Ролевые функции менеджера и подчинённых в современных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение роли и функций менеджера и подчиненных в современной организации.
Задача исследования: проанализировать теоретические аспекты исследования роли менеджера и подчиненных в современной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-5
1 Теоретические аспекты исследования роли менеджера в управлении 6-18
организацией
1.1 Роль менеджера в организации
1.2 Основные функции управления менеджера в организации
1.3 Сущность ролевых функций менеджера
2 Подчиненные в организации 19-21
2.1 Классификация и типы подчиненных
3 Теоретические основы работы менеджера в процессе управления 22-25
коллективной деятельностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26-27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже  идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На втором этапе  сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен. Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности. Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят. Как говорилось, в связи с развитием общества и системы производства, появились новые функции. И сегодня к основным функциям прибавилась мотивация, стимулирование, гуманизация и корпоративность.

 

1.3 Сущность ролевых функций менеджера

 

Чтобы быть хорошим  менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим  слушать других и все это только для начала. Он должен знать в  совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и  рассказать подробней. Главная задача менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

Работа менеджеров также имеет  много общих характеристик, в  то время как организации, круг обязанностей и ответственности, а также сферы  деятельности могут существенно  различаться. Хотя общие аспекты  управленческой деятельности трудно просматриваются, управленческая деятельность по своей сути значительно отличается от неуправленческой. Управленческий труд неоднороден. Его характеризует кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Так, например, токарь, овладев техникой изготовления какой-либо детали, может длительное время заниматься производством этой детали. Мастер же (менеджер) выполняет 500-600 различных операций в день, которые характеризуются неоднородностью и разнообразием.

Общей чертой управленческой работы является исполнение роли руководителя. Все менеджеры, занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации и именно, это определяет их служебное поведение (роль), заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.

Американский теоретик в области  менеджмента Генри Минцберг определил  десять ролей, которые в зависимости  от уровней управления принимают  на себя руководители в разной степени. Он делит их на три больших класса: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складывается объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает. Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой — в роли центра обработки информации. Выполняя межличностные и информационные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способна оказать прямое влияние на ход производственного процесса и достижение целей организации.

Классификация ролей руководителя по Минцбергу дает представление  о той работе, которую выполняет  менеджер, в соответствии с таблицей 1.

 

Таблица 1 - управленческие роли по Минцбергу

 

Роль

Описание

Характер деятельности

Межличностные роли

Главный руководитель

Символический глава, в  обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального  характера

Церемониалы, действия, связанные  с положением

Лидер

Ответственный за мотивацию  и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников

Все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги

Переписка, участие в  совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами

Информационные  роли

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которая используется в интересах дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию

Обработка почты, осуществление  контактов, связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)

Распространитель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или  от других подчиненных, членам организации, часть этой информации носит чисто  фактический характер, другая требует анализа отдельных фактов для формирования политики организации

Рассылка почты по организациям с цепью получения  информации. Проведение обзоров, бесед

Представитель

Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли

Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним  организациям

Роли по принятию решений

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов

Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности

Устраняющий нарушения

Отвечает за. Корректировку  действий, когда организация оказывается  перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений

Обсуждение стратегических и текущих вопросов

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление графиков, составление  и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство  организации на всех значительных и  важных переговорах

Ведение переговоров


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Подчиненные  в организации

2.1 Классификация  и типы подчиненных

 

Все члены  в организации, кроме первого  лица, являются подчиненными старшего по должности.

Работники одного уровня, не зависящие друг от друга называются коллегами.

Подчиненные обязаны добросовестно выполнять  поручения, имеют право при необходимости  критиковать руководителя и в  установленном порядке обжаловать его действия.

Подчиненные характеризуются:

- служебные зависимости от руководителя;

- узким диапазоном выполняемых функций;

- значительной подверженностью влияния лиц, имеющих более высокую должность и авторитет.

На  отношения подчиненных к своим  обязанностям влияют:

- содержания и условия труда;

- характер задания;

- организация  работы;

- возможность  проявлять инициативу, творческий  подход.

Классификация подчиненных: 

В зависимости  от особенностей взаимодействия с руководителем делятся на непосредственных подчиненных, с которыми руководитель контактирует без посредников и прямых подчиненных, которые находятся в сфере его юрисдикции, но напрямую ему не подчиняются;

В зависимости  от характера деятельности выделяют след категории подчиненных: 
           - штатные заместители (заместители руководителя, курирующие определенную сферу деятельности, а так же советники, консультанты);

- заместители, одновременно возглавляющие структурные подразделения;

- непосредственно  исполнители.

В зависимости  от выполняемы функций подчиненные делятся на:

- основной персонал (профильная организация деятельности);

- вспомогательный персонал (основная деятельность);

- обслуживающий персонал.

Основные  права и обязанности подчиненных  зафиксированы в Трудовом законодательстве.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ каждый работник имеет право на свободный выбор профессии и рода деятельности, справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на справедливую заработную плату, не ниже установленного законом МРОТ, на продвижение по служебной лестнице, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, на участие в управлении организации, на защиту трудовых прав и свобод.

Обязанности подчиненных:

Добросовестно выполнять свои функции и распоряжения администрации, соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, правила по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии, бережно относиться к имуществу организации.

Обязанности делятся на официальные и неофициальные. Первые закрепляются в должностных инструкциях, трудовых договорах, правилах внутреннего распорядка, уставах и т.д. Неофициальные нигде не прописаны. В рамках этих обязанностей подчиненные должны соблюдать установленные границы между собой и руководителем, не принимать самостоятельно серьезных решений без согласования с руководителем, не вмешиваться в дела руководителя, ценить время руководителя, не отвлекать его по пустякам.

Основные  типы подчиненных:

1. Аналитики  – логичные, не любят ошибок, риска, неопределенности, последовательные, методичные. В работе опираются на конкретные цифры, документы, инструкции;

2. Прагматики  – самостоятельны, умеют рисковать,  успешно работают в нестандартных  условиях (ограниченное время), однако  они тяготятся монотонной и кропотливой работой;

3. Реалисты  – сочетают качества прагматиков  и аналитиков, умеют организовывать  производственный процесс, улаживать  конфликты в организации;

4. Критики  – не признают авторитетов,  никому не подчиняются, любят  анализировать, выявлять ошибки, однако они могут быть полезны при прогнозировании, разработки планов;

5. Идеалисты  – демократичны, требовательны к  себе и к окружающим, однако  из-за мягкости характера не  способны оперативно принимать  решения.

В зависимости  от особенностей поведения выделяют следующие типы подчиненных:

- самостоятельные,  независимо мыслят, смело отстаивают  свои взгляды, способны решать  задачи повышенной сложности  и полностью отвечать за порученную  задачу;

- осторожные, строго выполняют свои функции,  не всегда способны высказать своё мнение и отстоять свою позицию;

- добросовестные, ориентированы на глубокий анализ  выполняемых ими функций, однако  из-за робости характера не  всегда способны высказать своё  мнение, что снижает их трудовую  активность и порождает внутренний конфликт;

- терпеливые, безропотно выполняют задания  руководителя.

В зависимости  от ориентированности на работу и  безделье выделят след типы подчиненных:

а) предприниматели  – 10% в организации

Информация о работе Ролевые функции менеджера и подчинённых в современных организациях