Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:22, курсовая работа
Цель работы заключается в подробном рассмотрении малых предприятий и их роли в рыночных условиях хозяйствования.
Задачи:
рассмотреть сущность малых предприятий, дать определение;
рассмотреть место малых предприятий в структуре экономики;
рассмотреть малые предприятия на современном этапе, и их поддержку со стороны государства.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….....
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА…………...
1.1. Сущность и виды малого бизнеса………………………………..............
1.2. Классификация малых предприятий по организационно-правовым формам…………………………………………………………………………...
1.3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий. Особенности финансирования, налогообложения деятельности малых предприятий……………………………………………………………………...
Вывод по первому разделу……………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ……….....
2.1. Развитие малого бизнеса в период кризиса. Преимущества в рыночной экономике………………………………………………………….......................
2.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………………..
2.3. Проблемы современного малого бизнеса в Украине……………………
Вывод по второму разделу……………………………………………………..
ВЫВОД……………………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………...
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………..... Вывод по первому разделу……………………………………… РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ………..... 2.1. Развитие малого бизнеса в период
кризиса. Преимущества в рыночной экономике……………………………………………………… 2.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса…………………………….. 2.3. Проблемы современного малого бизнеса в Украине…………………… Вывод по второму разделу……………………………………… ВЫВОД………………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
3 5 5
9
14 19 20
20 24 28 31 32 34 36 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в появлении новых проблем малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны, в условиях экономической нестабильности. До начала массовых увольнений малые и средние предприниматели могли по праву считаться лучшими работодателями Украины. 73% всех занятых на предприятиях страны, а это более 9 млн. человек (включая самих предпринимателей), работали именно в этом секторе. Невозможность взять кредит на развитие, растущие проценты по уже существующим займам и одно из самых сложных в мире налогообложение поставило предприятия на грань выживания. Но некоторые эксперты полагают, что именно этот сектор экономики имеет наилучший иммунитет против нестабильности в экономике. К тому же в современной жизни нашей страны, развитие малого бизнеса является одним из условий перехода Украины к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере. Как известно бюджет страны непосредственно зависит от малого бизнеса. Благодаря сложнейшим налоговым системам, относительно малого бизнеса, Украина получает 40% доходов от малого бизнеса. И только малый бизнес может помочь удержаться Украине на плаву, в столь сложном нестабильном экономическом состоянии по сравнению с другими странами мира.
Проблемы малого бизнеса рассматривали такие ученые, как Дж.К. Гэлбрейт, П. Друкер, В. Зомбарт, Р. Кантильон, Дж.М. Кейнс, И. Кирцнер, Г. Мангольдт, А. Маршалл, Ф. Найт, Ж.-Б. Сей, А. Смит, И. Тюнен, Г. Форд, Ф. Хайек, Й.Шумпетер.
Из анализа теоретических источников можно сделать вывод, что данная тема „Развитие малого бизнеса в Украине” в условиях современной Украины изучена на не достаточном уровне.
Цель работы заключается в подробном рассмотрении малых предприятий и их роли в рыночных условиях хозяйствования.
Задачи:
Объектом исследования являются малые предприятия и тенденции их развития в современных условиях хозяйствования.
Предметом исследования являются совокупность социально-экономических, организационно-правовых условий функционирования и тенденций развития малых предприятий, а также передовой опыт поддержки малых предприятий в зарубежных странах.
Методы и формы исследования: изучение учебной и научной литературы, графический, табличный, анализ и синтез.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов и списка использованых источников литературы. В первом разделе рассмотрены сущность и виды малого бизнеса, представлена классификация малых предприятий по организационно-правовым формам, расписаны правила и порядок регистрации, а так же лицензирование деятельности малых предприятий.
Во втором
разделе рассмотрено развитие малого
бизнеса в период кризиса и
преимущества малого предпринимательства
в рыночной экономике, приведены
примеры зарубежного опыта
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
Малый бизнес является ведущим сектором рыночной экономики. Его развитие и становление при переходе от административно-командной системы управления к рыночной экономике имеет огромное значение.
Малый бизнес определяет темпы роста экономики, структуру валового национального продукта, на его долю в развитых странах мира приходится около 70% ВНП. Поэтому развитие малого бизнеса требует поддержки и поощрения. Именно малый бизнес быстрее всех реагирует на изменения рыночных условий и благодаря этому придает гибкость рыночной экономике. Грамотная налоговая политика государства способна стимулировать развитие малого бизнеса. Сущность этой политики заключена в снижении ставок налогов и прогрессивности налогообложения. В среднем малые предприятия функционируют 5 – 6 лет, но при этом количество вновь открывающихся предприятий превышает те, которые прекращают свою деятельность. Все малые предприятия, следуя за изменениями спроса, способны быстро видоизменять выпуск продукции и осваивать ее новые виды [4, с. 9].
Реальная деятельность руководителей бизнеса имеет достаточно много различий. Отдельные виды малого бизнеса, как и любого другого, имеют всевозможные конкурентные преимущества. Для реализации этих преимуществ, предприниматели изменяют функционирование своего дела. Отличаются и риски в разных видах малого бизнеса. Чтобы понять и изучить все отличия, нужно рассмотреть существующие виды бизнеса (рис.1.1.).
Занятие собственным бизнесом связано со следующими фазами производственного цикла: непосредственно производство продукции и услуг, а так же обмен, распределение и потребление [19, с. 71].
В зависимости от принадлежности бизнеса к определенной отрасли, от размера и формы собственности выделяют следующие виды бизнеса: производственный бизнес, коммерческий, финансовый бизнес и бизнес предоставления услуг. Создаваться малые предприятия могут на основе любых форм собственности, и осуществлять разнообразные виды хозяйственной деятельности в непосредственно малом бизнесе. Производство, конечно, всегда являлось ведущим и основным видом предпринимательства. В любом случае основной функцией производства является организация производственных процессов с целью достижения эффективности.
Рис. 1.1. Виды бизнеса в зависимости от размера, форм собственности и отрасли [18, с. 188]
К этому
виду бизнеса относятся все
Коммерческий бизнес занимается куплей
продажей товаров. Предприниматель здесь
выступает в роли коммерсанта, торговца.
Оптовые и розничные магазины, посреднические
фирмы, аптеки и бензоколонки являются
представителями коммерческого бизнеса.
Рентабельность этого вида бизнеса очень
высока, если у промышленных предприятий
она составляет 10 – 15%, то в коммерческом
бизнесе составляет 20 – 30%. Бизнес в сфере
услуг в последнее время получает все
большее развитие. Предприятие по оказанию
услуг проще всего организовать и услуги
являются очень привлекательным видом
деятельности для предпринимателей.
Таблица 1.1.
Виды предпринимательской деятельности [20, с. 19]
Виды предпринимательской | |||
Производственная |
Коммерческая |
Финансовая |
Консалтинговая |
Инновационная Научно-техническая Производство товаров и Производственное потребление товаров и услуг Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ Выполнение транспортных операций и операций связи Информационная |
Торговая Торгово-закупочная Торгово-посредническая На товарных биржах |
Банковская Страховая Лизинговая На фондовых биржах |
Общее управление Администрирование Финансовое управление Управление кадрами Маркетинг Информационные технологии |
Все многообразие
предпринимательской
По численности
собственников
Рис. 1.2. Виды предпринимательской деятельности по численности собственников
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
По виду
или назначению предпринимательская
деятельность может быть производственной,
финансовой, консалтинговой, коммерческая
(торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая,
на товарных биржах) и др. Все эти
виды могут функционировать
Таким образом малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого предпринимательства.
1.2 Классификация малых предприятий по организационно-правовым формам
В числе организационно-правовых форм различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-правовым формам можно отнести: концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги. Рассмотрим подробнее организационно правовые формы [9, с. 8].
Полное товарищество – это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Прибыли
и убытки полного товарищества распределяются
между его участниками
Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников, и слов „полное товарищество”, либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов „и компания” и слов „полное товарищество” [9, с. 27].
На основе свидетельства об участии вкладчик (коммандитист) получает часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном (уставном капитале), в порядке, предусмотренном учредительным договором. Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей и слова „товарищество на вере” или „коммандитное товарищество”, либо наименование не менее чем одного полного товарища с добавлением слов „и компания” и слов „товарищество на вере” или „коммандитное товарищество”.