Роль менеджмента в развитии современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение основных этапов и направлений эволюции менеджмента, его места и роли в развитии экономики и общества на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

Классикой менеджмента сегодня  принято считать новаторов и  пропагандистов управленческого опыта  начала XX в., который получил универсальное значение. Глава администрации французского горнометаллургического комбината Файоль создал синтезированную концепцию управления фирмой, американские инженеры Тейлор и Эмерсон разработали соответственно основы рационального управления производством и общие принципы эффективной хозяйственной деятельности. В этой связи Анри Файоля обычно называют основоположником классического, или административного менеджмента, а Тейлора и Эмерсона относят к основателям научного (рационального) менеджмента. Предпринимателя Форда причисляют либо к той, либо к другой школе. Названия этих школ стали у нас общепринятыми, даются без кавычек, но если внимательно присмотреться, можно заметить неудобства при их использовании. Очевидно, что не одна, а обе школы стали классическими, обе опирались на научную (экспериментальную и логическую) основу и вырабатывались администрацией компаний. Тейлор называл свою модель управления одновременно и научной, и административной. В контексте же дальнейшего развития методов управления сформулированного почти 100 лет назад понятие "научный менеджмент" (scientific management) может вызвать недоумение - разве современный менеджмент, например психологический, не является научным? Английское слово "science" (наука) как собирательное понятие означает естественные науки, и создатели «научного» управления пользовались приемами естественнонаучного познания, что считалось тогда единственно объективным. Тем самым они отделяли результаты своих разработок от традиционной организации труда, которая сводилась к простой поддержке дисциплины (supervision). Когда же методы измерений, экспериментов и т.д. стали использоваться для более достоверного познания общественных явлений и человеческого фактора (например экспериментальная психология), понятие "научный метод" приобрело более широкий смысл. Так что в принципе все школы менеджмента являются научными, а "scientific management» - просто историческое название.

Итак, развитие и усложнение общественных отношений неразрывно связаны с развитием менеджмента. Если на первых уровнях организации общества менеджмент был неразрывно связан с властью, то на развитии капиталистических отношений менеджмент формируется как наука управления.

 

 

    1. Роль менеджмента в современном обществе

 

Современное общество характеризуется  качественно новым развитием  экономики в сравнении с прошлыми общественными формациями. Но если дойти до самой сути, то новая  экономика - это вовсе не технологическая, а человеческая революция. Технологии лишь дают людям возможность быстрее  и интеллектуальнее взаимодействовать  друг с другом.

Признание этой очевидной  истины позволяет увидеть, что новая  экономика отводит специалистам по менеджменту, особенно в области  управления человеческими ресурсами, принципиально новую роль.

Современное общество характеризуется  стремительным ростом количества самых  разнообразных процессов во всех сферах общества, а также нарастающей  скоростью их протекания. При таких  условиях менеджмент начинает играть своеобразную роль "цемента общества" как совокупность механизмов координации, сотрудничества и средств интеграции (рис.2):

 

                     Рис.2 Роль менеджмента в обществе





 



 



 

 

 

Именно менеджмент во всех сферах, от отдельных предпринимательских структур до государства и межгосударственного регулирования, позволяет избежать хаоса и стихийности.

Как уже показано в предыдущем разделе, именно развитие менеджмента является необходимым условием развития общественных отношений.

Общее мнение свидетельствует о том, что эффективность управления будет играть стойкую и решающую роль, так как организации начинают приспосабливаться к тем новым видам бизнеса, которые могут с успехом существовать в глобальном мире новой экономики. Но глобализация, хотя и предоставляет экономическим структурам ресурсы всей планеты - они в целом ограничены. Поэтому на первый план выступает эффективность менеджмента как науки управления имеющимися ресурсами и человеческими прежде.

При этом менеджмент поворачивается лицом к человеку с его потребностями, возможностями, запросами.

На это можно посмотреть следующим образом. Чтобы организации  могли набирать силу и процветать, им нужно со знанием дела поддерживать активный обмен идеями в своей области бизнеса, и давать возможность незнакомым друг с другом людям делиться мыслями и профессиональным опытом. Чтобы все это заработало, от компании требуется нечто большее, чем установка на каждом рабочем месте программы Lotus Notes. Нужно создать такой рабочий климат, в котором желание поделиться идеями будет для сотрудников чем-то таким, что само собой разумеется. Область человеческих ресурсов, со своей длинной историей помощи людям в развитии своих умений и в оправдании их растущих ожиданий, является той частью бизнеса, за которую необходимо нести особую ответственность.

Если говорить о людях, то ведущие менеджеры в области  управления человеческими ресурсами  уже используют мощные технологии новой  экономики для улучшения качества набора сотрудников, и положения  с текучестью кадров.

Для поиска и отбора сотрудников  создаются все более и более  мудрые веб-сайты, и они как своеобразные "сетки", отлавливают нужных специалистов.

Что касается текучести кадров, то для борьбы с ней в ход  идет все - умение создавать сложные  программы карьерного продвижения  работников и выстраивания ролевых  структур; компенсационные схемы, возможности  для обучения и повышения квалификации. В некоторых организациях новые  технологии используются и для того, чтобы не упустить из виду своих  бывших сотрудников и на регулярной основе поддерживать с ними связь. В  организациях, где разрабатывают  такие подходы, говорят, что им удается  возвращать бывших сотрудников, когда  важные проекты нуждаются в наборе дополнительного персонала.

Там, где сотрудники всех уровней требуют от своих компаний большей прозрачности, технологии позволяют  специалистам в области управления человеческими ресурсами не только публично сообщать о том, что происходит, но и целенаправленно перестраивать  новости о событиях применительно к персональным потребностям работников. На вопрос "А что это значит для меня лично?" теперь намного легче получить ответ, чем раньше. Так же менеджеры по человеческим ресурсам могут использовать технологии для быстрого информирования менеджеров и инспекторов о возникающих новых ситуациях при полной гарантии того, что точно такое же сообщение будет передано всем заинтересованным лицам, независимо от того, кто где находится.

Это подводит нас к другой ключевой роли, которую менеджеры  должны играть в организации - специалист по распространению информации ("официального коммуникатора"). Если люди - это ключ к будущему успеху компании, тогда держать их в курсе последних событий и хода развития организации просто обязательным условием. Роль менеджера и состоит в том, чтобы делать сообщения понятными и доводить их до соответствующей аудитории.

Вся система должна носить интерактивный характер для того, чтобы сотрудники могли задавать вопросы и оперативно получать на них ответы. На такой основе менеджер должен иметь возможность быстрого развития соответствующих служб как в сети Интернет, так и в корпоративной локальной сети. Такому менеджеру потребуется персонал, который будет не только контролировать исходную информацию, но и выполнять роль центра по анализу и синтезу всей входной информации. Некоторые организации дорого заплатили за знание того, что отсутствие надлежащего контроля за информационными потоками в сети Интернет и во внутренней корпоративной сети может привести к очень серьезным проблемам, особенно в тех случаях, когда ложные сообщения широко распространяются в деловом сообществе. Эту роль менеджер может и должен играть для того, чтобы содержание веб-сайта и любого другого контента соответствовало принятым в компании нормам и критериям.

Все указывает на то, что  во многих сегодняшних и будущих  организациях менеджер в своих действиях  все чаще следует за событиями. Кадры  становятся все более и более  важным товарным ресурсом, и работа внутри организаций должна приобретать  все более стратегическую направленность. Определение будущих ресурсных потребностей, консультирование по вопросам кадрового обеспечения, глубокое понимание кадровой политики в фирмах - именно этого будут ждать от специалистов в области управления человеческими ресурсами по мере втягивания компаний в борьбу за выживание в условиях новой глобальной экономики.

В рамках этой стратегической перспективы, практический опыт в области управления человеческими ресурсами потребуется и для поиска новых путей организации работы. Все больше и больше людей требуют гибкого подхода к своей трудовой деятельности. Возможность работать не на рабочем месте, а дома или в других местах все чаще становится ключевым вопросом в деятельности организации. Помощь менеджера по человеческим ресурсам в разъяснении организациям этих потребностей и в изыскании путей применения соответствующих технологий для их удовлетворения, занимает все более центральное место в работе с кадрами.

Так же стратегическое видение  менеджера по человеческим ресурсам потребуется и для привлечения  внешних ресурсов к решению не первоочередных задач. Базовый набор  работников и их обучение, управление фондом заработной платы и пособий  могут ресурсно обеспечиваться другими компаниями. Добавим к этому, что с выделением многих направлений деятельности в такие самостоятельные задачи, как, например, услуги центра обработки заказов, роль менеджера по человеческим ресурсам в новой экономике становится не только более разнообразной, но и жизненно важной для будущего успеха всего бизнеса. Без глубокого понимания технологий, двигающих новую экономику вперед, и того, как они влияют на людей, занимающихся бизнесом, организациям не удастся достаточно долго процветать в будущем. Менеджер в сегодняшнем обществе - это не просто руководитель, это наставник, советник и стратегический провидец в деле доведения технологий до каждого сотрудника – вот та роль, что фирмы должны ему отвести, если еще этого не сделали.

Рассмотрим что же является наиболее характерным для управленческой мысли - и в теоретическом, и в практическом плане - сегодня, в третьем тысячелетии.

Во-первых, это интернационализация  менеджмента, коллективное осмысление новых реальностей, порождаемых  углублением международного разделения труда, ростом конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, развитие транснациональных корпораций, создание международных систем информации, других структур. С помощью издания огромного количества работ по управлению, распространению программ обучения менеджменту, доступных миллионам людей, обобщения управленческого опыта разных стран через обследования, разработку "ситуаций", широких международных контактов ученых-практиков, управленческая мудрость становится достоянием для всех, кто в ней нуждается.

Во-вторых, особенность последних  лет - все большее обращение к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто несет нелегкое бремя управления или кто встает на этот путь. Менеджмент, как наука, во всем его многообразии развивается своим путем и имеет огромные перспективы. Однако, в настоящее время, даже широкая публика проявляет большой интерес к управленческим идеям и к рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных на эту тему книг таких авторов как Д.Карнеги, У.Оучи, Р.Уотерменом, мемуаров Л.Якокка - президента автомобильного гиганта "Крайслер", А.Морита - президента и одного из основателей электронной фирмы "Sony" и целого ряда других. Появился даже термин "управление по бестселлерам", по аналогии с "управлением по целям" и "управлением по отклонениям".

Итак, менеджмент на сегодняшнем этапе общественных отношений играет ключевую роль в организации и управлением всеми звеньями общества. При этом менеджер играет роль не только руководителя, но и носителя информации, советчика и т.п.

 

 

 

 

 

 

3. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

3.1. Условия развития и перспективы менеджмента в России

 

Изучение новейших особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в России, в условиях все  более обретающей реальные контуры  рыночной экономики. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев экономической политики в стране. Очевидно, что в обстановке повышенной неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные ситуации, управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях.

Важнейшими функциями менеджмента  на перспективу являются маркетинг и инновации.

Специфические условия хозяйственной  деятельности в России ставят перед  отечественными менеджерами особые задачи: 
1) обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка; 
2) максимизировать прибыль в конкретных условиях рынка; 
3) осуществить программу развития коллектива фирмы, включая решение его социальных проблем; 
4) совершенствовать работу компании на основе внедрения новых форм ведения бизнеса, применения современных методов управления. Заблаговременно готовить нововведения, улучшать структуру и функции предприятия; 
5) уметь в разумных пределах идти на риск и исключать его воздействие на рыночное положение фирмы.

Информация о работе Роль менеджмента в развитии современного общества