Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:39, курсовая работа
Целью работы является определение основных этапов и направлений эволюции менеджмента, его места и роли в развитии экономики и общества на современном этапе.
С развитием кибернетики
стало формироваться понимание
менеджмента как
Разнообразные подходы к менеджменту не являются самостоятельными, независимыми теориями, а представляют собой результат интеллектуального разделения труда при изучении и разработке процесса управления и поэтому в своей совокупности составляют логически упорядоченную теорию. Для комплексного понимания и наилучшей реализации менеджмента необходимы разнообразные знания, получаемые при использовании всех известных подходов. Каждый из них в определенной мере способствует объяснению и совершенствованию управления. Только интеграция, синтез достижений отдельных научных дисциплин в сочетании с практическим опытом могут дать целостное представление о менеджменте и помочь при разработке его теории.
При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций.
Функция — это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности. Другими словами, функция — это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. Такие функции называют основными (базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности. Эти функции называются (рис.1):
ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Общие функции
Рис.1 Функции менеджмента
Что означает каждая из этих функций? И как они связаны между собой?
Планирование — это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:
1) цели деятельности организации;
2) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
3) способы достижения поставленных целей.
Планирование представляет
собой начальный этап управления,
т.к. без четкого представления
о целях деятельности не имеет
смысла приступать к работе. Кроме
того важно понимать, какие ресурсы
(оборудование, деньги, специалисты, технологии
и т.п.) выделяются для достижения
этой цели и как они буду использоваться.
Пожалуй, одним из главнейших элементов
любого плана является указание на
сроки выполнения каждого его
пункта (сроки достижения целей).Наличие
правильно составленного плана позволяет
перейти к следующему этапу управления — организации (инач
1) организация как объект управления — компания, предприятие;
2)организация как функция менеджмента —процесс организационной деятельности.
Здесь мы будем употреблять это слово в его втором значении.
Организация — это функция, заключающаяся
в правильном распределении задач, полномочий,
ответственности и ресурсов между исполнителями
и обеспечение их совместной работы. Когда
организационные задачи касаются всего
предприятия в целом (или его крупных частей),
то говорят, что менеджмент формирует
организационную структуру управления
(ОСУ) компанией. Поэтому функция организации —
это еще и процесс разработки организационной
структуры предприятия. Выбор правильной
организационной структуры и рациональное
распределение между сотрудниками задач,
полномочий и ресурсов позволяют приступать
к работе. Однако эта работа будет результативной
и эффективной, только в том случае, если
исполнители (да и руководители тоже) будут
понимать свою выгоду от успешной работы,
видеть перспективы своего развития, соглашаться
с установленными в компании порядками
и принимать ее нравственные ценности.
Обеспечить выполнение этих сложных условий
в коллективе можно только путем специальной
работы, которая называется мотивированием или
Мотивация — это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.Строго говоря, слово «мотивация» означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления — действия руководителя, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании.Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда.
Производительность труда — это эффективность труда в процессе производства. Она измеряется количеством продукции, произведенным работником за единицу рабочего времени (смену, месяц, год), или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции.Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.
Контроль — это процесс, в ходе которого менеджмент определяет, во-первых, достигнуты или нет цели организации, а, во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке. Другими словами, контроль — это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений. Что менеджерам приходится контролировать? Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое. В современном менеджменте крайне важна роль еще одной, пятой функции, — координации. Иногда специалисты полагают, что координация «растворена» в четырех других функциях. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации. Что же такое координация?
Координация — это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно. Это приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров.Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них корректив и согласования работы между исполнителями.Помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество так называемых специальных функций менеджмента. Это название условно, т.к. все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:
2.1. Эволюция менеджмента
с развитием общественных
Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельный вопрос, давно интересует историков менеджмента.
Согласно концепции Р.
Первую революцию автор назвал религиозно-коммерческой. Она состоялась в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности. Потому что на определенном этапе они отказались от пожертвования кровавых жертв богам, а стали собирать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.
Вторая связана с
Третья революция произошла также в Вавилоне во времена нового расцвета этого государства. Она связана с правлением царя Навуходоносора 11 (605-562 г. до н.э.), который явился автором проекта не только Вавилонской башни, но и он значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных мастерских и зернохранилищах. Это позволило Р.Ходжеттсу выделить третью революцию в менеджменте и охарактеризовать ее как производственно-строительную.
Автор данной концепции, безусловно,
с легкостью оперирует
Далее менеджмент как наука управления приобретает дальнейшее развитие, связанное прежде всего с развитием цивилизации древнего Египта, сложившейся 4-5 тысяч лет назад.
Вклад египетской цивилизации в развитие управления кратко можно сформулировать так:
- осознание необходимости планирования, организации и контроля;
- признание важности выработки и сохранения в течение всего проекта некоторых "правил игры";
- необходимость децентрализации в управлении огромным проектом и, в связи с этим, использование "письменных документов" в управлении и выделение штабных функций.
Следующим этапом в развитии
идеи менеджмента был "городской
муравейник". Античный город стал
новой альтернативой
В развитие идей менеджмента античные греки внесли следующие основные идеи:
- этический принцип - как универсальную основу для регуляции человеческих отношений;
- признание управления как особый вид искусства;
- применение научных методов изучения трудовой деятельности людей и управления этой деятельностью.
Новым историческим местом, где искусство управления нашло новое дыхание, вобрав все лучшее, что было в прошлом, были христианские монастыри.
Важным этапом в развитии новых принципов управления было:
- изобретение трудосберегающих машин (водяные или ветряные мельницы и т.п.);
- осознанное чередование умственного и физического труда;
- совместное (коллективное) планирование работ.
Особенно бурные темпы развития менеджмента приобрело в двадцатом веке.
Если рассматривать
Информация о работе Роль менеджмента в развитии современного общества