Пути повышения производственных результатов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является пути повышения производственных результатов организации.
Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:
- освоить теоретические основы производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- изучить показатели и факторы роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО….

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, понятие и критерии производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.2. Производственная программа, ее обоснованность и выполнение
1.3. Факторы, влияющие на результаты работы предприятия
1.4. Анализ использования производственных мощностей

Вложенные файлы: 1 файл

ПУТИ_ПОВЫШЕНИЯ_ПРОИЗВОД_СТВЕННЫХ_РЕЗУЛЬТАТОВ_ОР_ГАНИЗАЦИИ_глава_1_8_ноябр_я.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Формирование производственной программы может осуществляться на основе двух подходов. Первый подход исходит из имеющихся ресурсов, а  второй - из потребности в продукции. Если производственная программа строится исходя из первого подхода, то необходимо определить, выпуск какого объема продукции (работ, услуг) может быть обеспечен на основе имеющихся производственных мощностей, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При втором подходе расчет начинают с определения, сколько продукции нужно произвести, и далее уточняют, сколько для этого потребуется различных ресурсов.

Обоснование производственной программы со стороны трудовых ресурсов требует проведения расчета необходимой  численности занятых, со стороны финансовых ресурсов - предполагает разработку сметы затрат, со стороны материальных ресурсов - означает определение необходимых материалов. Производственная программа должна базироваться на определении максимальной емкости рынка с учетом средних норм потребления, оценке конъюнктуры рынка, и конкуренции на рынках сбыта.

Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия включает разнообразные производственные программы  и циклы. Производственный цикл охватывает весь процесс изготовления продукции - от принятия решения о ее выпуске до выхода готовой продукции. Технологический цикл характеризуется временем выполнения технологических операций, операционный цикл - временем на выполнение каждой отдельной операции.

Производственный цикл подразделяется на технологические циклы, а технологический цикл - на операционные. Длительность производственного цикла зависит от вида (типа) организации производства.

Оперативное планирование и регулирование выполнения производственной программы предприятия предполагает сводное календарное планирование и разработку календарных планов-графиков отдельных производственных, операционных и технологических циклов. Организационное проектирование осуществляется на базе описанных выше системы нормативов и анализа, имеет целью разработку модели структуры или производственного процесса и включает следующие способы (приемы):

проектирование производственной структуры экономической системы; проектирование производственных процессов, включая проектирование рациональной системы разделения и кооперации труда работников по выполнению производственных процессов и ведению хозяйственной деятельности;

проектирование структуры  управляющей системы; проектирование процессов управления (разработка положений  об отделах и службах, функционально-должностных инструкций, схем документооборота, рабочих инструкций, схем распределения ответственности, организационных операций и процедур, технологии процессов управления данным звеном производства в целом и схем отдельных технологических циклов управления и т. п.

Организационное проектирование требует соответствуюшей подготовки, обработки исходных данных. Исходными  материалами для разработки комплексного организационного проекта являются: цели, задачи, критерии эффективности  рационализации, сформулированные руководством; планы и программы рационализации системы управления; данные обследования системы управления (первичные, исходные материалы); данные анализа резервов повышения эффективности системы управления; результаты исследований, экспериментов, моделирования, технико-экономических расчетов; данные науки управления производством (научно-информационный поиск, изучение специальной литературы); обобщение передового опыта управления производством, нормативы, типовые разработки, межотраслевые и отраслевые методические рекомендации, стандарты, образцы документации.

Производственная программа  предприятия - это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству. В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы, т.е. его производственная мощность.

Производственная программа  включает в себя три раздела:

объем производства продукции  в натуральных единицах измерения;

объем производства продукции  в стоимостном выражении;

объем реализации продукции  в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения.

Объем производства продукции  в натуральном выражении рассчитывается по каждому виду продукции (по номенклатуре), в ассортиментном разрезе и с показателями качества изделий в физических единицах измерения.

Номенклатура - это укрупненный перечень выпускаемых предприятием видов продукции, отличающихся между собой разными потребительскими свойствами.

Ассортимент характеризует  состав продукции внутри одной номенклатуры, т.е. продукции одного и того же потребительского назначения, но отличающихся между собой отдельными признаками (марка, сортность, размер, тип изделия и т.д.). Для оценки объемов производства продукции в ассортиментном разрезе в натуральном выражении используются такие физические единицы, как тонны, погонные метры, квадратные и кубические метры, штуки и др. Расчет объемов производства продукции в натуральном выражении по номенклатуре производится в условно-натуральных единицах измерения (условные тонны, условные штуки и т.д.).

Определение объемов  производства и реализации продукции  в натуральном выражении не обеспечивает возможности оценки общего объема производства и продаж в целом по предприятию с многономенклатурными производствами. Для оценки объемов выработки и продаж продукции по предприятию в целом эти показатели рассчитываются в стоимостном выражении, для чего используются соответствующие цены. Необходимость определения так называемых объемных показателей в денежной форме обусловлена возможностью расчета таких показателей по предприятию в целом, как:

объем производства продукции  и его структуру;

объем реализации продукции (валовый доход предприятия);

сумму прибыли предприятия от реализации продукции.

Объем производства в стоимостном  выражении по предприятию в целом  оценивается показателями товарной, валовой и чистой продукции, а  также стоимостью, добавленной обработкой, или добавленной стоимостью.

Объем производства товарной продукции (Vтп) представляет собой выраженную в стоимостной форме законченную производством, предназначенную для реализации потребителям и имеющую все признаки товара продукцию. Общая сумма товарной продукции предприятия исчисляется по заводскому методу и рассчитывается по выражению:

Vтп = ГП + ПФ + РУ + ПС, млн. руб.

где ГП - стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации, млн. руб.; ПФ - стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных для поставки на сторону, млн. руб.; РУ - стоимость работ и услуг промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны, млн. руб.; ПС - стоимость инструментов и приспособлений для собственного производства, готовой продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительства и непромышленным хозяйствам данного предприятия, млн. руб.

Товарная продукция исчисляется  в действующих оптовых ценах  предприятия, что позволяет определить реальный (фактический или плановый) объем дохода и сумму прибыли предприятия, рассчитать уровень затрат на один рубль товарной продукции. Показатель валовой продукции характеризует общий объем промышленного производства вне зависимости от степени готовности продукции и определяется в стоимостном выражении. В состав валовой продукции промышленного предприятия включается стоимость всех выработанных за определенный период времени готовых изделий, а также предназначенных для реализации на сторону полуфабрикатов и стоимость выполненных работ промышленного характера. Объем валовой продукции в самом общем виде определяется как сумма товарной продукции (Vтп) и изменение остатков незавершенного производства:

Vвп = Vтп + (О2 – О1), млн. руб.

где О1, О2 - стоимость остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства на начало и конец календарного периода, соответственно, млн. руб.

Валовая продукция рассчитывается в неизменных (сравнимых) ценах по так называемому заводскому методу, согласно которому в ее объем не включается в целях избежания повторного счета продукция отдельных цехов, предназначенная для последующей ее переработки внутри данного предприятия.

Как товарная, так и валовая продукция  не обеспечивают объективной и достоверной оценки собственного вклада данного предприятия в результаты его деятельности. Объясняется это тем, что в эти показатели включается стоимость сырьевых и других материальных и энергетических ресурсов, приобретенных предприятием со стороны, удельный вес которой в себестоимости продукции достигает порой 80% и более. При росте стоимости этих ресурсов увеличивается объем как валовой, так и товарной продукции, хотя «вклад» данного предприятия в формирование величины этого объема может и не изменяться.

Для оценки собственного вклада предприятия  в результат его деятельности рассчитываются показатели чистой продукции и добавленной стоимости.

Объем чистой продукции (ЧП) - это сумма вновь созданной на данном предприятии стоимости. В ее состав включаются:

фонд оплаты труда по предприятию  в целом (ФОТ);

сумма отчислений на социальные нужды (Онс);

прибыль предприятия (Пб), т.е.:

ЧП = ФОТ + Онс + Пб , млн. руб.

Сумма добавленной стоимости (ДС) по предприятию в целом - часть стоимости товаров, приращенная непосредственно на данном предприятии, и включает в себя:

фонд оплаты труда по предприятию  в целом;

сумму отчислений на социальные нужды;

амортизационные отчисления (Ао);

прибыль предприятия, т.е.:

ДС = ФОТ + Онс + Ао + Пб , млн. руб.

Важнейшим показателем производственной программы является объем реализованной продукции (объем продаж, доход предприятия), оценивающий стоимость продукции (работ, услуг), которая не только завершена производством, но уже продана и поступила в сферу потребления, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия.

Объем дохода предприятия от реализации продукции, работ и услуг (Vpп) может быть рассчитан по выражению:

, млн. руб. 

где – объем реализации j-то вида продукции (работ, услуг) в натуральных единицах измерения, н.е.; Цj - цена реализации (оптовая цена предприятия) единицы j-й продукции (работ, услуг), руб./н.е.

Особенно важным показателем  деятельности предприятия является сумма полученной им от всех источников прибыли. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предприятия, полученный от всех видов его деятельности и определяемый разницей между его совокупным доходом и совокупными расходами. Основными источниками образования общей суммы прибыли предприятия являются прибыль от реализации и прибыль от внереализационных операций.

Прибылью о/и реализации (Прп) признается такая прибыль, которая получена от продаж:

продукции (работ и услуг) собственного производства;

ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

покупных товаров;

собственных основных фондов;

товаров и услуг собственных  обслуживающих производств и  хозяйств.

В прибыль от внереализационных, операций (Пвр) включаются:

дивиденды по акциям, вложенным в  другие предприятия;

доходы по облигациям;

суммы процентных денег, полученных от числящихся на банковских счетах средств  предприятия;

выручка от реализации излишних материальных ценностей и других активов;

средства, полученные в виде безвозвратной финансовой помощи;

другие доходы, не связанные непосредственно  с производством и реализацией  продукции.

Общая сумма прибыли, полученной из всех этих источников, называется валовой (балансовой) прибылью (Пб), т.е.:

Пб = Прп + Пвр , млн. руб.

Основной составной частью балансовой прибыли предприятия является прибыль  от реализации произведенной продукции (работ и услуг), удельный вес которой  в сумме валовой прибыли составляет 90-95%. Сумма прибыли, полученной от реализации продукции, работ и услуг (Прп) рассчитывается как разность между объемом продаж продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия-изготовителя и полной ее себестоимостью:

, млн. руб. 

где Срп - полная себестоимость всего реализованного объема продукции (работ, услуг), млн. руб.; Cj - себестоимость единицы j-го вида продукции (работ, услуг), руб./н.е.

Прибыль - главный побудительный мотив собственников, менеджеров и работников предприятия в его успешной деятельности по производству и реализации продукции и удовлетворения на этой основе рыночного спроса в ней. Это обусловлено теми ролью и значением, которые играет прибыль в условиях рыночной экономики, поскольку:

во-первых, прибыль обеспечивает собственнику имущества предприятия не только уровень его благосостояния, но и приводит к увеличению стоимости этого имущества в результате капитализации части прибыли;

Информация о работе Пути повышения производственных результатов организации