Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия;
- проанализировать деятельность выбранного предприятия — ООО «Стройконтракт»;
- изучить технико-экономические показатели его деятельности;
- дать оценку существующей стратегии развития данного предприятия;
- разработать стратегию развития предприятия с использованием различных методов.

Содержание

Введение.................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы стратегического управления
1.1Сущность стратегического управления и его ключевые понятия..........................................................................................................5
1.2Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия.................................................................................................12
Глава 2.Анализ технико-экономических данных предприятия ООО <<Стройконтракт>>
2.1Анализ факторного воздействия внешнего окружения на предприятие ООО <<Стройконтракт>>.........................................................................18
2.2Анализ внутренней среды предприятия ООО <<Стройконтракт>>...................................................................................24
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия ООО <<Стройконтракт>>
3.1Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития предприятия ООО <<Стройконтракт>>...................................................................................27
3.2Составление плана работ предприятия ООО <<Стройконтракт>> и организация его выполнения....................................................................30
Заключение..............................................................................................33
Список использованной литературы.....................................................37

Вложенные файлы: 1 файл

теория.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

университет кино и телевидения»

Институт экономики  и управления

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория  управления»

на тему: «Разработка  стратегии развития предприятия»

 

Выполнила:

Студентка 166 группы, 2 курса,

ФМК, Немова Юлия Андреевна

Руководитель:

                                                                                 Кондидат экономических наух

                                                                                  Булочников Павел Андреевич

 

 

 

 

Санкт- Петербург

2012

Содержание

                                                                                                                       Стр

       Введение.................................................................................................3

       Глава 1.Теоретические основы стратегического управления

      1.1Сущность стратегического управления и его ключевые понятия..........................................................................................................5

      1.2Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия.................................................................................................12

      Глава 2.Анализ технико-экономических данных предприятия ООО <<Стройконтракт>>

     2.1Анализ факторного воздействия внешнего окружения на предприятие ООО <<Стройконтракт>>.........................................................................18

    2.2Анализ внутренней среды предприятия ООО <<Стройконтракт>>...................................................................................24

   Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия ООО <<Стройконтракт>>

   3.1Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития предприятия ООО <<Стройконтракт>>...................................................................................27

   3.2Составление плана работ предприятия ООО <<Стройконтракт>> и организация его выполнения....................................................................30

   Заключение..............................................................................................33

   Список использованной литературы.....................................................37

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

Главной целью предприятия  является поддержание, развитие и упрочение позиций выбранного бизнеса в сложных рыночных и политических условиях и увеличение собственного потенциала. Для этого необходимо определить стратегию предприятия.

Стратегическое планирование и стратегическое управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия. Основными задачами стратегического управления является:

- видение предприятия  в перспективе – представления  его положения и состояния,  как в разрезе внутреннего  функционирования, так и в плане места в окружающей среде как элемента социальной, политической структуры общества и самостоятельной бизнес – единицы;

- планирование развития предприятия,  направленное на усиление его  конкурентоспособности и занятия  доминирующих позиций на избранных  в стратегии рыночных сегментах;

- планирование, направленное  на достижение поставленных целей,  формирования новой и коррекции  старой стратегии.

Стратегическое развитие предприятия  – это завоевание, удержание и  укрепление рыночных конкурентных позиций  предприятия в долгосрочной перспективе. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.

Анализ финансово – хозяйственной  деятельности предприятия можно  считать важнейшим средством  руководства и контроля производственно  – хозяйственной деятельности предприятия любой организационно правовой формы, в любой из отраслей хозяйства. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Объектом нашего исследования является разработка стратегии развития Общества с ограниченной ответственностью — ООО «Стройконтракт», которое занимается различными видами производственной деятельности,в том числе производством строительных материалов и конструкций.

Задачи исследования:

- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия;

- проанализировать деятельность выбранного предприятия — ООО «Стройконтракт»;

- изучить технико-экономические показатели его деятельности;

- дать оценку существующей стратегии развития данного предприятия;

- разработать стратегию развития предприятия с использованием различных методов.

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы стратегического  управления

1.1 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. 
Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодейсвием организации с ее окружением» , Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации» . Существует еще целый ряд определений,

которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде .

Как пишет О.С.Виханский , стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного

окружения.

Необходимость стратегического управления организациями обусловлена рядом внешних объективных причин, главными из которых выступают следующие:

-развитие с помощью Интернета глобальной сети коммуникаций, что ведет к глобализации мировой экономики и вовлечению национальных экономик во все более тесные двусторонние и многосторонние деловые контакты;

- проникновение на национальные рынки ТНК (транснациональных корпораций), МНЕ (международных корпораций), ФПГ (финансово-промышленных групп), крупных концернов, что существенно влияет на деятельность субъектов хозяйствования; формирование еврорегионов и свободных экономических зон, что обусловливает ускорение процессов конкуренции, перемещения всех видов ресурсов, капитала и рабочей силы;

- сокращение временных циклов развития научно-технической революции, что ведет к быстрой смене технологий, а значит, появлению угроз, связанных с исчезновением старых сфер бизнеса, товаров, услуг и быстрым ростом запросов и потребностей все большего количества различных социальных групп населения;

- интеллектуализация большинства сфер человеческой деятельности, когда 60% всех товаров и услуг в мире являются информационными и становятся главным ресурсом организаций, что требует осуществлять перспективное планирование их развития с учетом данных реалий;

- перемещение конкуренции в сферу управления основными ресурсами организаций, главными из которых выступают время, люди, информация, финансы, а значит, необходимость закладывать в стратегических планах развития организации их оптимальное соотношение;

- все большая открытость национальной экономики и ее ориентация на активное участие в международном разделении труда, что обусловливает усиление конкуренции на внутреннем рынке;

- ухудшение экологической обстановки и резкое сокращение значительного числа естественных природных ресурсов, что в условиях ужесточающегося национального и международного экологического законодательства требует экологизации производства в рамках перспективного планирования деятельности организаций;

- нарастающая общемировая тенденция трансформации экономики, производящей товары, к экономике, производящей услуги, что уже выражается в доминировании среди занятого населения экономически занятых стран доли тех, кто трудится в сфере услуг.

Это требует от организации оперативной выработки адекватной стратегии поведения на динамичном рынке товаров и услуг в рамках диверсификации (ведения параллельно нескольких направлений бизнеса) своей деятельности.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.

Прежде всего при стратегическом планировании проводится изучение среды организации.

Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации. Поэтому анализ среды предполагает изучение этих трех ее составляющих.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе .

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим управлением

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия