Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа
Предметом исследования в данной работе являются методы и формы формирования и развития менеджмента в России. Объектом исследования – менеджмент в России. Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать этапы ее становления и специфику. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие и сущность менеджмента.
2. Дать историческую справку развития менеджмента в России.
3. Определить специфические особенности российского менеджмента.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.И. Ульянова-Ленина
Экономический факультет
Кафедра
экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
менеджменту
Российская
модель менеджмента
Выполнил студент группы 1493
Чирков Денис Михайлович
Научный руководитель ст. преподаватель,
Авдонина
Софья Геннадьевна
Казань
– 2011
Содержание
Основная
особенность российского
Сказанным выше, обозначена актуальность выбранной темы. Предметом исследования в данной работе являются методы и формы формирования и развития менеджмента в России. Объектом исследования – менеджмент в России. Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать этапы ее становления и специфику. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие и сущность менеджмента.
2.
Дать историческую справку
3.
Определить специфические
Информационная база, которая использовалась при написании данной курсовой работы следующая:
Структура
курсовой работы: введение, основана часть
из трёх разделов, заключение, список использованной
литературы, приложения.
Термин «менеджмент», как правило, трактуется очень широко. Поэтому любое его определение будет неполным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что это образ мышления, действий, жизни, направленный на оптимальное развитие сложной, многоуровневой социально-экономической системы, включающей в себя как субъективные, так и объективные элементы. Оксфордский словарь английского языка определяет термин «менеджмент» как способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, административные навыки, орган управления, административную единицу. Словарь иностранных слов переводит этот термин как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
Объектом
управления является организация. Предмет
менеджмента как науки
Менеджмент
как теоретическая наука –
это комплекс знаний об управлении,
школы и учения теории управления.
Практически – это
Роль менеджмента.
1. Менеджмент - непосредственная производительная сила.
2
. В настоящее время, когда предприятие
представляет собой сложную социально-экономическую
систему менеджмент – это связь между
многочисленными элементами предприятия.
Теория и практика менеджмента постоянно развиваются. Этот процесс непрерывен, так как меняются цели, стратегия и способы организации, накапливается опыт деятельности.
Можно выделить четыре основные сложившиеся школы менеджмента:
Школа
научного управления зародилась с появлением
работ Фредерика Уинс-лоу
Основные направления деятельности школы:
Административная, или классическая, школа управления основывается на создании универсальных принципов управления, реализация которых ориентирована на успех. Первыми представителями этой школы являются Г. Эмерсон (1853–1931), А. Файоль (1841–1925), М. Вебер (1864–1920), Г. Форд (1863–1947), А. А. Богданов (1873–1928), А. К. Гастев (1882–1941).
Основные направления деятельности школы:
Гаррингтон
Эмерсон сформулировал
Анри Файоль (выдающийся французский администратор и предприниматель) основное свое внимание концентрировал на управленческих кадрах: «Управлять – вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов». Его базовые принципы управления предусматривали следующие положения: власть неотделима от ответственности, разделение труда при специализации, единство распоряжения, дисциплина, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, устойчивость персонала, инициатива, корпоративный дух. Анри Файоль подчеркивал, что управление не является исключительной привилегией директоров, эта функция выполняется на всех уровнях организации и касается в определенной степени всех работающих, включая рабочих.
Деятельность
Генри Форда ориентировалась
на крупные промышленные комплексы.
Он сформулировал для них
Александр Александрович Богданов заложил основы общей теории систем, ввел понятия обратной связи, управляемой и управляющей систем. В его работе «Всеобщая организационная наука» систематизированы закономерности организационных систем различной природы (живой и мертвой).
Школа
человеческих отношений ориентирована
на менеджмент как систему социально-
В 1880 г. Ф. Тейлор начал свои систематические исследования менеджмента. Он сформулировал следующие первоначальные предположения: человек – это «рациональное животное», озабоченное максимизацией своих экономических доходов; люди реагируют на экономические ситуации индивидуально; люди, как и машины, могут подвергаться стандартизированной моде.
Элтон Мейо отказался от принципов Тейлора. Он считал, что организация обладает единой социальной структурой и задача менеджмента – развивать неформальную структуру управления с целью воздействия на результаты деятельности.
Абрахам Маслоу сформулировал иерархию потребностей человека и расположил их в виде пирамиды, состоящей из пяти уровней. В простейшем случае потребности удовлетворяются последовательно, и это выступает мотивацией человека.
Развивая идеи Маслоу, Фредерик Херцберг ввел двухмерную модель мотивирующих факторов (гигиенические и мотивирующие), каждая из координат которой подразделяется на ступени.
Основные направления деятельности школы:
Математическая школа управления (кибернетика, экономико-математические методы), которая сформировалась в середине XX в., опирается на первые работы Норберта Винера, Л. В. Канторовича, А.И. Берга, Р. Акоффа, Р. Беллмана, Л. Бер-таланфи, С. Бира, Р. Калмана, Д. Форрестора.
Математическая
школа характеризуется
Кибернетика
стимулировала внедрение
Основные направления деятельности школы:
В
последнее время сформировалось несколько
направлений совершенствования менеджмента.
С одной стороны, происходит систематизация
всего комплекса знаний в области менеджмента,
а с другой – разработка новых принципов
управления. Например, «теория хаоса»
– это представление менеджмента как
механизма, малейшие изменения в котором
ведут к принципиальным изменениям в управляемом
объекте. Небольшие изменения могут привести
к радикальным последствиям в поведении
управляемой системы. При этом кажущиеся
случайными изменения на самом деле складываются
в закономерный рисунок, и его последствия
можно предсказать. Согласно принципам
этой теории, руководителю следует абстрагироваться
от небольших, кажущихся случайными изменений
и сосредоточиться на выявлении общей
тенденции. Менеджер предсказывает наиболее
вероятные последствия и принимает соответствующие
правильные решения. Системный подход
заключается в том, что организация предстает
как система элементов, ориентированных
на достижение определенных целей. Предприятие
рассматривается как открытая система.