Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:31, контрольная работа
Публичное управление охватывает не только структурные, организационно-функциональные и сугубо практические вопросы управления общественными процессами и явлениями, но также проблемы, касающиеся общественных отношений, принципов, ценностей, мировоззренческих установок, идей политической самоорганизации человеческих сообществ, путей сохранения жизнеспособности и обеспечения их эффективного функционирования. Эти проблемы, как показывает опыт мировой общественно-политической мысли, разрабатываются и исследуются в рамках теории государственного управления.
Введение 3
1. Основные школы управления обществом 5
1.1. Классическая школа управления обществом 5
1.2. Школа «человеческих отношений» 9
1.3. «Эмпирическая» школа управления 10
1.4. Школа «социальных систем» 12
1.5. «Новая» школа 13
2. Место неоклассики в истории экономической теории 15
3. Сущность публичного управления 20
Последний выдающийся представитель
неоклассического направления начала
20 века – итальянец Вильфредо Парето, который внес заметный вклад
одновременно в несколько разделов неоклассической
экономической теории. В частности, анализируя
распределение доходов, он ввел понятие Парето-оптимальности к
Родившись в период свободной конкуренции, «старая» неоклассика отразила веру в неограниченные возможности саморегулируемой рыночной экономики. Экономисты - неоклассики исходили из того, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов в экономике, а возникающие иногда диспропорции разрешаются на основе автоматического саморегулирования рынка. В конечном счете, по их мнению, благодаря рынку в экономике всегда достигается оптимальный уровень производства при полной занятости.
Концепции экономистов неоклассической
школ опирались на сформулированный
французским экономистом Жаном-
«Великая депрессия» 1929–1933
сильно дискредитировала неоклассическую
теорию. Начался поиск новых доктрин,
закончившийся «кейнсианской
Любой коллектив порождает отношения власти, доминирования и подчинения. Этот факт проистекает из различных сторон неравенства людей и их групп в коллективе. Первоначально это неравенство имеет естественный характер. Некоторые люди физически сильнее, умнее, более находчивы, у них прирожденные качества лидера и т.д. Другие люди добровольно или по принуждению подчиняются им. Этот личный элемент (особые качества того или иного человека) при создании определенных группировок людей, в коллективах определенного рода может приобрести общественное, социальное значение, становится предпосылкой возникновения публичной власти, отделяющейся от коллектива. Однако для возникновения публичной власти главное значение имеют не личные качества людей или их группировок.
Публичная власть возникает не во всяком коллективе. Родительская власть в семье или власть главаря преступной банды имеет не публичный, а персональный, личный характер. Публичная власть возникает в публичном коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями. Непосредственно публичная власть связана с двумя факторами, о которых говорилось выше: общие интересы, на определенном этапе становящиеся общественными, и социальная (а не персональная) асимметрия. В силу указанных причин государственная власть возникает в обществе страны, муниципальная — первоначально в коллективе людей, осевших на месте для общей жизни. Эти две разновидности публичной власти обладают многими общими характеристиками. Они отделены от общества (исключением является, например, принятие решений сельским сходом в мелких муниципальных образованиях), органы публичной власти обладают правом устанавливать общеобязательные для данного коллектива (общества, муниципального образования) общие правила и применять принуждение. Обе они обладают особым аппаратом — коллективом людей, как бы выделенных из общества и профессионально занимающихся управлением (и принуждением) — государственным и муниципальным.
Вместе с тем каждая
из этих двух разновидностей имеет
свои особенности. Они коренятся
в том, что государственная власть
действует от имени всего народа,
а муниципальная — от имени
сравнительно небольшого территориального
коллектива. Государственная власть
действует на всей территории страны
и в международных отношениях,
муниципальная власть имеет локальную
сферу деятельности, первая суверенна,
она устанавливает общие
Многие полномочия, которые
принадлежат государственной
Различия государственной
и муниципальной публичной
Публичная власть — явление, в известной мере, статическое. Для того чтобы она была использована как динамическое отношение, т.е. для управления, необходим какой-то факт (событие, действие и др.), имеющий общественное значение. В этом случае субъект управления действует как власть, применяя власть в определенных целях. Возникает управленческое отношение: действующий субъект, объект и управленческая связь между ними.
Публичное управление — это воздействие субъекта, обладающего публичной властью, на объект в целях каких-либо общественных интересов. Бывают, конечно, случаи, когда орган управления, а чаще — чиновник, давая распоряжения, преследует не общественные, публичные, а свои корыстные интересы, но это уже правонарушение, выходящее за пределы публичного управления. Государственное и муниципальное управление — разновидность публичного управления. Это общественные отношения, складывающиеся в процессе воздействия органов и должностных лиц государственной и муниципальной власти на сознание, поведение и деятельность населения в определяемых этими органами и лицами целях и корректируемых с учетом обратных связей населения с управляющими.
Общество и муниципальное
образование — сложные системы,
где действуют принципы не только
кибернетики, но и синергетики. Это,
в частности, означает, что общество
и муниципальное образование
управляется структурно-
Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления. Существует огромное разнообразие органов государства (от парламента до местного отдела министерства внутренних дел) и должностных лиц (от президента до начальника паспортного стола местного отделения милиции). В федеративных государствах государственной властью (правда, несуверенной) обладают такие субъекты федерации, которые имеют свои законодательные и исполнительные органы, свою государственную службу. В местном самоуправлении существуют различные органы (представительный орган — совет, комитет и т.д., местная администрация), муниципальная служба.
Объект государственного и муниципального управления — это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение. Иногда общественное значение могут приобрести и личные отношения (например, алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей или запрет детям, не достигшим определенного возраста, посещать некоторые кинофильмы). В этом случае такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию, т.е. с использованием публичной власти [5, 161].
Концепции публичного регулирования экономики определяются методологией направления и трактовкой сущности и роли рыночного координирующего механизма. Это верно и в отношении неоклассической теории (А. Маршалл, Э. Чемберлин, Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Фридмен и др.), которая получила второе дыхание во второй половине 70-х годов и последующие два десятилетия, оказав немаловажное влияние на теорию публичного управления (правда, подаваемого как государственное вмешательство в экономическую и социальную сферы). Трактуя прямое государственное вмешательство в экономику как разрушение способности рыночной системы к саморегулированию, неоклассики, тем не менее, при определенных условиях признают необходимость принятия конкретных мер государственного регулирования рыночной экономики, но при этом, не нарушая ее законы. Отвергая так называемую "уравниловку", убивающую, по их мнению, индивидуальную предпринимательскую инициативу, неоклассики считают, что перераспределение материальных благ должно осуществляться в разумных пределах.
Неоклассики интересуются, прежде всего, исследованием того, как "экономический человек", фирма, хозяйство будут действовать при неизменных социальных и долговременно устойчивых условиях. Главным мотивом действий человека они считают собственный (иногда подчеркивается даже - эгоистический) интерес [5, с. 74]. Экономика рассматривается как равновесная и относительно гармоничная система, в которой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества (принцип "невидимой руки"). В таком случае всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит субъектам экономической деятельности огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом, а следовательно, и всем обществом своих целей.
Очевидно, что неоклассики, во многом следуя принципам классической политэкономии, отдавая предпочтение свободе, частной инициативе и частному предпринимательству, рассматривают рынок как ценность, управляемый "невидимой рукой" и не нуждающийся в государственном регулировании. Здесь в качестве центральной фигуры выступает капиталист-предприниматель, от успешной и эффективной деятельности которого зависит процветание всего общества и самого государства.
С этой точки зрения немалый интерес представляют взгляды немецкого экономиста В. Ойкена, создавшего в своих работах, вышедших в основном в 30-х годах XX в. своеобразный вариант неоклассической теории, получивший название неолиберализма. Признавая за "полной конкуренцией" статус главного преимущества рыночной экономики и по этой причине называя культивирование и защиту конкуренции главной задачей экономической политики государства, он, тем не менее, считал существенным недостатком свободной конкуренции то, что при стихийном развитии она порождает монополию и олигополию. Утверждая, что само государство не способно руководить экономическим процессом, Ойкен вместе с тем признавал необходимость государства для формирования элементов экономического порядка, среди коих особое значение имеет установление правовых рамок.
Во второй половине XX в. неоклассические взгляды особенно активно развивали ученые Чикагского университета США, создавшие собственную Чикагскую школу. Решительно отстаивая принципы свободной конкуренции, сторонники этой школы обосновывают идею о наличии "эффекта конкуренции" на любом по структуре рынке. По этой причине, с их точки зрения, государственное вмешательство должно осуществляться только в тех случаях, когда можно четко определить антиконкурентную деятельность экономического агента на рынке.
В данном аспекте представляет интерес позиция М. Фридмена, которая вошла в историю экономической науки под названием "монетаризм". В основе этой теории лежит так называемая количественная теория денег, согласно которой денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен и соответственно деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее хозяйственными процессами. Настойчиво отстаивая идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования экономики, он утверждал, что стабильный рост запаса денег обеспечивает стабильный рост производства. Поэтому он выступал за строжайший контроль со стороны центрального правительства за денежной массой, не допускающий ее роста более чем на 3-5% в год [5, с. 75].
Информация о работе Публичное управление в контексте неоклассической теории