Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:24, курсовая работа
Переход России к новым экономическим отношениям, связанный со становлением рыночной системы, неизбежно ведет к решительной ломке давно сложившихся хозяйственных структур, переходу к экономическим методам управления, установлению суверенитета потребления и глубоким изменениям общественного сознания.
В этих условиях возникла острая необходимость разработки и применения методов маркетинга, который определяет стратегию функционирования российских предприятий на внутреннем рынке для достижения стабильного производства и снабжения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия 5
1.1. Сущность маркетинга: концепция, принципы, функции, цели и виды маркетинга 5
1.2. Место и роль маркетинга в системе управления предприятием 12
1.3. Организация маркетинговой деятельности 17
2. Анализ маркетинговой деятельности на примере Бурзянского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» 23
2.1. Краткая характеристика Бурзянского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» 23
2.2. Анализ деятельности управляющей системы в предприятии 24
2.3. Организационная структура службы маркетинга Бурзянского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Маркетинг является функциональной
областью, во многом определяющей функционирование
других областей. Это объясняется
тем, что в организации деятельности
предприятия маркетинговая
Маркетинговая деятельность координирует и направляет функционирование других областей: производства, кадровой и финансовой областей. В свете этого особое значение приобретает управление маркетингом. Процесс управления маркетингом заключается в реализации ряда его функций, каждая из которых представляет собой комплекс аналитико-оценочных задач, задач стратегического и оперативного планирования, а также исполнительных задач.
В зарубежной и отечественной литературе по проблематике маркетинга нет единого подхода к определению маркетинговых функций, нет единого мнения относительно их содержания. [19, с. 123,]
Рис. 1. Схема организационной функциональной структуры управления
Первая заключается в том, что предприятия применяют различные типы управляющих систем (наиболее распространенными из них являются линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, программно-целевая и матричная).
Тип управляющей системы определяет построение организационной структуры предприятия, которая, в свою очередь, определяет распределение ресурсов по структурным подразделениям в соответствии с функциональной областью их деятельности.
Вторая причина отсутствия единого подхода к маркетинговым функциям заключается в том, что предприятия выбирают различные типы организации маркетинга (наиболее распространенными типами являются: функциональная организация; товарная организация; рыночная и региональная организации; смешанные организационные структуры).
Выбранный тип организации маркетинга определяет, в свою очередь, группировку решаемых маркетингом функциональных задач. Так, например, при функциональном типе организации маркетинга выделяют следующие функции: аналитическую; сбытовую; рекламную, коммуникативную и др.
Третья причина заключается в том, что сложные организации имеют, как правило, одновременно формальную и неформальную организационные структуры. Специалисты по менеджменту считают, что в современной мире обязательно наличие формальной и неформальной структур для того, чтобы крупные фирмы и предприятия добивались успехов на рынке. [13, с. 24].
Формальная организационная структура – это отношения между организационными ресурсами, определяемые управляющей системой.
Неформальная организационная структура – комплекс неформальных отношений, устанавливающихся между работниками предприятия в процессе совместной деятельности.
Для эффективного управления маркетингом на предприятии необходимо сформулировать задачи, определяющие достижение стоящих перед предприятием целей. Группировка задач, поставленных перед конкретными исполнителями (работниками или группами работников), осуществляется в соответствии с принятым на предприятии типом управляющей системы и формируемой организационной структурой, которая, в свою очередь, определяется типом организации маркетинга.
На рис. 2 представлена схема группировки функциональных задач маркетинга.
Вертикальное разделение
труда отделяет работу по координированию
действий от самих действий. Деятельность
по координированию работы других людей
и составляет сущность управления.
Маркетинг как область
Рис. 2. Содержание функций управления маркетингом при различных вариантах группировки задач
Маркетинговый менеджмент – это анализ, планирование, реализация и контроль за мероприятиями, рассчитанными на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями для определенных целей предприятия, таких как получение прибыли, определенного объема сбыта, увеличение доли рынка, осуществляемое на принципах маркетинга, описанных ранее.[18, с. 43].
В процессе управления обычно выделяются стратегический и тактический уровни решения задач.
Стратегия маркетинга призвана объединить цели предприятия, его производственные возможности и шансы, имеющиеся на рынке. Применительно к данной области стратегия означает процесс поддержания соответствия целей предприятия и факторов внешней среды.
Тактика определяет пути практического достижения поставленных целей через конкретные приемы и мероприятия. Сочетание функций маркетинга и маркетингового менеджмента в разрезе стратегического и тактического уровней управления образуют структуру маркетинговой деятельности на предприятии.
Функция маркетинга – это комплекс задач, определяющий содержание работы подразделений, управляющих процессом маркетинга по воздействию на конкретные объекты управления.
Бурзянское дорожное ремонтно-строительное управление является обособленным подразделением Открытого акционерного общества по подрядному строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог Республики Башкортостан «Башкиравтодор» без прав юридического лица (структурное подразделение- филиал).
Местонахождение (адрес): 453580, с. Старосубхангулово, ул. Кызыл Таш,54, тел. (255) 3-14-97.
Бурзянское ДРСУ не является
юридическим лицом, но имеет
отдельный баланс, расчетный и
иные счета в учреждениях
Бурзянское ДРСУ осуществляет
основную деятельность на
Источником формирования
- прибыль, полученная от реализации продукции (работ, услуг). А также от других видов хозяйственной (коммерческой) деятельности;
- кредиты банков и других кредиторов;
- средства от бюджета
и иное имущество, предаваемое
ему целевым назначением
- безвозмездные
- иные источники, допускаемые
законодательством Российской
Руководителем филиала и первым лицом от филиала является- начальник ДРСУ (на основании приказа ОАО «Башкиравтодор»). Начальник на основании приказов, распоряжений (устных или письменных) и др. административных ресурсов осуществляет управление сферами деятельности филиала. По филиалу Лицом, замещающим обязанности начальника, в случае его отсутствия, является главный инженер ДРСУ. Главному инженеру ДРСУ подчиняются: Производственно технический отдел, инженер по ОТ БД и ЭБ, инженер-энергетик, дорожные мастера, мастер АБЗ, механики, диспетчер. Главному бухгалтеру ДРСУ, подчинены: бухгалтер материального стола, бухгалтер по налогам, бухгалтер расчетного стола, экономист.
Бурзянское ДРСУ обслуживает 473,6 км автодорог, из них 56 км с асфальтобетонным покрытием, 317,6 км с покрытием переходного типа, 92,4 км грунтовых дорог. А также искусственных сооружений:
- Мосты- 18 единиц, в том числе металлических-4 единицы, железобетонных- 5 единиц, деревянных-9 единиц;
- трубы- 354 единиц, в том числе металлических-146 единиц, железобетонных- 203 единиц, деревянных- 5 единиц;
Гравийно-щебеночные дороги находятся в состояние с требованиями ГОСТ И СНиП, в весенне – летне – осенние - периоды производиться ремонтная планировка этих автодорог.
Филиал в зимний период производит систематическую очистку автодорог и обочин от снега и снежного наката, по мере необходимости производит обработку противогололедным материалом. [22]
Управляющая система предприятия представлена аппаратом управления, который подразделяется на относительно обособленные части-органы управления (в ДРСУ - это управление, отделы, отдельные руководители).
Управление внутри предприятия предполагает наличие степеней управления, соответствующих ступеням организации производства. Каждая ступень подчиняется следующей вышестоящей. Таким образом, структура управления предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления, расположенных на различных ступенях системы и обеспечивающих функционирование предприятия как производственной системы.
Организация системы управления Бурзянского ДРСУ представляет собой сложное построение подразделений. Организационная структура предприятия построена по линейно-функциональному принципу. Такая структура предприятия обеспечивает развитие специализации управленческой деятельности, сохраняя в то же время авторитет линейного руководства, которое несет ответственность за результаты производства.
В организации производства присутствуют временные структуры (в менеджменте они получили название «проектные или матричные»), созданные для решения конкретных задач. Смысл их состоит в том, чтобы собрать в одну каждому самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленных смет. Члены таких групп подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Эти временные структуры позволяют достичь определенной гибкости в производстве.
Существующая организационная структура Бурзянского ДРСУ отражает особенности производства, его тип, характер специализации, внутренних и внешние связи предприятия, формы и методы управления. Центральным звеном структуры управления предприятием является аппарат управления, возглавляемый Начальником ДРСУ. Он назначается и освобождается от должности вышестоящим органом.
Организационная структура управления Бурзянского ДРСУ состоит из блоков (подразделений), каждый из которых находится в подчинении Начальника управления, Главного инженера, и ряда независимых служб: бухгалтерия, отдел экономики и планирования - экономист, инспектор по работе с кадрами, производственно технический отдел - все они находятся в непосредственном подчинении Начальника.
Блок или отдел экономики и планирования, производственно-технический отдел которые косвенно связаны с финансовой службой предприятия отвечают за составление, организацию и контроль выполнения планов предприятия. Здесь готовится расчетно-калькульционные материалы и на основании этого утверждаются все цены на каждый вид продукции. Отдел планирует работу всего предприятия: составляет планы производства по каждой ассортиментной группе изделий, планирует работу своего отдела других подразделений и служб предприятия, составляет сметы затрат на услуги и сбыт отдельных видов продукции. Все расчеты, связанные с планом и ценой, ведутся от достигнутых объемов производства и складывающейся себестоимости продукции. Заключают договора, предъявляет претензии и штрафные санкции заказчикам за не выборку продукции и нарушение договорных обязательств, включая рассмотрение претензий на отгруженную продукцию.
Отдел организации труда и заработной платы занимается начислением средств на оплату труда в ДРСУ. На основе данных цехов, подразделений и служб предприятия составляется «Свод по начислению средств на оплату труда и фонда потребления» за каждый месяц. На основе этого свода составляется - свод заработной платы по категориям работающих (рабочие, руководители, специалисты, служащие). Отдел имеет свою рабочую группу в бухгалтерии управления.
Финансовый отдел (главный бухгалтер, бухгалтерия материального стола) осуществляет все финансовые операции ДРСУ. В этом отделе составляют финансовые и кассовые планы предприятия, а также его работники участвуют в составлении плана реализации продукции (работ и услуг) в денежном выражении в соответствии с договорами поставок, а также плановых заданий по прибыли (рентабельности) и налогу с оборота. Все документы по расчетам с банками РФ и другие финансовые обязательства оформляются в этом отделе. Финансовый отдел контролирует выполнение планов и смет доходов и расходов.
Отдел, возглавляемый инспектором по работе с кадрами включает отделы, функции которых сводятся к подбору необходимого для предприятия кадрового состава, подготовке и комплектации кадров внутри управления; здесь же существует отдел, отвечающий за соблюдении в ДРСУ пропускного режима.
Главный инженер является техническим директором и возглавляет целый блок функциональных звеньев: производственно техничекий отдел, реализации и маркетинга, асфальтно-бетонное производство, служба безопасности, мастера подрядного производства. Сотрудники управления занимаются решением сложнейших задач, стоящих перед предприятием проблем: поиском альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации в ДРСУ (в частности, трудности связанные с поиском инвестиций для осуществления выгодных проектов; решение ряда сложных проблем, связанных со сбытом продукции и т.п.). С этой целью управление обеспечивает разработку перспективного и текущего оснащения цехов и предприятия в целом. Управление осуществляет координацию работ текущих служб предприятия и инженерных центров по созданию и обеспечению новых видов продукции, механизации и автоматизации производства; а также методическое руководство и контроль по сертификации, стандартизации и испытанию качества экспортируемой и общепромышленной продукции.
В управление входят инженерные блоки, в которых формируются портфель заказов на продукцию, исходя из расчета и анализа использования производственных мощностей, загрузки оборудования: здесь же происходит закрепление производства изделий. [23, с 13]
Качество выпускаемой