Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:22, курсовая работа
Цель работы заключается в подробном рассмотрении малых предприятий и их роли в рыночных условиях хозяйствования.
Задачи:
рассмотреть сущность малых предприятий, дать определение;
рассмотреть место малых предприятий в структуре экономики;
рассмотреть малые предприятия на современном этапе, и их поддержку со стороны государства.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….....
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА…………...
1.1. Сущность и виды малого бизнеса………………………………..............
1.2. Классификация малых предприятий по организационно-правовым формам…………………………………………………………………………...
1.3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий. Особенности финансирования, налогообложения деятельности малых предприятий……………………………………………………………………...
Вывод по первому разделу……………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ……….....
2.1. Развитие малого бизнеса в период кризиса. Преимущества в рыночной экономике………………………………………………………….......................
2.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………………..
2.3. Проблемы современного малого бизнеса в Украине……………………
Вывод по второму разделу……………………………………………………..
ВЫВОД……………………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………...
Из выше сказанного следует, что правовой основой в организации малого бизнеса является государственная регистрация. Обратим внимание, что в настоящее время в законодательном регулировании государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства.
Вывод по первому разделу
Важность малых предприятий в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность малых предприятий в стране – это основа всей социальной и экономической жизни и решающая предпосылка дальнейшего хозяйственного развития.
В то же
время, на мелких предприятиях отмечается
более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими
затратами удовлетворяют
РАЗДЕЛ 2
РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ
2.1. Развитие малого бизнеса в период кризиса. Преимущества в рыночной экономике.
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях после выхода из экономического кризиса нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно[21, с. 62].
Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70 – 90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США – где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию – с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран [15, с. 331].
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Что касается Украины, то развитие малого предпринимательства началось еще в условиях социалистической экономики и своего наибольшего размаха достигло в период рыночной трансформации. Так, за период с 1991 до 2010 года общее количество предприятий которые можно отнести к сфере малого предпринимательства, выросла в несколько раз. В этом секторе экономики работает более 12% общего количества работников, и который формирует около 8% валового внутреннего продукта страны.
Необходимость в финансовых ресурсах – это объективное явление в условиях развития экономики, так как возрастает потребность в пополнении оборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. По этому государство, как основа развития национальной экономики, должна оказывать содействие в развитии предпринимательских структур.
Обобщение результатов опроса предпринимателей приводит к выводу, что одной из наиболее острых проблем деятельности большей части субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования. По этому особое значение для развития сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовом обеспечении предприятия малого бизнеса. В этом направлении можно выделить следующие виды финансово-кредитной помощи (рис. 2.1).
Рис.2.1. Виды финансово кредитной поддержки малого предпринимательства [8, с. 98]
В Украине в связи с отсутствием у государства возможностей прямая финансовая помощь практически отсутствует. На сегодняшний день основным способом финансовой поддержки малого бизнеса является банковский кредит. Что касается кредитования в целом, то можно сказать, что банковские учреждения не хотят иметь дело с таким клиентом, как малый бизнес. Причин этому несколько: отсутствие залога, слишком мал размер займа и на короткий срок, значительный риск, и незначительная прибыль в абсолютном выражении по сравнению с кредитованием серьезных заемщиков. Таким образом, сами по себе малые предприятия не являются сегодня привлекательными клиентами для банков. Наряду с этим, ставки кредитных ресурсов, которые действуют на рынках, слишком высокие для малых предприятий, что делает банковские кредиты недоступными для этого сектора экономики. Поэтому в сложившейся ситуации государственные займы должны стать реальным источником формирования финансовых ресурсов малого предпринимательства [6, с. 21].
Однако это – в долгосрочной перспективе при условии достаточных бюджетных средств. А пока что на государственном уровне финансовой поддержкой предпринимательства занимается всего лишь несколько структур, таких как, Ощадный банк Украины, Украинский фонд поддержки предпринимательства, Государственный комитет содействия развитию предпринимательства.
Учитывая ограниченные финансовые возможности Украины финансово-кредитная политика может осуществляется на принципах широкого привлечения различных негосударственных источников финансирования. Негосударственные организации, миссия которых заключается в формировании благоприятных условий для развития предпринимательства, создаются за счет нагромождения капиталов предпринимателей, предпринимательских структур коммерческого характера, коммерческих банков и т. д. Задача государства – стимулировать этот процесс и создавать для него соответствующие условия [6, с. 83].
Одним из важных направлений поддержки малого бизнеса в период кризиса могло бы быть внедрение государственного механизма стимулирования коммерческих банков к выдаче ссуд (льготных ссуд) малым предприятиям. Его важным элементом было бы освобождение от налогообложения банковских средств, направленных в фонд кредитов малому бизнесу, и предоставления государственной гарантии возвращения ссуды. Стоит распространить на сектор малого предпринимательства также новейшие банковские услуги, а именно, факторинг, финансовый лизинг и овердрафт.
Кроме банковских учреждений, необходимо также стимулировать развитие финансового небанковского сектора в Украине, формирующийся на основе развития фондов поддержки предпринимательства, вместе с инновационными и инвестиционными фондами, страховыми и лизинговыми компаниями, финансово-кредитными учреждениями, гарантийными фондами т.д.
Финансовые и кредитные рынки, сформировавшиеся за последние годы в Украине, не обеспечивают потребности предпринимательских структур в финансово-кредитных ресурсах. По этому для решения проблемы финансового обеспечения субъекты предпринимательской деятельности должны самоорганизовываться, например, в товарищества взаимного финансирования. Такие товарищества создаются за счет добровольных взносов и играют значительную роль в решении проблемы покрытия временных финансовых потребностей субъектов малого предпринимательства своими силами, без привлечения бюджетных средств.
Мировое сообщество также участвует в процессе инвестирования малого бизнеса. В этом плане большое значение придается сотрудничеству с Мировым банком, Европейским банком, банком реконструкции и развития, Фондам „Евразия”, Фондам „Возрождение”, Фондам „Ноу-хау”. Среди стран, предоставляющих финансово-техническую помощь украинским предприятиям, наиболее активными являются США, Германия, Великобритания, Канада [16, с. 70].
Таким образом, международная финансовая помощь Украине поступает и это является важным направлением в развитии международных экономических связей, и украинская сторона должна эффективнее использовать иностранную помощь и активнее определять свою позицию во взаимоотношениях с международно-финансовыми организациями.
2.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса.
Большинство иностранных государств для содействия развития малого бизнеса старается привлечь средства не извне а за счет мобилизации на внутреннем рынке используя системы льгот и государственной помощи. Финансовая стабильность страны непосредственно зависит от реализации экономического потенциала малых предприятий, возможностей и условий их финансового обеспечения. Эффективная система государственной финансовой поддержки имеет большое значение не только для предприятий, а и для экономики страны [8, с 227].
Заслуживает внимание опыт США, касающийся развития малого бизнеса, за счет системы государственных контрактов, дающие возможность получить гарантированный рынок сбыта продукции, ускорить нагромождение частного капитала, увеличить производственные мощности. Органы государственной власти утверждают перечень работ и услуг, заказы на который предоставляют только малым предприятия. При государственном заказе компании- монополисты часто вынуждены часть заказа (около 10%) передавать в субподряд малым предприятиям [14, с. 76].
В Японии для ускорения качественного развития предприятия практикуется компенсирование всех затрат малых предприятий, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 затрат на повышение квалификации работников.
Местным органам власти будет интересен опыт Великобритании, где муниципальная власть объявляет конкурс на выполнение разных видов работ. Победитель получает не только выгодный заказ но и стартовый капитал. Поддержка малого предпринимательства на месте может стать основой развития регионов и социально-экономического обеспечения их населения.
В Германии за счет средств Банка кредитных гарантий малые предприятия имеют возможность получить коммерческий кредит, составить лизинговый договор. Также в Германии применяется система льготного кредитования при освоении высокотехнологических производств, созданию малых частных предприятий. В этом случае плата за пользование кредитными ресурсами, как правило не превышает 6% годовых, а срок предоставления кредита 10-15 лет.
В Канаде для предоставления займов малым предприятиям существует свыше 200 центров развития. Во Франции с этой же целью образованы общества взаимного поручительства. В мировой практике известны такие формы поддержки малого предпринимательства как возвращение льготных займов в случае успехов и займы с льготными процентными ставками. Например, в Японии предоставляются долгосрочные займы на льготных условиях для развития малого бизнеса в определенных регионах страны, стимулирование производства новых видов продукции и пополнение основного и оборотного капитала предпринимательских структур. При этом государство гарантирует коммерческим банкам своевременное возвращение предприятиями займов.