Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена все большей интеграции российских компаний в международную экономику. В условиях глобализирующейся мировой экономики, которая характеризуется тесной взаимозависимостью разных стран и регионов друг от друга, быстрой передачей потоков информации между странами и регионами, глобальные представляют значительную угрозу и для крупных, и для мелких компнаий.
Роль стратега на предприятии
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена все большей интеграции российских компаний в международную экономику. В условиях глобализирующейся мировой экономики, которая характеризуется тесной взаимозависимостью разных стран и регионов друг от друга, быстрой передачей потоков информации между странами и регионами, глобальные представляют значительную угрозу и для крупных, и для мелких компнаий. Затронувший Россию мировой экономический кризис отрицательно отразился на бизнесе значительного количества компаний, продолжает отражаться и в настоящее время (2012-2013 годы), даже несмотря что острый момент кризиса миновал еще в 2009 году. Поэтому большинство компаний в настоящее время реализует тактические антикризисные меры, что, несомненно, верный шаг. Однако, мировой опыт показывает, что любые кризисы, как правило, заканчиваются, но пик напряженности обычно непродолжителен. Поэтому компаниям не следует пропускать мимо вопросы собственного долгосрочного развития, реализацию стратегических приоритетов и мероприятий. Именно для этого на предприятиях всё больше усиливается роль стратегического планирования и функциональных подразделений (либо топ-менеджеров), осуществляющих такое планирование – то есть стратегов.
Стратегическое планирование и управление как вполне определенная разновидность менеджмента сформировалось относительно недавно. Во второй половине XX в. менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Интерес к вопросам управления бизнесом постоянно удерживается на высоком уровне. И связано это не только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в бизнесе, но также и с тем, что менеджмент как практическая деятельность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, которые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления. Причина такого явления коренится в том, что менеджмент должен обеспечить фирме преимущество перед конкурентами. А это значит, что руководство всегда должно искать новые, оригинальные ходы в управлении. Если менеджеры будут делать все так же, как делают их конкуренты, поступать по общепризнанным канонам и стандартам, то никакой оригинальности в поведении фирмы они не добьются, а значит, и не смогут обойти конкурентов. Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное соотношение между затратами и результатами производства, изыскивать новые формы приложения капитала, обновлять и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей, проводить обоснованную товарную политику, применять принципиально новые методы управления и т.д. Иначе говоря, предприятие должно быть конкурентоспособным и экономически устойчивым.
Стратегическое планирование и управление направляет руководство и коллектив компании к будущему, к развитию, что особенно важно, поскольку организации ориентированы, в основном, на внутренние факторы, и сфокусированы результатах в краткосрочном периоде, а стратегическое планирование производит оценку бизнеса в долгосрочной перспективе, показывая аспекты выживания на рынке и последующего развития бизнеса.
Цель курсовой работы состоит в выявлении роля стратега в деятельности компании, работающей на конкурентном рынке.
Объектом исследования выступает ООО «Аспект безопасности» (г.Воскресенск Московской области), осуществляющую свою деятельность на рынке систем технической безопасности.
Предметом исследования является стратегия развития ООО «Аспект безопасности».
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Для работы использовались теоретические источники: учебная литература, монографии и статьи по данной теме, а также аналитические данные и экономические показатели деятельности самого исследуемого предприятия.
Современными задачами развития бизнеса в России на современном этапе являются повышение эффективности деятельности и улучшения собственно управляемости этого бизнеса. При этом, ужесточающаяся конкурентная борьба требует от отечественного бизнеса увеличения внимания к проблемам повышения качества производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, увеличения возможностей применения инноваций, и, что немаловажно – снижения уровня издержек для целей повышения прибыльности.
При этом, большое количество российских компаний, как и прежде, находятся либо в кризисной, либо в посткризисной ситуации, отчего они нуждаются в совершенствовании или реструктуризации деятельности. Современная российская практика также свидетельствует о том, что решение таких задач как реструктуризация и совершенствование бизнеса достижимо лишь при развитости системы стратегического управления компаний, где четко планируются потребляемые ресурсы, отслеживается эффективность использования внешних факторов и внутреннего потенциала компании. Значительное число факторов внешней рыночной среды влияет на формирование стратегии предприятия, их взаимодействие же имеет специфический характер, как для отдельной отрасли, так и для отдельной й компании, а также взаимодействие факторов всегда изменяется во времени. Успешная деятельность коммерческой организации возможно не только и не столько за счет внутренних ее возможностей, сколько зависит от приспособления фирмы к внешнему окружению, куда включены научно-техническая, экономическая, социальная, политическая сферы и т.п. В условиях кризиса внутреннее перераспределение имеющихся ресурсов компании ограничено еще более, чем вне кризиса, поэтому снижение эффективности структуры управления и бизнеса, как правило, нельзя преодолеть изменением структуры управления предприятия. Потому в таких условиях необходимо1:
Среди приоритетных методов корпоративного менеджмента для российских предприятий является технология стратегического планирования. Грамотное использование этой технологии дает предприятиям возможность2:
В современной литературе, посвященной вопросам стратегического менеджмента существует большое количество определений понятия «стратегия», однако, все эти определения их объединяет то, что стратегия формулируется как осознанная и продуманная совокупность правил и норм, которые лежат в основе разработки и принятия стратегических решений, которые влияют на будущие результаты деятельности предприятия, являются средствами связи организации и окружающей ее внешней среды.
«Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения»3.
«Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь: ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей»4.
В теории выделяются четыре фактора-условия, которые определяют актуальность стратегического управления организацией5:
1. Во второй половине ХХ века число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями постоянно росло. Значительная часть из них была принципиально новой, потому не подлежала решению на основе ранее полученного опыта (в первой половине ХХ века).
2. Значительное множество задач с расширением географических рамок деятельности национальных экономик и появлению транснациональных компаний вела к дальнейшему усложнению проблем в области управления.
3. Все более возрастала роль высшего звена менеджмента (топ-менеджмента), притом что совокупность навыков управления, которые были выработаны ранее, в первой половине века, уже практически не соответствовала тем условиям, в которых решались новые задачи.
4. Возрастала нестабильность и колеблемость условий внешней среды, и это увеличивало вероятность внезапных изменений (отследить которые возможно лишь на стратегическом уровне), увеличивало непредсказуемость данных изменений.
Поэтому в тот период особо значимым стала возможность использования системы гибкого управления, обеспечивающего предприятию адаптацию изменяющейся внешней среде. Быстрое реагирование на развитие и изменение внешней среды стало достигаться посредством развития системы стратегического управления6.
Собственно, сам стратегический менеджмент коммерческой организации проявляется при реализации следующих пяти функций7:
– планирование стратегии;
– организация выполнения стратегических планов;
– координация действий по реализации стратегических задач;
– мотивация на достижение стратегических результатов;
– контроль за процессом выполнения стратегии.
Планирование стратегии связано с выполнением подфункций: прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.
Прогнозирование проводится перед формированием стратегических планов. Само прогнозирование обычно основывается на анализе внутренних и внешних факторов-условий функционирования компании с целью определения возможности развития, оценки риска внешней среды.
Организация выполнения стратегических планов включает в себя формирование будущего потенциала предприятия, согласование выбранной стратегией развития со структурой и системой управления, также оно включает и создание корпоративной культуры, которая будет поддерживать определенную стратегию. Координация действий менеджеров по формированию и реализации основной принятой стратегии компании заключается в согласовании стратегических решений, принимаемых на разных уровнях, и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления. Мотивация в стратегическом управлении связана с разработкой системы стимулов, которые будут побуждать сотрудников компании к достижению поставленных стратегических целей8.
Контроль в стратегическом управлении включает непрерывное наблюдение за процессом реализации разработанных стратегических планов, призван заблаговременно определять угрозы, ошибки, отклонения от принятых стратегий, показателей от поставленных планов.
Сущность стратегического
менеджмента заключается в
Чтобы ответить на первый вопрос, менеджерам нужно хорошо понимать текущую ситуацию в бизнесе компании, прежде чем решать, куда идти дальше. Для этого нужна информационная основа, которая будет обеспечивать процесс принятия стратегических решений, снабжать стратегов данными (экономическими, статистическими) прошлых лет, настоящего периода, позволять моделировать будущие ситуации. Второй вопрос отражает важнейшую особенность стратегического управления – его ориентацию на будущее, на перспективу. Для ответа на данный вопрос нужно четко определить, к чему стремиться в развитии и какие цели перед бизнесом ставить. Третий вопрос, стоящий перед стратегами, связан собственно с реализацией выбранной стратегии, с учетом того, что в процессе может происходить и корректировка двух предыдущих, ранее описанных, этапов. Важными положениями данного этапа являются имеющиеся или доступные для компании ресурсы, действующая и проектируемая система управления, действующая и проектируемая организационная структура и персонал, которому и придется реализовать выбранную стратегию10.
Модель стратегического управления предприятием можно представить из трех этапов11:
Подготовка более глубокого и систематизированного анализа среды, а затем реализация стратегии, основанной на этом анализе, исходят из предположения, что среда не меняется по критическим параметрам быстрее, чем разрабатывается стратегия и происходит ее выполнение.
Следует различать стратегическое
и долгосрочное управление. Долгосрочное
управление основывается на предположении,
что современные тенденции