Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние психологических факторов на принятие управленческих решений в условиях риска.
Задачи: изучить литературу по проблеме, проанализировать генезис основных понятий, исследовать корреляцию уровня склонности к риску от ряда социально-психических характеристик личности.
Введение ……………………………………………………………………………....3
1. Понятие и сущность …………………….....5
1.1 Основные понятия и природа риска …………………………………………...5
1.2 Возможные причины возникновения рисков……………………......8
1.3 Основные подходы к классификации рисков…………………….....11
2. Психологические риски………………………………………...16
2.1 Дистресс и способы его преодоления ……..………………………..16
2.2 Психологические методы управления рисками ……………………20
3.Степень готовности к риску как личностная характеристика ………………24
4. Социально-управленческий аспект проблемы принятия решений в условиях риска…………………………………..
5. Заключение………………………………………………………………...29
6. Список использованной литературы…………………………………….30
берутся за его реализацию с положительной мотивацией, большим желанием и
психологическим подъёмом, снижая риск невыполнения или неэффективного выполнения
решения. Оптимальными же являются ситуации, когда субъективная убеждённость
индивидов в истинности решения совпадает с его объективной истинностью и реальной
практической эффективностью.
Необходимо заметить, что вопрос исполнения и эффективности принятых решений в
организациях долгое время оставался без должного научного внимания. Проблема
заключается в том, чтобы найти соответствующие критерии, с помощью которых можно
было бы оценить результаты реализации управленческих решений. Обычно выделяются два
ключевых критерия оценки эффективности решения – достижение цели и степень, в которой
решение и связанные с ним процессы способствуют приобретению знаний.
Качество управленческого
удовлетворяющих поставленные цели и обеспечивающих реальность его реализации. К
параметрам
качества решения в коммерческой
организации следует отнести по
энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы (если проблема формулируется
только качественно, без количественных параметров, то показатель энтропии приближается
к нулю; если параметры проблемы выражены количественно, показатель приближается к__
единице); степень риска инвестиций; вероятность реализации решения по показателям затрат
и сроков; степень соответствия теоретической модели фактическим данным, на основании
которых она была разработана (степень точности прогноза) и т.п.
Решение высокого качества предполагает комплексное соотнесение желаемого с
реальными возможностями. Можно выделить три признака высокого качества
управленческих решений в любой организации [6]: полнота удовлетворения потребности,
лежащей в основе решения; надёжность и своевременность реализации решения;
эффективность достижения нужного результата, имеющего высокую полезность при
приемлемых затратах.
В условиях глобальности рисков современного общества внимание к социальному
качеству управленческих решений должно быть приоритетным и постоянным на всех
уровнях системы организационного управления. Высокое качество управленческих решений,
принимаемых в ситуации риска, достигается главным образом за счёт выполнения
обязательных социально-
упреждающая разработка решения, соответствие организационным целям, комплексность
содержания, обоснованность намечаемых мер, социальная ориентация, адресность,
законность, логичность, ясность изложения, минимизация затрат, обеспеченность ресурсами,
гибкость требований к исполнителям, своевременность реализации, высокая степень
эффективности достижения результата, низкая вероятность негативных последствий. Наряду
с этим, к условиям обеспечения эффективности управленческих решений с учётом
социальных риск-факторов относятся:
– информированность субъекта о состоянии внешней среды организации и социальных
факторах, влияющих на процесс разработки решения;
– учёт влияния социальных, управленческих, экономических законов и условий;
– выявление, систематизация, оценка, управление социальными и иными рисками;
– использование при разработке решения научных подходов и принципов;
– применение методов менеджмента, математики и экономики для обоснования каждого
решения, а также для психологической мотивации исполнителей;
– анализ задач путём последовательной структуризации проблемы;
– обеспечение сопоставимости выбранных альтернатив;
– учёт мнений сотрудников при подготовке и исполнения решений;
– юридическая обоснованность принимаемого решения;
– автоматизация процесса сбора и обработки информации, а также процесса разработки и
реализации решений;
– наличие механизма реализации и контроля выполнения решения;
– разработка и функционирование систем ответственности и мотивации;
– соблюдение корпоративных норм и ценностей при реализации решения.
Ключевым же показателем успешности решений в организации выступает, наряду с
экономической, их социальная эффективность, которая проявляется в степени достижения
индивидуальных целей сотрудников в результате принятия решения и подразумевает
удовлетворённость их ожиданий, желаний, интересов, потребностей. В свою очередь
критериями социальной эффективности управленческих решений в данном случае могут
выступать повышение качества выполнения работниками профессиональных обязанностей и
производственной деятельности в целом; готовность брать на себя ответственность;
повышение интереса к работе и удовлетворённость процессом и результатами труда; низкая
текучесть кадров;
более эффективная
работе в команде и сотрудничеству; групповая сплочённость; сокращение потерь рабочего
времени.
Таким образом, выполнение условий повышения качества и эффективности
управленческого решения достаточно сложно и системно, требует значительных затрат, а__
также эрудиции, компетентности, высокого профессионализма, опыта, воли и таланта
руководителя и возможно только при принятии обоснованных управленческих решений. Для
этого также необходимо опираться на знания и интуицию специалистов и экспертов,
обязательно учитывать социальные интересы, ценности, потребности работников и, кроме
того, целенаправленно использовать различные методы принятия решений наряду со
способами оценки и управления рисками
Заключение
Любой бизнес связан с неопределенностью, со многими опасностями, с конкуренцией. Риск - неотъемлемая часть деловой активности на любом рынке. Особенно рискованный характер имеет предпринимательская деятельность в современной России.
Любому предприятию, которое не хочет внезапно разориться, необходим комплекс мер по снижению вероятности наступления случайных негативных событий и их последствий.
Проведенная нами работа позволяет более четко понять, что собой представляет риск-менеджмент, каковы особенности принятия решения в условиях риска, каковы социально-психологические факторы риска.
Практическая часть работы показала, что опрошенной группе больше присуще средняя и низкая склонность к риску (таковых среди тестируемых оказалось 92%), результаты тестирования подтвердили наличие определенной связи между темпераментом человека и его склонностью к риску.
Список использованной литературы:
1. Арджирис К. Организационное научение. – М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений //
Социологические исследования, 2006, №5.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
человек, стратегия,
М.: МГУ, 1995.
4. Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. – Воронеж:
Квадрат, 1997.
5. Друкер П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. – М.: И.Д. Вильямс, 2008.
6. Кодин В.Н., Литягина С.В. Как работать над управленческим решением. Системный
подход. – М.: КНОРУС, 2010.
7. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в
повседневной работе. – М.: Дело, 1996.
8. Мильнер Б.З. Теория
9. Рощина М.Л. Гендерная
2006.
10. Шабанова М.А. Новое поколение российского бизнес-сообщества: особенности
профессионализации и адаптации // Социологические исследования, 2006, №12.
1. Специальная литература
1.1. Аллахвердов, В.М. Психология: Учебник. / В.М. Аллахвердов. - М.: ТК Велби, 2004. - 752 с.
1.2. Бортник, Е.М. Управление связями собщественностью: Учебное пособие / Е.М. Бортник. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. - 128с.
1.3. Бочкарев, А.В. 7 нот менеджмента / А.В. Бочкарев. - М.: Эксперт, 2006. - 656 с.
1.4. Вачугов,
Т.Е. Основы менеджмента:
1.5. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский. - М.: Экономист, 2006. - 284 с.
1.6.Вяткин, В.Н.
Принятие финансовых решений
в управлении бизнесом: концепции,
задачи, ситуации / В.Н. Вяткин. –
М.:: Ява, 2005. – 256 с.
1.7. Гончаров, В.В. В поисках совершенства
управления / В.В. Гончаров. - М.: Наука, 2006.
- 321 с.
1.8. Евланов,
А. Г. Теория и практика
1.9. Ильин, Н. П. Управление проектами / Н.П. Ильин. - СПб.: Два Три, 2006. - 610 с.
1.10.Макаров, С.Ф. Менеджер за работой / С.Ф. Макаров. - М.: ФИНПРЕСС, 2005. - 156 с.
1.11. Мескон, М.
Основы менеджмента / М. Мескон.
- М.: Наука, 2004. - 211 с.
1.12. Рейльян , Я.Р. Аналитическая
основа принятия управленческих решений
/ Я.Р. Рейльян. - М.: Юнити, 2003. - 213 с.
1.13. Поршнев, А.Г. Управление организацией: Учебник. / А.Г. Поршнев. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 669 с.
1.14. Ромащенко,
В.Н. Принятие решений: ситуаци
1.15. Румянцева,
З.П. Менеджмент организации.
1.16. Румянцева, З.П. Управление организацией: Учебник / З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА М, 2005. - 669 с.
1.17. Фатхутдинов,
Р.А. Разработка
2. Периодическая печать
2.1. Герчикова,
И.Н. Процесс принятия и
2.2. Скрипник, К.Д.
Еще раз о качествах
3. Электронные ресурсы
3.1. Википедия. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: [[http://ru.wikipedia.org/].
3.2. Мониторинг
общественного мнения: экономические
и социальные перемены. - [Электрон.ресурс].
- Режим доступа: [http://www.nir.ru/Socio/
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.