Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:05, реферат
После эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-1960 годы, качества1970-1980, гибкости в 1980-1990, XXI век называют веком эпохи инноваций. Промышленность все активнее применяет к новым товарам и услугам новые технологии. Технология в организациях стала одним из основных двигателей изменений и инноваций. В тех же отраслях промышленности, где инновации стали обычным делом, компании соревнуются в быстроте времени их внедрения. Победить в конкурентной борьбе теперь можно только в том случае, если ты будешь самым быстрым, предлагать продукцию самого высокого качества, выбирать наиболее привлекательные стилевые решения.
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и роль инноваций в современных условиях
2. Классификация видов инноваций
3. Задачи и функции инноваций
4. Роль инноваций в развитии малого бизнеса в условиях рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На первых порах деятельность такой фирмы часто финансируется за счет крупной компании, которая доверяет ей взяться за рискованное нововведение и сохраняет над ней контроль. В случае успешного завершения инновации крупная компания получает новую готовую научно-техническую продукцию и, задействовав свой производственный и коммерческий потенциал, обеспечивает себе хорошую прибыль. Доступ к новой продукции крупная фирма получает путем поглощения венчурных фирм и преобразования их в свои производственные подразделения, покупкой патента, лицензии или ноу-хау.
За рубежом крупные промышленные корпорации активно финансируют венчурные фирмы. Широкое применение находят за рубежом и фирмы "спин-офф" или фирмы отпрыски. В отличие от венчурных фирм при их организации значительную финансовую, организационную и информационную помощь этим малым предприятиям оказывает государство. В России этот опыт особенно интересен при организации использования достижений военно-промышленного комплекса в гражданской промышленности. С малым исследовательским бизнесом тесно связаны инвестиционные фонды, деятельность которых носит некоммерческий характер, и которые оказывают финансовую поддержку малым инновационным фирмам и изобретателям.
Некоторые из инвестиционных фондов не только кредитуют инновационные фирмы, но и выдают безвозмездные целевые субсидии — гранты. Инвестиционные фонды не являются правительственными учреждениями, они создаются общественными организациями и частными фирмами.
Попробуем определить характерные признаки малых инновационных предприятий: оно разрабатывает и продвигает на рынки новые продукты и передовые технологии; в созданных им продуктах и услугах велика доля НИОКР; в нем велика доля инвестиций в НИОКР и обновление производства; в численности персонала велика доля научных и инженерно-технических работников.
Малые предприятия позволяют людям реализовать свои творческие возможности, предприимчивость и инициативу. Они создают дополнительные рабочие места, расширяют ассортимент товаров и услуг, способствуют повышению качества продукции.
Малый бизнес динамичнее, гибче, эффективнее крупного, он является источником нововведений и экономического роста.
Опыт США свидетельствует, что малый бизнес повышает гибкость и приспосабливаемость крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса, способствует развитию специализации, освобождает крупные производства от производства мелкосортной продукции, охотнее идет на риск, быстрее реагирует на меняющийся спрос, более приспособлен для производства уникальных изделий и обеспечивает более быструю их окупаемость.
Инновационные возможности малых фирм обеспечивают 20-25 % вклада в общий экономический рост США. В различных странах инновационные малые фирмы определяется по-разному.
Например, в Великобритании такие фирмы должны отвечать следующим условиям: незначительная доля рынка, что не позволяет ей влиять на цены и размеры рынка; юридическая самостоятельность; управление компанией обязательно осуществляется ее владельцем.
Во Франции основная роль малых фирм заключается в создании стимулов для повышения уровня занятости, внедрения технологических новшеств, омоложение фондов. Для оказания содействия развитию малого предпринимательства правительством разработан комплексный план, включающий финансовые, налоговые и административные меры.
Стимулирование инновационной деятельности малых фирм осуществляется Национальным агентством по стимулированию нововведений, которые предоставляют этим компаниям кредиты на исследовательские проекты на выгодных условиях.
"Малое — это прекрасно" — является философией бизнеса. К тому же малый бизнес является более инновационным. Например, в США в области электроники малым фирмам принадлежат все основные изобретения.
Малый бизнес является более инновационным, поскольку даже само их создание чаще всего связано с попыткой коммерческого использования какого-либо новшества. Малые фирмы тратят меньше времени от разработки нового продукта до выхода его на рынок. При этом равноценные изобретения обходятся малым фирмам намного дешевле. В отдельных отраслях промышленности инновационные процессы могут носить разный характер, и роль крупных фирм в создании нововведений бывает различной. Например, в таких отраслях, как автомобильная, роль крупных фирм значительно повышается. Авторитетные экономисты (например, Й. Шумпетер) вообще считают, что олигополия и монополия технически более прогрессивны, чем конкурирующие предприятия, так как они могут тратить больше на свое техническое развитие благодаря монопольным прибылям. Другие не менее уважаемые экономисты утверждают, что фирмы, обладающие монопольной властью, скорее всего, будут отсталыми, так как они используют свою власть для подавления и сдерживания технического прогресса. Равноценные изобретения обходятся малым фирмам намного дешевле, чем крупным (87 тысяч долларов против двух миллионов долларов, соответственно).
Малые фирмы тратят намного меньше времени от разработки нового продукта до выхода на рынок (малые фирмы — 2,3 года, большие фирмы — 3,1 года). Поэтому для малых фирм инновационная деятельность сопряжена с меньшим риском, а возможные неудачи не подрывают коммерческую репутацию всей остальной продукции компании. Как правило, малая инновационная фирма может самостоятельно работать на двух этапах — разработка наукоемкой продукции и ее серийное производство. Первый этап характерен высокой степенью риска и требует наличия высококвалифицированной, интеллектуальной рабочей силы. Поэтому крупные фирмы отдают этот этап малым фирмам, используя их высокий инновационный потенциал и превращая их в наукогенерирующую сферу производства.
Предпринимательский метод проведения НИОКР (ресурсосберегающий и эффективный), содержит пять пунктов: за реализацию нового проекта отвечают не более 3-4 человек; вмешательство в деятельность разработчиков должно быть сведено к минимуму; спешное решение технических проблем, соблюдение сроков должно поощряться. Разработчики должны знать, что успешное решение задачи принесет ему славу и материальное вознаграждение, а провал банкротство.
Основные разработчики вправе претендовать на некоторую долю прибыли, получаемой фирмой от продажи этой продукции в течение 3-5 лет, по завершению НИОКР группа разработчиков, работавших ранее изолированно, переключается на работы по внедрению своей продукции на рынок.
Инновационный характер малых фирм позволяет крупным фирмам реализовать, по крайней мере, одну из двух стратегий: купить разработанную малой фирмой технологию производства нового вида продукции, а не разрабатывать ее самим; поглотить фирму-разработчика на оговоренных условиях. Многие крупные компании придерживаются в своем развитии стратегии роста, используя при этом и стратегию выжидания, которая состоит в следующем.
Малые инновационные рискофирмы это, как правило, небольшие компании, занятые в отраслях новейшей технологии. Создавая новые продукты и технологии, рискофирмы способствуют развитию конкуренции, и способствуют увеличению занятости.
Трудно переоценить роль науки, научно-инновационной деятельности и особенно развитие инновационного бизнеса в преодолении экономического кризиса и реформировании экономики в России. Непременным условием обеспечения высокой конкурентоспособности товаров на рынке является использование научно-технических инноваций. В этом наглядно убеждает опыт как развитых, так и новых индустриальных стран, которые, преодолевая связанные с перестройкой экономики кризисы, добились значительных экономических успехов на инновационном пути развития. В этих условиях роль малых инновационных предприятий становится очень важной. Именно от них зависит реализация накопленного научно-технического потенциала. Важнейшими показателями эффективности работы инновационного предприятия являются использование инноваций (патентов, ноу-хау, лицензий и других объектов интеллектуальной собственности) в собственном производстве.
Около 30% предприятий в составе своих активов имеют нематериальные активы, удельный вес которых колеблется от 0,1 до 8. Инфляционные факторы создают неблагоприятные условия для производителей и не позволяют образовать сколько-нибудь значимые накопления, необходимые для проведения инновационных мероприятий.
Научно-инновационный бизнес находится сейчас в наиболее сложном положении, прежде всего, из-за высокой степени риска вложений средств, длительности оборота капитала и его многоэтапности.
Поддержка малых инновационных предприятий является приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой. Такая поддержка носит стратегический характер и нацелена на осуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно-технической деятельности.
Условия, в которых идет формирование в стране слоя предпринимательства, в целом нельзя назвать благополучными. Способность малого бизнеса быть движущей силой рыночной реформы еще не осознана обществом в полной мере и пока практически не востребована экономикой.
Как показывает мировой опыт, ставка государства с переходной экономикой для осуществления экономических преобразований только на крупные промышленные гиганты себя не оправдывает. Состояние научно-инновационной деятельности и предпринимательства в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. Приходится констатировать, что процесс развития малого научно-технического и инновационного бизнеса практически остановился на начальной стадии своего формирования и не соответствует возможностям и потребностям нашего общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В подведении итоговтможно сделать следующий заключение: Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в большей мере зависит не от имеющихся ресурсов, а от инновационного характера производства. Успешность внедрения во внешнюю высокотехнологичную рыночную среду определяется наличием в компании инновационного менеджмента, представители которого могут быстро реагировать на непрерывные изменения. Инновации возникают не только в сфере высоких технологий с участием изобретателя или предпринимателя, они могут возникнуть и при создании или реализации низких технологий, продуктов или услуг. В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. Определяя стратегию своего развития и выживания в конкурентной борьбе, фирма должна все время держать в поле своего внимания один из определяющих вопросов стратегического плана — разработка новых продуктов и инновации. Для того, чтобы поддерживать высокие темпы развития компании и уровень ее доходности есть единственный способ — это непрерывное внедрение новшеств.
Новый товар становится инновацией в том случае, если он отвечает таким критериям, как: важность(потребители должны воспринимать новый продукт или услугу как привлекательную и важную); Уникальность( выгоды от приобретения нового товара или услуги должны восприниматься как уникальные и отличные от существующих): Устойчивость( новый продукт не должен легко воспроизводиться конкурентами, иначе не будет четких перспектив завоевания рынка).( К эффективным средствам обеспечения устойчивости относятся патентование новаций, быстрое продвижение новации на рынок, известная торговая марка поставщика); Ликвидность (компания должна иметь возможность продать новый товар).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аньшина В.М. Дагаева А.А. Концепции,
стратегии и механизмы
2. Бусыгин А.В. Финансы и статистика. М.: ИНФРА-М, 2000
3. Высокие технологии будущего. // Поиск-НН, № 33, 31 октября 2002.
4. Горфинкель В.Я. Предпринимательство. М.:ЮНИТИ, 2000
5. Дойль. Менеджмент. Стратегия и тактика. Санкт-Петербург. 2000. 6. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 2001. № 9.
7. Добров Г.М. Системный анализ
организационно-управленческих
8. Добров Г.М. Системный анализ организационно-управленческих проблем научно-технического прогресса. Киев: Знание,2000.
9. Высокие технологии будущего. // Поиск-НН, № 33, 31 октября 2002.
10. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М., Финансы и статистика, 2000
11. Зимина. // Коммерсант деньги, № 34, 2001
12. "Инновационный менеджмент" С.Д. Ильенкова, С.Ю. Гокберг; ЮНИТИ – ДАНА- 2002 год.
13. "Инвестиционный менеджмент" И.А. Бланк; НИКА-ЦЕНТР- 2002 год.
14. Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа. - М., Филинъ, 2000
15. Мотовилов О.В. Источники капитала
для финансирования
16. Мотовилов О.В. Роль государства
в формировании системы
17. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М., Инфра-М, 1997
18. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В.
Реинжиниринг инновационного
19. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М., Финансы и статистика, 2000
20. Свободина Л.М. Инновативность и внутрифирменный менеджмент. - СПб., СПбГУ, 2000
21. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). — М: Политиздат, 1989.
Информация о работе Роль инноваций в организациях в условиях рынка