Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:29, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях модернизации экономики важными элементами местного самоуправления выступают инициатива граждан, самоорганизация населения, формирование структур гражданского общества, разработка и внедрение механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и структур гражданского общества. Значимость рассматриваемой темы определяется анализом практики развития и становления территориального общественного самоуправления, раскрытием ее особенностей и путей совершенствования как составной части исследования процессов реформирования системы местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ТОС) 5
1.1. Понятие, сущность и система территориального общественного самоуправления 5
1.2. Особенности правовой природы территориального общественного самоуправления 12
1.3. Полномочия, функции и принципы органов территориального общественного самоуправления 18
Глава 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 22
2.1. Особенности ТОС в г. Красноярске 22
2.2. Территориальное общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
5) реализация иных полномочий в соответствии с уставом ТОС, не противоречащих федеральным законам, Уставу города, Положению о ТОС и другим нормативным правовым актам города.
Территориальное общественное самоуправление, которое является юридическим лицом, может иметь в собственности денежные средства, здания, транспортные средства, оборудование, инвентарь и другое имущество, необходимое для обеспечения его уставной деятельности.
Органы ТОС ответственны перед населением муниципального образования города Красноярска, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, другими нормативными правовыми актами.
Под территориальным общественным самоуправлением (ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [2, ст. 27].
ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления. Территорию ТОС могут составлять: сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, городские микрорайоны, кварталы, улицы, дворы, многоквартирные жилые дома или группы таких домов и др.
Порядок организации и деятельности ТОС определяется уставом и правовыми актами муниципального образования. В систему ТОС входят формы прямого участия граждан, органы и должностные лица ТОС.
Высшими органами ТОС являются собрания и конференции граждан, которые могут избирать различные органы и должностных лиц для исполнения функций ТОС.
В состав органов ТОС в крупном городском микрорайоне с многоэтажной застройкой могут входить совет или комитет самоуправления во главе с председателем, исполнительный орган во главе с директором, ревизионная комиссия (ревизор), домовые комитеты, старшие по подъездам, советы общежитий.
По отдельным вопросам деятельности ТОС избираются общественные комиссии (например, по работе с подростками, по благоустройству, по общественному порядку и др.). Все органы и должностные лица ТОС должны быть подотчетны собранию (конференции) жителей. ТОС в малых сельских населенных пунктах может состоять из старосты и совета из 3-5 человек, избираемых на сходе жителей [12].
Финансовые ресурсы ТОС включают имущество, переданное в управление ТОС, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства местного бюджета, переданные ТОС для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности. В собственности ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения: детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь и другое имущество.
В соответствии с зарубежным опытом развитие местного самоуправления невозможно без пропаганды правовых знаний, информирования граждан о содержании нормативных правовых актов о местном самоуправлении, создания правовых возможностей для эффективного участия населения в местном самоуправлении.
Решение целого ряда проблем, связанных с привлечением населения к участию в местном самоуправлении, зависит от органов местного самоуправления, которые призваны разработать формы наиболее эффективного сотрудничества с населением муниципального образования. Кроме того, данная форма участия граждан в региональном управлении приобретает особую актуальность и в связи реализацией антикризисных мер в стране.
Первоочередной задачей органов местного самоуправления должно стать обеспечение условий, при которых каждый человек будет иметь реальную возможность влиять на процесс выработки и принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления [17, с. 12].
По нашему мнению, выполнение функций ТОС по работе с населением предполагает проведение следующих мероприятий.
1. Размещение в местных средствах массовой информации и на сайте муниципального образования сообщений о тематике предстоящих заседаний представительного органа с указанием места и времени его проведения.
2. Опрос общественного мнения по вопросам повестки предстоящего заседания представительного органа.
3. Привлечение активных представителей населения к подготовке вопросов, выносимых на обсуждение представительного органа муниципального образования.
Отечественный опыт организации
ТОС предлагает и такие формы
организации, как введение в структуру
муниципальных властей
Основными функциями отдела являются: содействие развитию органов ТОС, оказание методической и организационно-технической помощи в их работе; проведение организационной и методической работы с организаторами публичных мероприятий, проводимых на территории города.
4. Проведение регулярных (не реже 1 раза в месяц) отчетов депутатов, главы местной администрации, руководителей структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов, контрольных органов перед населением муниципального образования и органами общественной самодеятельности населения.
5. Организация совещаний по обмену опытом и практикой работы с представителями самодеятельных организаций населения.
6. Уведомление населения о содержании нормативных правовых актов о местном самоуправлении, широкое распространение текста устава муниципального образования в различных общественных местах (в библиотеках, в школах, на почте и т.п.).
7. Организация общественных приемных при органах местного самоуправления для оказания квалифицированной юридической помощи местному населению и консультаций по вопросам местного значения, разъяснения законодательных положений о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований и других нормативных правовых актов, затрагивающих права граждан.
8. Проведение информационных встреч с жителями муниципального образования по правовым вопросам деятельности ТОС.
9. Размещение на официальном web-представительстве муниципального образования информации об органах местного самоуправления, правовых основах местного самоуправления, возможностях населения по участию в управлении; организация работы населения с депутатами и представителями органов местного самоуправления в online режиме.
10. Создание при органах муниципальных образований молодежных центров для приобщения широкого круга молодых людей к местному самоуправлению.
Планомерная и систематическая деятельность со стороны органов власти может оказаться результативной, если основной интерес к местному самоуправлению будет исходить от самого населения. При этом «одной из главных проблем становления отечественного местного самоуправления на протяжении всей его истории выступало практическое отсутствие сплоченных организованных добровольных общественных союзов и ассоциаций, способных к самостоятельному решению вопросов на муниципальном уровне» [22, с. 76].
Анализ зарубежного опыта доказывает, что деятельность органов местного самоуправления становится эффективной и отвечающей потребностям населения только в том случае, если сформированы и на постоянной основе действуют разнообразные общественные организации, выражающие интересы местного самоуправления, и если кроме действий со стороны государственной власти существует взаимодействие и со стороны самих жителей. Для повышения степени участия населения в местном самоуправлении необходимо планирование и проведение ряда согласованных мероприятий как со стороны государственных, так и со стороны муниципальных органов власти при активном участии в этом процессе самих граждан.
В начале лета 2009 г. в Госдуме России прошли парламентские слушания «Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления» [23]. Дискуссию организовал Комитет по вопросам местного самоуправления, в ней приняли участие руководители министерств и ведомств, ученые, представители муниципалитетов. Из доклада председателя профильного комитета В. Тимченко ясно, что федеральная власть настоятельно предлагает городам и селам использовать общественную активность жителей для решения вопросов местного значения.
Территориальное общественное самоуправление может активно содействовать органам местного самоуправления в вопросах повышения качества решения тех или иных вопросов местного значения. Министерство регионального развития Российской Федерации в рамках ежегодного мониторинга хода реализации Федерального закона № 131-ФЗ отмечает динамику развития в субъектах Российской Федерации этой формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении.
Несмотря на то, что ТОС по своим качественным характеристикам является очень важным связующим звеном местного самоуправления как формы публичной власти с гражданским обществом, это не единственная возможность их взаимодействия и интеграции. Гораздо более широкие возможности взаимоотношений предусмотрены законодательством между органами местного самоуправления, формами прямого волеизъявления граждан и институтами гражданского общества.
Воздействовать и влиять на органы местного самоуправления могут и другие институты гражданского общества (предпринимательские организации и союзы, некоммерческие организации, негосударственные средства массовой информации, религиозные объединения и т.п.). Допустим, что местное самоуправление осуществляется в муниципальном образовании, где имеется, например, градообразующее частное предприятие. Ясно, что члены выборных органов местного самоуправления, если даже они не составляют большинства представителей этого предприятия, по меньшей мере, будут очень лояльны к руководству этого предприятия, что может быть объяснено финансово-экономической зависимостью муниципального образования от предприятия. Отсюда неизбежна трансформация интересов местного населения в интересы градообразующего предприятия, что не исключает их частичного совпадения. Неизбежны и негативные последствия такой интеграции, выражающиеся в определенных уступках и исключениях, которые муниципальная власть вынуждена делать применительно к реализации производственных и коммерческих интересов градообразующего предприятия, которые находятся в противоречии с интересами всего местного населения.
Не рассматривая в отдельности влияние каждой разновидности института гражданского общества на органы местного самоуправления, можно, судя по вышеприведенным примерам взаимодействия органов местного самоуправления с коммерческими организациями, понять, что чрезмерная зависимость органов местного самоуправления от этих институтов отнюдь не способствует полноте и эффективности осуществления интересов местного населения. Отсюда вывод: рафинированное представление интересов местного населения в деятельности органов местного самоуправления возможно только при условии более жесткой привязки самих органов местного самоуправления к местному населению.
Важность такого института,
как территориальное
В современной литературе идут споры о сущности территориального общественного самоуправления, его ошибочно относят то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям
ТОС – максимально приближенная к населению и исключительно гибкая форма участия граждан в местном самоуправлении. ТОС сочетает в себе прямое волеизъявление граждан и деятельность органов ТОС, избираемых жителями. Порядок организации и деятельности ТОС определяется уставом и правовыми актами муниципального образования.
Со времен советской власти осталось приоритетным направление создания органов ТОС «сверху», необходимо, чтобы подобные инициативы в современный период не снижали эффективность деятельности объединений граждан по месту жительства.
Являясь элементом гражданского общества и частью системы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление представляет собой форму непосредственного участия населения в реализации местного самоуправления. При этом ядро территориального общественного самоуправления как формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления составляет общественное самоуправление граждан. Следует напомнить, что история становления и развития института территориального общественного самоуправления началась с деятельности органов общественной самодеятельности и до принятия Конституции РФ 1993 года органы территориального общественного самоуправления являлись общественными объединениями. В настоящее время федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление отнесено к институту муниципального права, но при этом территориальное общественное самоуправление сохранило свою общественную природу. Общественная деятельность граждан в территориальном общественном самоуправлении является первостепенной в решении вопросов местного значения.
Информация о работе Развитие и становление территориального общественного самоуправления в РФ