систему  взаимоотношений и взаимодействий в нем, а также его психологические  особенности. Выделяют следующие типы совместной деятельности, возникающие  на основе единых организационно-экономических  связей в группе: технологический, функциональный, экономический, формально-организационный, социально-психологический, формально-организационный  типы.

Технологический тип определяется особенностями технологического цикла. Жесткие технологические связи  приводят к наиболее тесным контактам (не только деловым, но и личным) между  работниками, рабочие места которых  находятся рядом. Контакты с другими  членами коллектива затруднены. Поэтому  возникают отдельные подгруппы  наиболее тесно связанных между  собой людей.

Функциональный тип связан с разделением производственного  процесса по функциям. При распределении  функций необходимо учитывать индивидуальные особенности деятельности людей. При  таком типе взаимоотношений возникают  широкие контакты между всеми  членами группы, на личные же отношения  существенное влияние оказывают  деловые контакты и предпочтения.

Экономический тип объединяет людей распределением коллективного  заработка между ними. Здесь основной проблемой является точная оценка индивидуального  вклада каждого члена бригады. Особое значение приобретают коллективность решения вопросов материального  вознаграждения, высокий авторитет  руководителя и доверие к нему, уровень развития в коллективе отношений  взаимного контроля и ответственности.

Социально-психологический  тип - особый тип взаимоотношений, возникающий  на основе осознания людьми своей  принадлежности к одному коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективная ответственность.

Формально-организационный  тип - характеризует те коллективы, где реально никакой общности не возникает. Между работниками  нет взаимозависимости, фактически отсутствуют контакты, деловое общение, психологическое единство.

Н.В. Гришина считает, что  «общую картину взаимодействия между  людьми в трудовых коллективах дополняют  личные взаимоотношения» Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1990. - с.105. Взаимоотношения - это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально- психологического климата в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: Лениздат, 1987. - с.27.

В сложной системе взаимоотношений  и взаимодействий в трудовом коллективе люди занимают определенные позиции, основанные на их неофициальном личном авторитете в данной группе людей. Таким образом, трудовой коллектив - это система  связанных между собой официальных  позиций, занимая которые работники  обладают определенными правами  и обязанностями, и систему неофициальных  позиций, основанных на реальном авторитете членов коллектива и степени их влияния  на группу.

 

 

Общение в трудовом коллективе - это сложный процесс, протекающий  от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения - это  организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку  единой стратегии взаимодействия, что  возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения - это познание людьми друг друга, а  также формирование и развитие межличностных  отношений.

В условиях рыночной экономики  с характерными для нее организационно-управленческими  системами и производственно-коммерческой деятельностью продолжают происходить  изменения в коллективах работников, в характере внутриколлективных отношений: в их содержании появляются новые элементы и черты. Например, помимо традиционных элементов (руководителей, специалистов, рабочих, молодежи, женщин, профессиональных и возрастных групп и пр.) трудовой коллектив сегодняшней организации включает наемных работников и соучредителей, богатых (состоятельных) и бедных членов, россиян и иностранных граждан - работников; лиц, заинтересованных в доходах собственника (работодателя) и не заинтересованных в том. Положительные неофициальные межличностные отношения как элемент структуры социально-психологического климата трудового коллектива всегда оказывали и оказывают в современных условиях благоприятное воздействие на трудовые отношения и правовые способы их регулирования. Социально-психологический климат в трудовом коллективе в значительной мере обусловливается эмоциональной стороной труда, жизнедеятельности человека, определяется господствующими в обществе эталонами человеческого общения. По данным социологов, 75% респондентов связывают благоприятный климат в трудовом коллективе с результатами труда на предприятиях и фирмах различных форм собственности Кочеткова А.И. Основы управления предприятием. - М., 2000. - с.10-12.

 

 

 

 

 

 

2. Психологический климат  трудового коллектива

Формирование благоприятного социально-психологического климата  трудового коллектива является одним  из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с  тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального  развития коллектива и его психологических  резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания  социальных факторов в структуре  производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Существуют несколько  определений понятия социально-психологический  климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что  понятие «психологический климат отражает характер взаимоотношений между  людьми, преобладающий тон общественного  настроения, уровень управления, условия  и особенности труда и отдыха в данном коллективе» Кузьмин  Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 - с. 76.

В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии «три «климатические зоны»:

1) социальный климат, который  определяется тем, насколько на  данном предприятии высока осознанность  работниками общих целей и  задач, насколько здесь гарантировано  соблюдение всех конституционных  прав работников как граждан;

2) моральный климат, который  определяется моральными ценностями  общепринятыми в данном коллективе;

 

 

 

 

3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера,  которая складывается между работниками,  находящимися в непосредственном  контакте друг с другом. То  есть, психологический климат - это  микроклимат, зона действия которого  значительно локальнее морального  и социального» Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями. - М., 1974 - с. 45.

Р.Х. Шакуров рассматривает  понятие психологического климата  с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных  особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и  для ее функционирования как самостоятельного объединения людей Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М., 1982 - с.86.

По мнению К.К. Платонова  и В.Г. Казакова, «социально-психологический  климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые  настроения и мысли от которых  зависит степень активности в  достижении целей, стоящих перед  группой» Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской  психологии // Социально-психологический  климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979 - с.132.

Психологический климат (от греч klima (klimatos) - наклон) - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

 

 

 

 

 

 

Психологический климат чаще всего определяется как целостное  состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее  эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений. Несмотря на широкую практику исследования психологического климата, операционализация этого понятия затруднена; различные исследователи понимают под психологическим климатом различный набор характеристик целостного состояния коллектива, чаще всего преобладающее эмоциональное состояние, умонастроение членов коллектива проявляются в их удовлетворенности работой именно на данном предприятии, данном коллективе. Следовательно, раскрыть психологический климат можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

Информация о работе Психологический климат трудового коллектива