Развитие кластеров Новосибирска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 16:09, практическая работа

Краткое описание

Для России юг Западной Сибири (фактически, являющийся зоной геометрического центра Евразии – Heartland) является одним из важнейших регионов – геополитическим фокусом разнонаправленных потоков и векторов влияния, позволяющим России удержать равновесие в эпоху постоянного возникновения дисбалансов и кризисов и давления разнонаправленной социально-экономической и политической экспансии.

Удержание этого региона требует организации его социально-демографического развития и обеспечения комплексного роста его экономики. Ключевым механизмом для решения этой задачи должно стать создание Новосибирского коридора развития Томск – Новосибирск – Бийск с перспективными ответвлениями Горно-Алтайск – Ташанта – Ховд, обеспечивающим выход в Монголию, и Рубцовск – Семипалатинск с дальнейшим выходом в Китай.

Вложенные файлы: 1 файл

кластеры новосибирск.docx

— 164.66 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

          МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)


                            Институт управления и информационных  технологий

          Кафедра «Логистика и управление  транспортными системами»

 

 

 

Практическое задание

По дисциплине «Стратегический менеджмент»

На тему: «Развитие кластеров Новосибирска»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент УЛП-312

Будан.В.М

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для России юг Западной Сибири (фактически, являющийся зоной геометрического центра Евразии – Heartland) является одним из важнейших регионов – геополитическим фокусом разнонаправленных потоков и векторов влияния, позволяющим России удержать равновесие в эпоху постоянного возникновения дисбалансов и кризисов и давления разнонаправленной социально-экономической и политической экспансии. 
 
Удержание этого региона требует организации его социально-демографического развития и обеспечения комплексного роста его экономики. Ключевым механизмом для решения этой задачи должно стать создание Новосибирского коридора развития Томск – Новосибирск – Бийск с перспективными ответвлениями Горно-Алтайск – Ташанта – Ховд, обеспечивающим выход в Монголию, и Рубцовск – Семипалатинск с дальнейшим выходом в Китай. 
 
Этот коридор станет первым российским коридором развития и обеспечит передовое развитие региона, сделав центр и ключевую точку коридора – город Новосибирск – мировым лидером. 
 
Предпосылкой для создания Новосибирского коридора развития является происходящее переструктурирование пространства, связанное с изменением векторов развития вокруг основных направлений транспортно-коммуникационных потоков. Переход с субмеридионального направления (восток-запад) на наиболее перспективное субширотное, в направлении на юг, на огромные рынки Китая, ЦАР и Южную Азии делает Новосибирск тем фокусом, в котором эти два транспортно-коммуникационных потока сливаются воедино и трансформируются.

Социально экономическое развитие региона.

 

В начале 2000-х годов произошел коренной перелом в динамике социально-

экономического развития  – начались процессы восстановления объемов

производства и ускоренного преодоления последствий кризиса переходного

периода. 7

За период с 2000 по 2009 год в Новосибирской области:

обеспечено удвоение валового регионального продукта (в сопоставимой

оценке), темпы роста валового регионального продукта в 2000-2009 годах

превышали темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации и

стали одними из самых высоких среди субъектов Сибирского федерального

округа;

сформирована нормативная правовая база по стимулированию

инвестиционных процессов и развитию инновационной деятельности;

более чем в 4 раза вырос объем инвестиций в основной капитал

(в сопоставимой оценке);

более чем в 2 раза увеличился объем промышленного производства, индекс

промышленного производства превысил среднероссийский и средний по

Сибирскому федеральному округу;

уровень общей безработицы снизился с 13,3% до 10% (в 2008 году – 7,3%),

в результате роста деловой активности предприятий значительно сократились

масштабы неполной занятости;

в 3,8 раза выросла реальная заработная плата, в 3,2 раза  – реальные

располагаемые денежные доходы населения,  среднедушевые доходы превысили

величину прожиточного минимума почти в 3 раза, до 16,6% сократилась

численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного

минимума.

Важнейшим результатом реализации демографической политики

за последнее десятилетие стал рост численности населения области в 2008 году;

увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения (в 2000 году она

составляла 66,5 лет, в 2009 – 68,9).

Новосибирская область уверенно лидирует среди субъектов Сибирского

федерального округа по темпам и масштабам жилищного строительства. За 2000-

2009 годы в Новосибирской  области введено 8 млн. кв. метров  жилья; построено 

и реконструировано более 200 объектов социально-культурного назначения.

Эффективность реализации политики в сфере развития общественной

инфраструктуры будет характеризоваться следующими результатами:

 

1) формирование  системы региональных и местных  нормативов

градостроительного проектирования, содержащих расчетные показатели

обеспеченности и пространственной доступности объектов и услуг общественной

инфраструктуры для населения муниципальных образований Новосибирской

области в 2010-2015 годах;

2) темп роста  уровня благоустройства объектов  социальной

инфраструктуры – не менее 110% ежегодно;

3) обеспечение  безопасности функционирования  объектов общественной

инфраструктуры;

4) количество  объектов с нормативным уровнем  благоустроенности и

оснащенности - не менее 70%;

5) обеспеченность  объектами общественной инфраструктуры  и их

доступность в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;

6) полное  оснащение существующих объектов  социальной сферы

приборами учета потребления энергоресурсов, вновь строящихся – приборами

учета и регулирования;

7) снижение  расходов на содержание и ремонт, оплату коммунальных услуг

на объектах общественной инфраструктуры не менее чем на 15-20% к 2015 году в

сопоставимых ценах.

 

Анализ образования (нии).

Одним из конкурентных преимуществ Новосибирской области является

уникальный научно-образовательный потенциал. Научно-технический и

образовательный комплекс Новосибирской области представлен 55

академическими институтами Российской академии наук, Российской академии

медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук;

Федеральным государственным научным центром вирусологии и биотехнологии

«Вектор» (ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор»), а также более 60 отраслевыми научно-

исследовательскими, конструкторско-технологическими и проектными

институтами, более 100 крупными и 1700 малыми предприятиями, 46 высшими

учебными заведениями, в том числе 28 государственными вузами и филиалами.

Доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в

Новосибирской области более чем в полтора раза превышает среднероссийский уровень. Новосибирская область занимает 2-е место в Сибирском федеральном

округе по числу студентов на 10 000 населения. Численность учащихся в

государственных вузах на 10 000 населения составляет 590 человек, что на 36%

выше, чем в среднем по Российской Федерации.

Перспективы дальнейшего динамичного развития Новосибирской области

связаны с решением ряда проблем, среди которых наиболее значимыми являются:

1) низкий уровень инновационной  активности промышленных предприятий,

недостаточное использование научного потенциала, низкая производительность

труда и устаревшие основные фонды в экономике Новосибирской области, что

выдвигает на первый план задачу преодоления технологического отставания ряда

секторов и сфер производства;

2) высокий уровень дифференциации  социального развития и 

экономического потенциала на территории Новосибирской области,

концентрация экономической активности в Новосибирской агломерации при

относительно слабом развитии остальных территорий Новосибирской области;

3) недостаточный уровень  развития энергетической и инженерной 

инфраструктуры на территории Новосибирской области (в частности – серьезное

отставание Новосибирской области от среднероссийского уровня в области

газификации жилья и коммунальной сферы);

4) неразвитость транспортной  инфраструктуры с точки зрения  соответствия 

автодорожной сети современным мировым стандартам;

5) потенциал  развития  сельской экономики Новосибирской  области 

используется недостаточно, она недостаточно диверсифицирована, не

обеспечивается полный цикл переработки сельскохозяйственной продукции, не в

полной мере используются современные инновационные технологии в сельском

хозяйстве;

6) сокращение численности  трудовых ресурсов области, в  том числе в связи 

с отрицательным естественным приростом населения, несоответствие структуры

спроса и предложения на рынке труда, дефицит высокопрофессиональных кадров;

7) относительно низкий  уровень доходов населения на  фоне высокой 

дифференциации населения по доходам и высокой доли населения с доходами

ниже прожиточного минимума;

8) отставание от среднероссийского  уровня по обеспеченности жильем  в 

ряде муниципальных образований Новосибирской области, низкий уровень

качества жилищных условий во многих муниципальных образованиях.

 

Транспортный потанциал

Транспортный комплекс в совокупности с географическим положением

Новосибирской области является важнейшим конкурентным преимуществом,

которое должно быть сохранено, развито и максимально эффективно

использовано.

Транспортный комплекс является одной из отраслей специализации

экономики области, его доля в валовом региональном продукте составляет 12,1%,

что на 4,5 процентных пункта выше, чем общероссийские показатели (доля

транспорта в ВВП РФ – 7,6 %).

Новосибирская область, располагающая всеми современными видами

транспорта  – железнодорожным, автомобильным, водным, авиационным,

является крупнейшим транспортно-распределительным узлом Сибири и Дальнего

Востока.

Необходимо отметить ряд факторов, которые негативно влияют на

активный рост  Новосибирской агломерации, развитие новосибирского

транспортно-логистического узла и развитие транспортного комплекса

Новосибирской области в целом:

1) потребность в пассажирском  транспорте, связанная с трудовой 

миграцией населения в пригороде Новосибирска, не удовлетворяется

существующей системой пассажирских пригородных и внутригородских

перевозок;

2) несоответствие темпов  развития автодорожной и железнодорожной 

инфраструктуры темпам развития новых промышленных, транспортных,

логистических объектов;

3) требуется модернизация  и восстановление сети автомобильных  дорог 

Новосибирской области для обеспечения развития Новосибирской агломерации и

новосибирского транспортно-логистического узла и обеспечения

внутриобластных перевозок;

4) недостаточный темп  развития инфраструктуры железнодорожного 

транспорта для обеспечения пассажирских перевозок в зонах активного

экономического развития Новосибирской области и для обеспечения транзитных

грузовых и пассажирских перевозок по Транссибирской железнодорожной

магистрали, проходящей по территории области;

5) недостаток контейнерных  терминалов для крупнотоннажных 

контейнеров и современных складских комплексов для обеспечения потребностей

Новосибирского транспортно-логистического узла и обслуживания

международных транзитных грузов в западном, восточном и южном

направлениях. В целом по области существует дефицит качественных складских

Информация о работе Развитие кластеров Новосибирска