Разработка стратегии развития компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Разработка стратегии предприятия позволяет его руководству оперативно реагировать на изменения внешней среды хозяйствования, принимая при этом решения, направленные не просто решение оперативных проблем, а на достижение главной цели.
Стратегическое планирование позволяет предприятию не просто выжить на рынке, а добиться существенных конкурентных преимуществ, поэтому разработка стратегии развития организации – актуальная задача для любого руководителя.
Целью данной курсовой работы является разработка стратегии развития ОАО «Дакгомз».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………………...3

1 Общая характеристика организации …………………………...5

2 Анализ внутренней среды организации………………………...6

2.1 Организационная и производственная структура предприятия……….6
2.2 Производственная мощность и производственная программа предприятия………………………………………………………………………….7
2.3 Финансовые результаты деятельности организации………..………...10

3 Анализ внешней среды предприятия …………………………13

3.1 Емкость рынка…………………………………………………………...13
3.2 Анализ конкурентов……………………………………………………..15
3.3 Анализ потребителей……………………………………………………17
3.4 Анализ поставщиков…………………………………………………….19

4 SWOT-анализ……………………………………………………21

5 Определение стратегической позиции компании…………….24

6 Разработка стратегии организации……………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….......30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..........32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на отлично!.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

 

              Из таблицы 5 можно сделать вывод, что ОАО «Дакгомз» занимает сильную конкурентную позицию среди конкурентов. Для организации важно выделить те стороны, в которых она сильнее конкурентов, и использовать их для достижения успеха на рынке. Согласно проведенному анализу в сравнении с наиболее крупным конкурентом, Переяславским молочным заводом, компания имеет существенное преимущество в ассортименте и качестве продукции. На это необходимо обратить внимание при разработке комплекса маркетинга.

             

3.3 Анализ потребителей

 

Хабаровский край остается основным рынком сбыта продукции  «Дакгомз». На региональном рынке реализуется 98 % всей выпускаемой продукции компании. Предприятие ежегодно наращивает объемы отгружаемой продукции во все регионы Хабаровского края. Структура отгрузок по районам и динамика их роста представлена в таблице 6.

 

Таблица 6 – Структура отгрузок на внутренний рынок в 2009-2010 годах

 

Район

2010 год

2009 год

Абсолютное отклонение

 

Тонн

Тыс. руб.

Тонн

Тыс. руб.

Тонн

Тыс. руб.

Комсомольск-на-Амуре

13 162

677 350

12 871

589 476

291

87 874

Хабаровск

5 841

258 927

3 824

154 664

2 017

104 263

Приморье

448

30 426

351

23 170

97

7 256

Ванино, Совгавань

520

33 352

482

27 057

38

6 295

Солнечный

179

12 168

190

11 913

-11

-255

Амурск

750

46 038

684

36 081

66

9 957

Эльбан

55

2693

53

2 607

2

86

Прочие

204

573

250

976

-46

-403

ИТОГО

21 160

1 061 527

18 705

845 944

2 455

215 583

 

Как видно из таблицы, положительные сдвиги в объеме продаж достигнуты за счет прироста уровня реализованной продукции в г. Хабаровск на 2017 тонн, в г. Комсомольск-на-Амуре на 291 тонну, в Приморском крае на 97 тонн, в г. Советская Гавань и Ванино на 38 тонн, в г. Амурске на 66 тонн.

Постепенное улучшение качества жизни и повышение благосостояния россиян обуславливают дальнейший рост потребительского спроса на молочные продукты. В целом по отрасли по большинству видов молочной продукции объемы производства возрастают, что свидетельствует об устойчивом спросе. В сегменте выпуска цельномолочной продукции наблюдается также устойчивый рост. Уровень производства и потребления цельномолочной продукции в целом по краю имеет тенденцию устойчивого повышения.

Рост доходов населения обуславливает увеличение спроса на молочную продукцию так называемой «повышенной стоимости»: люди готовы платить не только за молочную продукцию, ограничивающуюся молоком и творогом, но и за десерты более высокой ценовой категории. Йогурты, пудинги, другие молочные продукты обеспечивают производителям небольшой, но постоянный темп роста.

Причина роста потребления молочной продукции обусловлена не только увеличением доходов населения, но и грамотной рекламной кампании производителями своей продукции, использующими аргумент здорового питания в пользу употребления населением молочных продуктов.

По данным Росстата потребление молочной продукции в крае в 2010 году составило 203 тысячи тонн, следовательно, потребление продукции компании «Дакгомз» составило около 10% от общей потребности.

В отличие от некоторых других категорий продуктов молоко и молочные продукты находятся в доступном для большинства граждан ценовом диапазоне. Низкая цена является одним из наиболее привлекательных свойств молочных продуктов. Среди респондентов, выделяющих этот аспект преобладают представители старших возрастных групп.

Большое влияние на сбыт продукции завода оказывает сезонный фактор. Сезонные изменения соотношения между спросом на молочную продукцию и поставками сырого молока, а также повышение цен на сырое молоко, могут  привести к повышению себестоимости продукции и к снижению рентабельности предприятия.

Наибольший спрос на молочную продукцию компании наблюдается в зимний период, когда уровень производства российского молока максимально падает. И, наоборот, в летний период наблюдается снижение спроса на молочную продукцию на многих рынках, в то время как производство молока возрастает до максимального уровня.

Для снижения указанных рисков необходимо предпринять все меры для расширения рынков сбыта своей молочной продукции. В частности, расширять регионы поставок и увеличивать каналы дистрибъюции в уже освоенных районах.

Таким образом, потребление молока и молочных продуктов остается на высоком уровне, чему способствуют полезные свойства и ценовая доступность этой категории продуктов даже для малообеспеченных слоев населения.

 

3.4 Анализ поставщиков

 

Результаты деятельности компании зависят от доступности и цен на упаковочные материалы – главным образом, на картон и пластмассовую тару, а также сырье – главным образом, на сырое молоко. Предприятие находится в существенной зависимости от одного предприятия – поставщика упаковочных материалов (Tetra Pak), и это может сделать его более чувствительным к изменениям спроса и предложения на рынке и их влиянию на стоимость и доступность этих материалов.

В связи с отсутствием собственной фермы по производству молока, предприятие в большой степени зависит от цен на молоко, поставляемое хозяйствами.

Основной причиной банкротства небольших и средних молочных заводов является сильное повышение закупочных цен на молоко при небольшом росте конечной продукции молочных комбинатов.

Представитель ОАО «Вимм-Билль-Данн» Светлана Ментюкова заявляет[2], что к концу 2011 года цена литра молока в России может возрасти на 20%. Причиной этому может стать сокращение удоев при повышенном спросе на первичную молочную продукцию.

Создание собственной сырьевой базы позволит предприятию избежать как сезонных, так и инфляционных колебаний цен на сырое молоко.

Для изучения поставщиков сырья в первую очередь следует обратить внимание на следующие факторы:

      стоимость сырья;

      качество сырья;

      опыт поставщика;

      наличие возможности поставлять сырье в необходимых объемах;

      временной график поставок, соответствующий потребностям фирмы;

      пунктуальность выполнения поставок.

Проанализируем данные факторы с помощью метода бальных оценок. В таблице 7 представлены результаты изучения факторов выбора поставщиков сырого молока.

 

Таблица 7 – Оценка поставщиков ОАО «Дакгомз»

 

Факторы

Удельный вес, %

ИП Филиппов М.Ю.

Фермерское хозяйство №1

НФКТ «Восход»

балл

оценка

балл

оценка

балл

оценка

1. Стоимость сырья

15,0

80,0

12,0

90,0

13,5

70,0

10,5

2. Качество сырья

25,0

90,0

22,5

70,0

17,5

70,0

17,5

3. Опыт поставщика

10,0

70,0

7,0

90,0

9,0

80,0

8,0

4. Возможность поставки молока в полном объеме

15,0

80,0

12,0

90,0

13,5

80,0

12,0

5. рафик поставок

10,0

80,0

8,0

70,0

7,0

60,0

6,0

6. Пунктуальность выполнения поставок

25,0

90,0

22,5

90,0

22,5

80,0

20,0

Итого

100,0

 

84,0

 

83,0

 

74,0

 

              Анализируя данные таблицы 7,  можно сделать вывод о необходимости развития долгосрочных отношений на поставку сырого молока с  Фермерским хозяйством №1. От отношений с НФКТ «Восход» будет эффективнее отказаться.

2

 



4 SWOT-анализ

 

Для полной оценки факторов и явлений, влияющих на предприятие в целом, воспользуемся таким методом стратегического планирования, как SWOT-анализ. Для этого выделим факторы внешней и внутренней среды, которые оказывают как отрицательное, так и положительное влияние на организацию. SWOT-анализ помогает выявить общую структуру слабых и сильных сторон деятельности предприятия с целью дальнейшего определения будущих прогнозов.

              К факторам внутренней среды относят сильные и слабые стороны организации. Сильными сторонами ОАО «Дакгомз» являются:

               большой ассортимент предлагаемой продукции;

               большой опыт компании в данной сфере, опытные кадры;

               наличие сертифицированных систем качества;

               современное технологическое оборудование;

               цены на уровне рыночных;

               наличие товаров, качественно отличающихся от товаров конкурентов.

Слабые стороны предприятия:

         отсутствие собственной сырьевой базы;

         отсутствие собственного Интернет–сайта, где покупатель может ознакомиться со всем ассортиментом, а также с ценами на товары;

         отсутствие фирменного магазина продукции.

Из факторов внешней среды можем выявить рыночные возможности и угрозы компании.

К возможностям можно отнести:

                  возможность внедрения наружной рекламы и рекламы по телевидению при создании новинок, с целью повышения осведомленности потребителей и стимулировании спроса;

                  создание фирменного супермаркета с наличием продавцов – консультантов;

                  использование акций, дегустаций, презентаций как инструментов для продвижения;

                  расширение объёмов продаж путем выхода на новые географические рынки.

К положительным факторам внешней среды, влияющим на деятельность предприятия, можно отнести:

- рост экономической активности населения;

- акцент населения на здоровое питание;

- развитую сеть транспортной инфраструктуры;

- приоритетность инноваций в государственной политике;

- наличие системы подготовки кадров для молочной промышленности.

Можно выделить следующие угрозы предприятия:

                  ухудшение экономической ситуации, что может привести к снижению уровня продаж на товары, не являющиеся товарами первой необходимости (йогурт, мороженое);

                  увеличение спроса на товары – заменители, вследствие улучшения их качественных характеристик;

                  приход сильных конкурентов из-за низких барьеров в отрасли;

                  увеличение цен на сырье поставщиков, что ведет к увеличению цены на продукцию в целом;

                  недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, особенно для предприятий молочной промышленности, слабая связь науки с практикой;

                  дифференциация регионов.

Для сопоставления возможностей организации с условиями рынка составим матрицу SWOT-анализа. Представим ее в таблице 8. Матрица SWOT-анализа позволяет выявить возможности использования сильных сторон для дальнейшего развития предприятия и сглаживания угроз.

 

Таблица 8 – Матрица SWOT-анализа

 

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

► Внедрение наружной рекламы и рекламы по телевидению с упором на качество и уникальность предлагаемых продуктов

► Расширение географии продаж за счет поставок уникальных для других регионов продуктов (соевый коктейль)

► Расширение каналов дистрибуции путем предложения торговым сетям и магазинам города товаров компании . Возможно заключение договоров с детскими садами и другими учреждениями на поставку молока. Для поиска новых каналов распространения рекомендуется нанять торговых представителей.

► В случае ухудшения экономической ситуации у компании останутся источники финансирования своей деятельности в силу диверсификации продуктового портфеля, большую долю которого составляют товары, востребованные потребителем при любом уровне экономического благосостояния – молоко и цельномолочные продукты

► Увеличение спроса на товары-заменители может быть преодолено с помощью постоянного обновления производственной базы предприятия с целью догнать и опередить данные товары по качеству

► Приход сильных конкурентов в отрасль может несколько снизить рыночную долю компании, однако, у компании имеются постоянные покупатели, которых будет сложно переманить к конкурентам. В случае такой ситуации в ходе конкурентной борьбы компании можно сделать ставку на опыт в данной отрасли и высокую квалификацию сотрудников. Это является явным преимуществом перед компаниями, качество продукции которых не проверено временем.

 

Слабые стороны

► Прежде, чем выходить на новые рынки, компании следует укрепить ситуацию на уже существующих путем расширения сбытовой сети и создания фирменного магазина.

► В рекламе необходимо определять принадлежность брендов компании («Витамагия», «Родимая сторонка», «Доктор Сойер») одному производителю. Таким образом можно привлечь внимание уже существующих покупателей компании к другим продуктам предприятия. Необходимо сформировать единый имидж и продвигать его.

► Для увеличения осведомленности потребителей необходимо разработать сайт компании в сети Интернет и дать рекламу с ссылкой на него в различных поисковых системах. Так жители других регионов смогут получить информацию по продуктам предприятия при выходе его на новые рынки.

► Отсутствие собственной сырьевой базы вызывает зависимость компании от цен на сырье. Нужно установить стабильные деловые связи с крестьянско-фермерскими хозяйствами, чтобы исключить сезонные колебания цен на молоко. В данной ситуации более конкурентоспособным из молокозаводов Хабаровского края является Вяземский молочный комбинат, имеющий свою ферму по производству молока.

 

 

 

Информация о работе Разработка стратегии развития компании