Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 00:18, курсовая работа
Цель работы: изучение социально–психологических методов управления.
Задачи: изучить теоретические аспекты методов управления и рассмотреть их практическое применение.
Объект исследования: организация ООО «Евразия».
Предмет: методы управления в данной организации.
Введение
1. Роль методов управления в системе менеджмента
1.1. Система управления персоналом: основные понятия и сущность
1.2. Классификация и роль методов управления
1.2.1. Административные методы управления
1.2.2. Экономические методы управления
1.2.3. Социально-психологические методы управления
1.3. Взаимосвязь методов управления и стилей руководства
2. Практическая часть
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Исследование преобладающих методов управления на предприятии
2.3. Анализ результатов исследования
2.4. Оценка работы сотрудников предприятия
2.5. Выводы
2.6. Рекомендации
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Роль методов управления в системе менеджмента……...…………………6
1.1. Система управления персоналом: основные понятия и сущность………..6
1.2. Классификация и роль методов управления………………………………..8
1.2.1. Административные методы управления………………………………...10
1.2.2. Экономические методы управления……………………………………..13
1.2.3. Социально-психологические методы управления……………………...15
1.3. Взаимосвязь методов управления и стилей руководства………………...26
2. Практическая часть…………………………………………………………...
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………
2.2. Исследование преобладающих методов управления на предприятии…..34
2. 3. Анализ результатов исследования………………………………………...
2.4. Оценка работы сотрудников предприятия………………………………...37
2.5. Выводы………………………………………………………………
Рекомендации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Темой своей курсовой работы я выбрала одну, из актуальнейших тем современного менеджмента- социально психологические методы управления и их значение на современном этапе. Актуальность данного вопроса заключается в том, что это один, из основных вопросов, в которых управляющий должен быть настоящим профессионалом, ведь речь идет об управлении как персоналом, так и организации в целом.
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы - аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Проблема методов управления всегда была актуальной. Переход нашей страны к рыночной модели экономики перевернул многое в этом вопросе.
В общепринятом понимании метод (от латинского methodos - исследование)- способ исследования явлений природы, подход к изучаемому явлению, планомерный путь к установлению истины.
Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов, на основе закрепленной за ними компетенции, в установленной форме и в соответствующих границах. В подобном виде метод дает нам понять то , как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляется управленческая функция , с помощью использования каких средств .
Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности и достижения ее целей.
Методы любой деятельности разнообразны. Это относится и к методам управления.
Наиболее характерно для методов управления следующее:
Во-первых, они органически связаны с целевыми назначениями видов деятельности.
Во-вторых, они выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.
В-третьих, они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.
В-четвертых, метод управления имеет своим адресатом соответствующего объекта.
В-пятых, выбор конкретных методов управляющего воздействия напрямую зависит не только от организационно-правового статуса субъекта управления, но и от организационно-правового статуса.
Цель работы: изучение социально-психологических методов управления.
Задачи: изучить теоретические аспекты методов управления и рассмотреть их практическое применение.
Объект исследования: организация ООО «Евразия»
Предмет: методы управления в данной организации
Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.
Современные концепции управления персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Главная цель системы управления персоналом - создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие.
Чтобы эффективно управлять персоналом организации, компания должна иметь четкую цель и продуманную стратегию своего развития. Ведущие зарубежные фирмы (такие, как "Дженерал моторс", "Форд", "Тойота", "Мицубиси", "Сони" и др.) огромное внимание уделяют стратегическому планированию. В зависимости от выбранных целей вырабатываются стратегия - программа действий, определяющая развитие организации (расширение производства основной продукции и дальнейшее продвижение ее на уже освоенные рынки; разработка новых товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков сбыта; диверсификация производственно-сбытовой деятельности и т.д.) и соответствующая модель управления.
Традиционно стратегия рассматривалась как многоаспектный процесс, имеющий отношение главным образом к внешней сфере деятельности. Начиная с конца 80-х годов стала меняться трактовка данного понятия: стратегия, отражающая управленческую философию современной фирмы, основывается на признании равнозначности внешних и внутренних факторов.
Сегодня общепризнано, что ее реализация в значительной степени зависит от кадровой составляющей. Оптимальная кадровая политика с точки зрения перспективных задач компании, подбор персонала и его мотивация создают условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство предприятия, и его работников. Причем если тактические шаги могут (и даже довольно часто) приводить к столкновению интересов руководства и рядового состава (выплаты дивидендов, решение социальных вопросов), то стратегические планы, наоборот, их объединяют.
1.2 Классификация и роль методов управления
Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путем применения различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности - на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).
Традиционно выделяют административные, экономические и социально-психологические методы (рис. 1)
Рис. 1. Методы управления персоналом
1.2.1 Административные методы управления
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования.
Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина, и он действовал умышленно и неосторожно.
Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.
Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.
Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительные товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье.
1.2.2 Экономические методы управления
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.
Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов (3 с. 29).
Путём совместного анализа экономических законов и категорий, товарно-денежных отношений и принципов рыночной экономики разработалась новая схема классификации экономических методов управления:
Информация о работе Роль методов управления в системе менеджмента