Рыночная экономика и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:09, контрольная работа

Краткое описание

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Содержание

1. Теоретическая часть 3
2.Практическая часть 14
3.Задача 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТ 250902 менеджмент контрольная работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма  среды цели могут меняться.

Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление и общих для организации целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Классификация целей может осуществляться :

- по охватываемой сфере (общая,  частная цели);

- значению (главная, промежуточная,  второстепенная);

- количеству переменных (одно- и  многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан на  общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные  цели:

- стремление к доходу;

- стремление к имущественному  состоянию (например, доведение фирмы  до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи);

- стремление к увеличению оборота;

- стремление к снижению расходов.

Кроме того, могут иметь место  общественные, социальные цели.

Понятие «задача» отличается от понятия  «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации делятся  на три категории. Это работа с  людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Цели и ограничения выполняют  следующие задачи:

- функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым);

- инструмент управления (руководящие  требования);

- критерий принятия решения  (критерии оценки информации и  выбор альтернатив);

- инструмент координации;

- инструмент контроля.

1.5.Основные стадии и экономический механизм менеджмента

Существуют три главных стадии менеджмента.

Контроль – это первая стадия, с помощью которой происходит наблюдения за всей производимой работой и в основном за рабочими.

Вторая стадия – оперативное управление, которое реализует различного рода меры.

И третья стадия – управление основанное на стратегии включающей в себя перспективное прогнозирование, а также планирование для достижения высоких результатов на предприятии.

Экономический механизм менеджмента  состоит из нескольких блоков, в  том числе: внутрифирменное управление (см. табл. 1.1.); управление хозяйственной деятельностью; управление персоналом и др.

Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли является первейшим принципом менеджмента, поскольку именно прибыль является основным источником обеспечения как  текущих потребностей организации, так и перспектив развития для достижения ее стратегических  целей.

Необходимость управления организацией, с присущими ей  иерархическими уровнями, требует поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией

Таблица 1.1. Схема внутрифирменного управления

Принципы

Функции

Экономические методы

Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли

Рациональное сочетание централизации  идецентрализации в управлении

Демократизация управления

1.     Маркетинг

2.     Планирование 

3.     Организация

4.     Контроль

5.     Мотивация

1.          Коммерческий расчет

2.         Внутрифирменный расчет

3.         Механизм ценообразования


Централизация управления предусматривает  осуществление руководства хозяйственной  деятельностью из одного центра, жесткую  регламентацию деятельности и практическое отсутствие самостоятельности на низовых уровнях. С точки зрения координации деятельности централизация является эффективном подходом. Однако этого нельзя сказать о производительности и эффективности принятия управленческих решений при централизованном управлении. Сосредоточение нитей управления в  одних руках может привести к тому, что скорость накопления  вопросов будет превосходить скорость их решения руководители. В результате недостаточной производительности системы принятия управленческих решений эти решения будут приниматься либо с опозданием, либо с недостаточным уровнем обоснования (в силу дефицита времени). И та, и другая ситуация могут быть очень опасными в условиях жесткой конкуренции.

С точки зрения скорости и проработанности  принятия управленческих решений децентрализация управления более эффективна.

Децентрализация управления предполагает передачу прав принятия решений низовым звеньям менеджмента, наделение их полной хозяйственной самостоятельностью и установление  ответственности за получение прибыли.  Однако если решения принимает один низовой руководитель, то вольно или невольно он своим решением может затрагивать интересы зон ответственности своих коллег — других низовых руководителей. В результате решение в рамках одной зоны компетенции может прийти в противоречие с другими зонами компетенции. В результате принятое частное решение может негативно сказаться на деятельности всей организации.

Таким образом, децентрализация управления снижает координированность действий в организации. При этом возможно возникновение ситуации, в которой, как говорится в пословице, «правая рука не будет знать, что делает левая».

Рассуждая о централизации и  децентрализации управления, один из классиков менеджмента А. Файоль писал, что централизация — не есть сама по себе ни хорошая, ни дурная тема администрирования, которую можно было бы принять или  отвергнуть по желанию руководителей или сообразно обстоятельствам; она всегда существует в той или иной степени. Вопрос централизации и децентрализации является простым вопросом меры. Необходимо найти степень, наиболее благоприятную для организации.

Принцип демократизации управления заключается в привлечении низового звена сотрудников к управлению и базируется на трех составляющих.

Таким образом,  экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

1.6.Факторы эффективного менеджмента

Эффективность менеджмента  нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

–личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);

–зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или  новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);

–организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);

–условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей  цели. Составляющие успеха организации  включают в себя: способность к  выживанию, результативность и эффективность, практическую реализация принятых решений.

Выживание, возможность существовать как можно дольше – первейшая задача большинства организаций. Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существовать бесконечно.

Результативность управления – это степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Она определяется значениями выходных показателей объекта управления, в нашем случае – организации.

Эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости. Эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Производительность выражается в количественных показателях. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.

Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организаций; какие методы получения  продукции будут использованы в организации; какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности.

Особенности качества руководства.

Задачи повышения эффективности  управления связаны с принципиальными  изменениями в системе руководства предприятиями. Уменьшается роль государственной формы собственности с ее административно-командной системой управления и возрастает роль коммерческих структур с ее «горизонтальными» связями. Это требует новых знаний в организации производства и умений управлять им в условиях рыночной экономики.

На современных предприятиях, ориентированных  на рыночные отношения, все реже применяется  линейная система управления с ее положительными сторонами: простотой, ответственностью, действенностью, единоначалием, исполнительностью, централизмом, где орган вышестоящий выполнял весь комплекс управленческих действий по отношению к нижестоящему звену. Эту систему заменяет линейно-функциональная система или различная комбинация систем управления.

К прогрессивным системам, обеспечивающим необходимую эффективность управления, следует отнести функциональную систему, сущность которой состоит  в том, что функциональные службы управления специализируются по однородным видам деятельности: планирование, маркетинг, конструирование, технология производства, нормирование труда и т. д. В такой системе происходит ослабление централизации управления, а это, в свою очередь, ведет к ряду нежелательных явлений (обезличка, многоначалие, безответственность и т. д.).

На возникших в стране новых  ассоциированных предприятиях российские менеджеры стремятся к разумному  сочетанию разных систем управления.

Основные показатели эффективности:

1.Доля затрат на управление в сумме общих затрат на производство и реализацию.

2.Экономическая эффективность управления как отношение прибыли предприятия к затратам на управление.

3.Отношение численности аппарата управления к численности производственного персонала.

4.Соотношение линейного и функционального персонала управления.

5.Финансовое положение предприятия (по ликвидности, по платежеспособности, по эффективности использования активов, по эффективности использования акционерного капитала, по прибыльности).

 

2.Практическая часть

 

Вопрос 1.

Опишите организации  любой сферы деятельности, в которой, по Вашему мнению, Вы нашли условия, сформировавшие у Вас представление о том, что эта организация является лучшей.

Ответ.

ООО «Дом-Лаверна» - компания, занимающаяся продажей сантехники и товаров для  ремонта и оформления интерьера. Юридический адрес ООО «Дом Лаверна»: Санкт-Петербург, ул.Обручевых, дом 5

Компания «Лаверна» основана в  Санкт - Петербурге в 1992 году. Первоначальной сферой деятельности компании была розничная  торговля европейскими строительно-отделочными  материалами, а именно обоями Сегодня систему «Дом -Лаверна» составляют  пять магазинов-салонов, представляющих широкий спектр товаров премиум - класса для оформления интерьера.

Миссия компании «Дом Лаверна» -  формирование потребительских предпочтений в области оформления интерьеров и стандартов обслуживания, и удовлетворение этих предпочтений через новаторские дизайнерские решения, высокий уровень сервиса и широкий ассортимент качественных товаров.

Ценности Компании – это  Прибыльность и результативность.

Главный результат деятельности - получение прибыли.

Прибыльность является критерием  успешности работы Компании, критерием  ее конкурентоспособности на рынке.

Информация о работе Рыночная экономика и менеджмент