Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:40, курсовая работа
Целью данной работы является определение самого понятия риска, его влияния на деятельность рисковых предприятий, описание методов оценки, анализа риска и способов его снижения. В общем, будут рассмотрены вопросы, необходимые для эффективного управления риском.
Проблема управления риском очень актуальна. Деятельность любой организации связана с опасностью возникновения непредвиденных потерь. Именно поэтому для каждой компании важно предусмотреть изменение факторов и условий, способных оказать существенное влияние на ее функционирование.
Среднее ожидаемое значение (математическое ожидание) связано с неопределенностью ситуации. Оно выражается в виде средневзвешенной величины (Xm) всех возможных результатов, где вероятность каждого результата (Р) используется в качестве частоты, или веса, соответствующего значения Х. В общем виде это можно записать так:
Xm=Р1Х1+Р2Х2+…+РnXn
При наличии данных о потерях и вероятностях их возникновения по каждому виду риска обобщенный риск проекта определяется как сумма средневзвешенных показателей риска каждого вида.
Средневзвешенная величина (математическое ожидание) – обобщенная количественная характеристика, которая не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта.
Для окончательного решения необходимо измерить колеблемость (размах или изменчивость) показателей, т.е. определить колеблемость возможного результата. Она представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для ее определения обычно вычисляют дисперсию или среднеквадратическое отклонение.
Дисперсия расситывается по формуле:
n
D=∑(Xi –Xm)2 *Pi
i=1
где D - дисперсия;
Xi -конкретное фактическое или ожидаемое значение показателя;
Xm- среднее ожидаемое значение
Pi – вероятность наступления конкретного события
n – общее количество событий, возможных значений показателей
Среднеквадратическое (стандартное) отклонение определяется по формуле:
δ=ÖD
Для анализа изменчивости, колеблемости значений показателей используют коэффициент вариации:
γ=δ/ Xm *100%
Коэффициент вариации – величина относительная, с его помощью можно сравнивать изменчивость признаков, выраженных в различных единицах измерений. Коэффициент вариации фактически является основным показателем, характеризующим воздействие риска. Для характеристики воздействия риска на основе коэффициента вариации используется эмпирическая шкала его значений.
Рассмотрим пример оценки
риска неоплаты или несвоевременной
уплаты услуг фирмы (оказывающей
консалтинговые и тренинговые услуги)
с помощью экономико –
В соответствии с данным методом анализа определяются:
№ |
Коэффициент вариации |
Характеристика риска |
1 |
0,1 |
Слабый |
2 |
От 0,1 до 0,25 |
Умеренный |
3 |
Свыше 0,25 |
Высокий |
4 |
До 0,25 |
Приемлемый |
5 |
От 0,25 до 0,5 |
Допустимый |
6 |
От 0,5 до 0,75 |
Критический |
7 |
Свыше 0,75 |
Катастрофический |
3.Вероятность возникновения риска (n/N *100%)
4.Ущерб от воздействия риска.
Для оценки данного вида
риска с помощью экономико-
(16/101)*100%=15,84%
Экономико-статистический метод (модель Марковица)
XT=(20*0.0594) + (25*0.0495) + (40*0.0297) + (30*0.0198) + (100*0.8416) =88.3675%
D=(2088,3675)2*0,0594+(2588,
δ=Ö727,222443=26,967062
Таким образом, по результатам проведенной оценки можно сделать следующие выводы.
Общая вероятность воздействия риска составляет 16%;ущерб от воздействия риска – 4 783 007,8 руб. Средневзвешенная величина процента оплаты услуг составляет около 88%.
Значение коэффициента вариации, характеризующего воздействие риска неоплаты услуг, равно 0,3052 (или 30,52%), что соответствует достаточно высокому, но допустимому уровню воздействия риска.
2.2 Применение
концепции кривой
Фирма производит два продукта А и Б.
Продукт |
Объем производства,ед. |
Рыночная цена продукции,тыс.руб. |
Издержки производства ед. прод.,тыс.руб. |
А |
230 |
50 |
30 |
Б |
80 |
150 |
45 |
В продуктах Аи Б изменилась потребность, которая составляет в А-120 ед.; в Б- 130ед.
Определить оптимальный объем, а также прибыль в базовых и новых условиях и риск потерь, если для производства добавочных единиц продукта Б по 10 штук, надо отказаться от следующих количеств продукта А:
Продукт |
Производственные варианты | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
А |
230 |
215 |
195 |
170 |
140 |
105 |
Б |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
Для удовлетворения спроса фирма должна уменьшить объем производства Б с учетом достижения цели максимизации прибыли.
Оптимальный объем определяется исходя из возможностей, стремления удовлетворить спрос и максимизировать доход.
Для определения объема оценим издержки производства добавочных единиц продукта Б с целью определения прибыльности.
необходимо отказаться от 1,5 ед. А, следовательно, издержки каждой из первых десяти единиц составляет: 30*1,5=45 тыс.руб. при цене 150 тыс.
отказаться от производств двух единиц продукта А, следовательно, издержки каждой из вторых десяти единиц составят: 30*2=60 тыс.руб. при цене 150 тыс. руб.
Если между какими-то альтернативами продукт Б становится убыточным, то оценку издержек прекращаем и исходя из спроса определяем оптимальный объем.
В данном случае продолжаем оценку издержек.
отказаться от производства 2,5 единиц продукта А, следовательно, издержки производства этой единицы составят: 30*2,5=75 тыс.руб. при цене 150 тыс.руб.
отказаться от производства трех единиц продукта А, следовательно, издержки производства этой единицы составят: 30*3=90 тыс. руб. при цене 150 тыс.руб.
Между 5 и 6 альтернативами возможности по производству продукта А становятся меньше спроса, поэтому между 5 и 6 альтернативами надо оценить не только выгодность производства продукта А, но и сравнительную эффективность производства адекватных количеств продукта Б и А.
продукта Б надо отказаться от 3,5 ед. продукта А, следовательно, издержки этой единицы продукта Б равны: 3,5*30=105 тыс.руб., при цене 150 тыс.
Выгодность определили. Однако необходимо оценить сравнительную эффективность производства адекватных количеств продукта А И Б между альтернативами.
Между 5 и 6 альтернативами 1 ед. Б приносит доход 150-105=45 тыс. руб., а 3,5 ед. А – 20*3,5=70 тыс. руб., т.е. между 5 и 6 альтернативами производство А выгоднее, потому этот продукт производим в пределах спроса, т .е. 120 ед., а Б – исходя из возможностей.
Производя между 5 и 6 альтернативами 120 ед., у нас А уменьшается на 20 ед. (140-120), за счет которых можно произвести какое-то количество продукта Б, т.к. его производство выгодно, а спрос составляет 130 ед.
Это количество составит: 20/3,5=6 ед. ( между 5 и 6 альтернативами для производства 1 ед. Б необходимо отказаться от 3,5 ед. А)
Этот же результат получим, составив пропорцию
Эти 6 единиц добавим к 120. Следовательно, оптимальный объем составит А-120 ед., Б- 126 ед. Прибыль в базовых условиях:
(120*50+80*150) – (230*30+80*45)=13 млн. руб.
Прибыль в новых условиях:
(120*50+126*150)–(120*30+90*
= 14,37 млн.руб.
Предпринимательский риск 14,37-13=1,37 млн. руб.,т.е. риск положительный
Глава 3. Улучшение развития предприятия и предотвращение рисков
3.1 Улучшение результативности этапов организации менеджмент риска
Предприниматель вправе частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью избежать его он не может. Конечно, можно просто уклониться от мероприятия, связанного с риском, однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли.
Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Главная цель менеджмента, особенно
для условий сегодняшней
Риск-менеджмент – система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. При рыночной экономике производители, продавцы и покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее непредсказуемо и мало прогнозируемо. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.
На степень и величину
риска реально воздействовать через
финансовый механизм, что осуществляется
с помощью приемов стратегии
и финансового менеджмента. Этот
своеобразный механизм управления риском
и есть риск-менеджмент. В основе
риск-менеджмента лежат