Психологически важные качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:11, контрольная работа

Краткое описание

Человек как личность начинается с осознания окружающего мира, его оценки и определения своего отношения к этому миру, с осознания потребности в самовыражении и саморазвитии. Именно смысложизненные ориентации характеризуют личностные качества индивида (Б.Г. Ананьев).

Содержание

Введение
1. Профессионально - важные качества менеджера
1.1 Эволюция взглядов на профессиональные качества менеджера
2. Методы диагностики профессионально-важных качеств менеджера
2.1 Взаимосвязь профессиональных качеств менеджера и успеха в карьере
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

психология менеджмента.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1.       Профессионально - важные качества менеджера

    1.      Эволюция взглядов на профессиональные качества менеджера

          2.       Методы диагностики профессионально-важных качеств менеджера

2.1  Взаимосвязь профессиональных качеств менеджера и успеха в    карьере

          Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

Человек как личность начинается с осознания окружающего мира, его оценки и определения своего отношения к этому миру, с осознания потребности в самовыражении и саморазвитии. Именно смысложизненные ориентации характеризуют личностные качества индивида (Б.Г. Ананьев).

Ключевую и важнейшую роль в управлении предприятием играет, несомненно, личность менеджера, личность руководителя, его характер, деловые и профессиональные качества, уровень образования, стиль управления.

Оценить профессиональные и деловые качества руководителя предприятия не возможно в отдельности от рода его деятельности, в разрывности от качества его характера и, как следствие, в отдельности от его стиля управления трудовым коллективом.

Деятельность руководителя прямо зависит от качеств личности менеджера как профессионала, следовательно, она может значительно изменяться в процессе овладения менеджером новых профессиональных знаний и опыта.

По своей сущности, профессиональные качества руководителя представляют собой вполне индивидуальные, психологические, социальные, личностные, стилевые особенности личности руководителя, его социально-психологического ядра, в целом комплексе, обеспечивающие успешность деятельности на конкретной должности, позволяя ему успешно руководить трудовым коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Профессионально - важные  качества менеджера.

Качества менеджера – это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

  • на уровне задач деятельности менеджера;
  • на поведенческом уровне;
  • на уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества – это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Основными организаторскими качествами являются:

  1. Психологическая избирательность – способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;
  2. Критичность и самокритичность – способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;
  3. Психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;
  4. Требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
  5. Склонность к организаторской деятельности, т.е. потребность в ее выполнении;
  6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди вторичных организаторских качеств следует отметить:

  1. Целеустремленность – умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
  2. Гибкость – способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя принципиальных позиций;
  3. Работоспособность – способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
  4. Настойчивость – волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
  5. Самостоятельность – способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
  6. Дисциплинированность – подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
  7. Инициативность – умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера – интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

  • способность к кооперации и групповой работе;
  • поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
  • социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

  • субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
  • служебно-товарищеское – общение между руководителями-коллегами.
  • дружеское – это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Далее обратим на мотивационно-волевые качества:

  • стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
  • осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
  • самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
  • социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Эволюция взглядов  на профессиональные качества  менеджера

Принципиально новые условия и содержание деловой активности, сложившиеся в нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям, кардинальным образом изменили требования к профессионально важным качествам, которыми должны обладать специалисты, прошедшие специальное обучение и желающие заниматься управленческой деятельностью в организациях. Это обусловило необходимость подготовки кадров в учебных заведениях по профилю, существенно отличному от того, каким еще несколько лет назад обладали их выпускники. Грамотные управленцы-специалисты эпохи «развитого социализма» должны были в первую очередь иметь обширные, но достаточно статичные знания, которые использовались в слабо подверженной изменениям схеме планового управления как экономикой страны в целом, так и отдельными предприятиями. Ценились фундаментальность знаний, а также умение использовать инструментарий рациональности и формального анализа.

Менеджер - профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. В 50-е гг. опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие:

- желание и интерес  человека заниматься деятельностью  менеджера;

- умение работать с  людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные  качества);

- гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения;

- оптимальное сочетание  рискованности и ответственности  в характере;

- способность предвидеть  будущее развитие событий, предвидеть  последствия решений, интуиция;

- высокая профессиональная  компетентность и специальная  управленческая подготовка.

Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества.

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

- доминантность - умение  влиять на подчиненных;

- уверенность в себе;

- эмоциональная уравновешенность  и стрессоустойчивость (умение руководителя  контролировать свои эмоциональные  проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку);

- креативность, способность  к творческому решению задач, высокий практический интеллект;

- стремление к достижению  целей и предприимчивость, способность  пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем). Для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, гораздо чаще они важны как показатель успеха;

- ответственность и  надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию  и гарантиям;

- независимость, самостоятельность  в принятии решений;

- гибкость поведения  в изменяющихся ситуациях;

- общительность, умение  общаться, взаимодействовать с людьми.

Менеджеру требуются способность управлять собой, разумные личные цели, четкие личные ценности, упор на постоянный личный рост и самосовершенствование, навык системного решения проблем, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, умение формировать эффективные рабочие группы.

С точки зрения Ф. Тейлора, менеджер должен стать не только техническим специалистом, но и социальным инженером: знать личные качества подчиненных, разрешать конфликты, сохранять позицию лидера. Он считал, что задача менеджеров состоит в том, чтобы сделать организацию более эффективной посредством приложения научных принципов ко всем процессам деятельности в организации.

Вопросам определения комплекса знаний, умений, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется большое внимание. Многие ученые, представители различных школ, занимающиеся разработкой методов и форм управления производством, пытались сформулировать основные требования, которым должен удовлетворять идеальный менеджер.

Однако некоторые специалисты высказывают сомнение, что сформулировать такие конкретные требования практически невозможно. Например, польский профессор Е. Старосьяк считает, что требования к качеству менеджеров не могут быть одинаковыми при всех условиях, а зависят от уровня среды, в которой менеджеру приходится работать. Обосновывая свое мнение, Е. Старосьяк отмечает, что в среде со слабыми моральными устоями или примитивной в культурном отношении успехов может добиться менеджер, пользующийся такими методами, которые в иных условиях можно было бы назвать "грубыми". В среде с высоким культурным уровнем тот же самый организатор, применяя те же самые методы, может встретить неодобрение, а его усилия будут поддержаны.

Информация о работе Психологически важные качества руководителя