Разработка программ по энергосбережению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире необходимым условием сохранения жизни и развития цивилизации стало обеспечение человечества достаточным количеством энергии и топлива. Проблема ограниченных запасов природных топливно-энергетических ресурсов вызвала необходимость разработки программ по энергосбережению. Энергосбережение - самый эффективный способ развития современной мировой энергетики.
Энергосбережение - комплекс мер по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение»).

Содержание

1. Общие вопросы экономики энергосбережения
2
1.1. Цели и задачи энергосбережения
2-3
1.2. Энергосберегающие технологии
3
1.3. Законодательство об энергосбережении
3-5
2. Энергетический менеджмент
5
2.1. Понятие энергоменеджмента
5
2.2. Система энергоменеджмента в организации
5-9
2.3. Обеспечение энергетической эффективности
9-11
2.4. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
11-14
2.5. Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд
14
2.6. Изменения в законодательстве
14-16
3. Энергоаудит
16
3.1. Общие положения
16-17
3.2. Зачем и кому нужен энергоаудит
17-19
3.3. Сколько стоит энергоаудит
19-20
3.4. Последовательность проведения и результаты энергоаудита
20
3.5. Как можно сделать энергоаудит самостоятельно
20-21
3.6. Типичные ошибки при составлении отчетов об энергоаудите
21-23
4. Энергосервисные контракты как механизм финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности
23
4.1. Особенности энергосервисных контрактов и преимущества их использования
23-24
4.2. Виды энергосервисных контрактов
24
4.3. Финансирование энергосервисных контрактов
24-25
4.4. Использование энергосервисных контрактов при реализации мероприятий в бюджетной сфере
25-26
4.5. Перспективы и проблемы рынка энергосервисных контрактов в России
26
5. Разработка программ по энергосбережению
26
5.1. Этапы разработки программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
26-27
5.2. Алгоритм разработки региональной программы энергосбережения
27
5.3. Дорожная карта программы энергосбережения бюджетного учреждения
27-28
5.4. Типовая форма паспорта программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
28-37
5.5. Экономическое стимулирование реализации программ энергосбережения
37-38
Контрольные тесты для проверки знаний слушателей по теме:«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы»
39
Список литературы
40

Вложенные файлы: 1 файл

докум.doc

— 605.50 Кб (Скачать файл)

Требованиями  энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных  или муниципальных нужд, может  устанавливаться запрет или ограничение размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.

Государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:

- товары, работы, услуги, размещение заказов на  которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;

- товары, работы, услуги, размещение заказов на  которые осуществляется для государственных  или муниципальных нужд, должны  обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).

 

2.6. Изменения  в законодательстве

 

Закон «О защите прав потребителей»

Пункт 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» дополнен необходимостью предоставить потребителю информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Состав  бухгалтерской отчетности

В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" пояснительная записка  к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 9.16. Нарушение  законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

1. Выпуск производителем  или ввоз на территорию Российской  Федерации импортером товара  без включения информации о  классе его энергетической эффективности,  иной обязательной информации  об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10до 15 тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

2. Реализация  товаров без информации о классе  их энергетической эффективности,  иной обязательной информации  об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 15 тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

3. Несоблюдение  при проектировании, строительстве,  реконструкции, капитальном ремонте  зданий, строений, сооружений требований  энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 500 до 600 тысяч рублей.

4. Несоблюдение  лицами, ответственными за содержание  многоквартирных домов, требований  энергетической эффективности, предъявляемых  к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 20 до 30 тысяч рублей.

5. Несоблюдение  лицами, ответственными за содержание  многоквартирных домов, требований  о разработке и доведении до  сведения собственников помещений  в многоквартирных домах предложений  о мероприятиях по энергосбережению  и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц – 20 до 30 тысяч рублей.

6. Несоблюдение  организациями, обязанными осуществлять  деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета  используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу  которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 до 150 тысяч рублей.

7. Несоблюдение  собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе  их эксплуатации требований энергетической  эффективности, предъявляемых к  таким зданиям, строениям, сооружениям,  требований их оснащенности приборами  учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 35 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 до 150 тысяч рублей.

8. Несоблюдение  сроков проведения обязательного  энергетического обследования - влечет  наложение административного штрафа  на должностных лиц в размере  от 10 до 15 тысяч рублей; на лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 250 тысяч рублей.

9. Несоблюдение  требования о представлении копии  энергетического паспорта, составленного  по результатам обязательного  энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тысяч рублей; на юридических лиц - 10 тысяч рублей.

10. Несоблюдение  организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

11. Размещение  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных или муниципальных  нужд, не соответствующих требованиям  их энергетической эффективности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

12. Необоснованный  отказ или уклонение организации,  обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

 

3. Энергоаудит

 

«Все хотят съэкономить, но за экономию платить не хотят!» Владимир Борисов

3.1. Общие положения

 

Эпоха бездумного расходования энергоресурсов заканчивается  и за каждую дополнительную единицу  тепло- и электроэнергии приходится платить. Правильно выполненный энергоаудит провоцирует собственников предприятий обратить пристальное внимание на бесполезно расходуемые энергетические ресурсы. Так как именно в отчете об энергоаудите прописывается реальная перспектива энергоэкономии и соответственно денег.

Организации, предприятия  вряд ли бы самостоятельно, добровольно  обратили внимание на такой анализ своего предприятия, как проведение энергообследования. Поэтому масштабное повсеместное сбережение энергоресурсов оставалось бы ещё долгое время «на задворках» при решении экономических и экологических проблем.

Развивающейся промышленности необходимы дополнительные энергетические ресурсы, и самый  быстрый и эффективный способ высвободить их - это энергосбережение. Очень действенным инструментом в достижении этой цели является энергетический аудит с составлением энергопаспорта.

У государства  не остается иного выбора, как с  помощью энергоаудита, внедрения  энергоэффективных мероприятий, раскачать  граждан и побудить их к хозяйственности  и осмысленному отношению к поглощению энергоресурсов.

Вышедший в  свет Федеральный закон об энергосбережении своим жёстким требованием о  наличии энергопаспорта, как мощный локомотив, потащил за собой множество  коммерческих компаний в сферу предоставления услуг по энергообследованиям. Энергоаудит стали выполнять множество организаций, до этого никогда не специализировавшихся в сфере энергообследования, начали развивать свой приборный парк, необходимый для проведения энергоаудита. Вслед за этим возрос спрос на инженеров, так как подготовить правильный и полный отчёт об энергоаудите и составить энергетический паспорт под силу только специалистам с высшим техническим образованием.

Данный закон  определил тенденцию развития одной  из ветвей приборостроения. У заводов, производящих энергосберегающее оборудование, приборы энергоконтроля появились надёжные рынки сбыта. У такой продукции, как тепловизоры, перометры, портативные расходомеры, используемой при проведении энергетических обследований, а также приборов энергетического контроля: теплосчётчиков, водосчётчиков, электросчётчиков - динамика продаж растёт с математической прогрессией.

Для России энергоаудит достаточно новое явление. До выхода Федерального закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности энергоаудиту подлежал достаточно ограниченный круг потребителей, в основном в сфере промышленности и коммунального хозяйства.

Однако в  рамках провозглашенного руководством страны курса на модернизацию экономики, в 2008-2009 годах власти стали уделять значительное внимание вопросам энергосбережения, что привело к принятию Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ и ряда подзаконных актов.

«Государство  должно начать с себя!», подчеркнул Д.А. Медведев относительно повышения  энергоэффективности. Согласно статье 24 Федерального закона об энергосбережении бюджетные учреждения обязаны, начиная с 2010 года, в течение 5 лет сократить потребление энергоресурсов не менее чем на 15%, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. В бюджетных организациях имеется потенциал энергосбережения, что подтверждается энергетическими обследованиями и ежегодным мониторингом потребления ТЭР, и оценивается этот потенциал порядка 30% от потребляемых суммарных ТЭР. Без энергетического обследования определить, имеет ли такой потенциал энергосбережения конкретная организация, не получится -  так что организации будут вынуждены снижать потребление ТЭР, нарушая санитарные нормы и ухудшая комфортность пребывания?

Информация о работе Разработка программ по энергосбережению