Разработка задач стратегического управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же исключительно важным становится осуществление такого управления, которое направлено на адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Содержание

Введение 3
Сущность стратегического управления 6
Цели организации 8
Сильные и слабые стороны организации 10
Оценка и анализ факторов внешней среды 12
Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации 13
Рассмотрение стратегических альтернатив организации 15
Выбор стратегии 16
Реализация стратегического плана 18
Планирование действий 20
Оценка стратегического плана 21
Формирование бизнес-плана как важный этап в реализации стратегии фирмы 22
Рассмотрение темы на примере конкретной организации 25
Заключение 43
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент курс.раб.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. На рис. 3 представлена расширенная версия процесса стратегического планирования.

Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Вот некоторые из характеристик тактических планов:

  1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии.
  2. Тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена.
  3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.
  4. В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений,    которое    облегчает     достижение    целей.     Политика    обычно


 



 

 



 

 

 

 

 

 

 





 

 


 

 

 



 


 


 

 

 

 

 

 


 

 



 

 

 


 

 

 

 

Рис. 3. Процесс стратегического планирования – расширенная версия [9, с. 257]

формулируется высшими управляющими на длительный период времени.

 Для руководства управленческими  действиями одной политики часто  бывает недостаточно. В этом случае  руководство разрабатывает процедуры. Важно то, что не нужно заново  повторять анализ, который дал  в результате удовлетворительное решение. Это сберегает время и предупреждает об ошибках. Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может посчитать необходимым полностью всяческую свободу выбора. Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.

Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

 

Планирование действий

Этап планирования действий разбивается на шесть стадий:

  1. Определение основных задач и мер, необходимых для достижения целей. Например, к мерам, необходимым для выполнения задачи снижения издержек завода на 8% в течение следующего года, можно отнести разработку плана совершенствования производственных процессов путём инженерно-технического обслуживания и создания программы подготовки трудовых ресурсов для снижения числа невыходов на работу и повышения квалификации работающих.
  2. Установление имеющих определяющее значение взаимосвязей между основными видами деятельности. Это, по существу, связано с изучением операций с общих позиций и созданием календарного плана их выполнения в надлежащей последовательности.
  3. Уточнение ролей и взаимоотношений и делегирование соответствующих полномочий для выполнения каждого вида деятельности.
  4. Оценка затрат времени для каждой основной операции и подоперации.
  5. Определение ресурсов, необходимых для каждой операции. Существенное значение для руководства имеет определение затрат на достижение целей до начала практической реализации плана.
  6. Проверка сроков и коррекция планов действий. После обсуждений с подчинёнными и другими руководителями часто оказывается необходимым скорректировать план действий, чтобы сделать его более реалистичным. Сроки окончания могут быть перенесены, ресурсы увеличены или уменьшены, графики заданий пересмотрены и т.п.

Разработка планов действий даёт следующие преимущества:

  1. Оценка практической возможности достижения целей.
  2. Выявление зон потенциальных проблем и неожиданных последствий.
  3. Облегчение поиска лучших и более эффективных путей достижения целей.
  4. Обеспечение основы для оценки затрат и разработки бюджетов, календарных планов и ресурсов.
  5. Определение того, какие рабочие взаимоотношения и поддержка требуются.
  6. Выявление непредвиденных обстоятельств, которые следует учитывать для достижения целей [7, с. 297].

 

Оценка стратегического плана

Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации применяют метод «внедрить немедленно» по отношению к планированию и катастрофически проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана.

Оценка стратегии проводится путём сравнения результатов работы с ранее поставленными целями. При оценке процесса стратегического планирования необходимо ответить на пять ключевых вопросов:

  1. Является ли стратегия совместимой с возможностями организации?
  2. Укладывается ли стратегия в допустимое представление о риске?
  3. Имеются ли ресурсы для реализации стратегии?
  4. Учитываются ли внешние опасности?
  5. Является ли стратегия лучшим вариантом использования ресурсов фирмы?

Укрупнёнными показателями оценки стратегии являются: повышение производительности труда; улучшение качества продукции и услуг; увеличение прибыли; расширение рынка сбыта продукции; освоение новых видов продукции; экономия расходов; увеличение дивидендов.

Одной из причин успешности предпринимательства является приверженность долгосрочным программам. Однако одной из причин неудач в реализации стратегии оказывается разрыв между стратегией, структурой и внешней средой. Попытки вложить новую стратегию в старую структуру редко приводят к положительному результату. Подкрепить новую стратегию необходимо перераспределением обязанностей, образованием новых подразделений, ликвидацией некоторых прежних подразделений [6, с. 67-68].

 

Формирование бизнес-плана как важный этап в реализации стратегии фирмы

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нём характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнётся, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. Благодаря бизнес-плану, у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.

В бизнес-плане обосновываются:

  • общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
  • выбор стратегии и тактики конкуренции;
  • оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план даёт объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы компании. В нём решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, российский менеджер может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. Чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается.

При составлении плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, доступность в изучении и понимании, то есть бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри неё, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования [9, с. 3-12].

 

Анализ социально-экономического состояния торгового предприятия ООО «Уфа»

Общая характеристика ООО «Уфа»

Фирма «Уфа» – торговое предприятие, одно из представителей малого бизнеса РБ, находится в Уфе по ул. Шафиева,135. Вид деятельности – оптовая торговля канцелярскими товарами, бумажной продукцией,  но по уставу может заниматься многими видами деятельности. Юридическо-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью, форма собственности частная, учредитель – юридическое лицо. Общество имеет целью деятельности удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работе, услугах и извлечение прибыли.

Учредителем фирмы на момент создания являлось одно лицо, оно же одновременно являлось и ее директором. В наличии имеются все необходимые документы, лицензии, разрешения.

Фирма была создана  в 1995 году.

За время своего существования фирма эволюционировала до современного многопрофильного предприятия. К ассортименту прибавились так называемые товары для бизнеса – различные ежедневники с тиснением, сувенирная продукция. Активно развиваются направления офисной мебели – стулья, вешалки, сейфы; мелкоофисной техники – это уничтожители для бумаги, ламинаторы, брошюраторы и многое другое. Помимо этого – компьютерные аксессуары – картриджи, клавиатуры, компьютерные мыши и так далее.

Фирма «Уфа» – одна из крупнейших канцелярских организаций в Республике Башкортостан. Также является официальным представителем  таких известных мировых фирм, как Trodat, Faber-Castell, Lamark, Citizen, Erich Krause, Xerox и других.

Для удобства бухгалтерского учета, учета товарно-материальных ценностей, инвентаризации были приобретены  шестнадцать компьютеров, оргтехника.

Транспортировка товаров вначале осуществлялась на одном автомобиле «Газель», но в связи с расширением бизнеса возникла необходимость приобретения ещё двух автомобилей, что облегчило доставку груза, мобильность.

Для удобства погрузочно-разгрузочных работ у складов имеются подъезды для авто транспорта. Поставка товаров в Уфу выполняется железнодорожным транспортом силами специализированных организаций, а  по Уфе - автотранспортом, принадлежащим  фирме.

Помещение под офис и  торговый зал располагается в капитальном здании, оборудовано всеми удобствами. Занимаемая площадь только торгового зала составляет  108 м2. Имеется три склада.

Товарооборот за последние два года увеличился примерно в два раза. Расширился рынок сбыта. Были заключены договора с крупнейшими предприятиями города на поставку товаров. Увеличилось число оптовых покупателей, в том числе из других городов Башкортостана.

 

Анализ внутренней среды ООО «Уфа»

Финансовый потенциал

ООО «Уфа» образовано за счет собственных средств. Предприятие платежеспособно, финансовое состояние устойчивое. Денежных ресурсов для осуществления текущей деятельности вполне достаточно. Имеет как кредиторскую, так и дебиторскую задолженности. Это связано с рассрочкой платежей, которую «Уфа» предоставляет постоянным оптовым покупателям. Иногда поставщики предоставляют товар в кредит. Долгов перед бюджетом нет. Прибыльность фирмы зависит от платежеспособности покупателей, сезонности, ситуации на рынке, позиций и действий конкурентов. Источником финансирования служит в основном собственные денежные средства. Доля заемных средств незначительна (задолженность перед поставщиками). Рассмотреть какие-либо другие стороны финансовой деятельности предприятия нет возможности из-за закрытого характера коммерческой информации. Предприятие проводит операции с большими суммарными объемами выручки. В целом деятельность фирмы «Уфа» можно охарактеризовать как успешную, приносящую немалую прибыль.

Информация о работе Разработка задач стратегического управления организацией