Система государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.). При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности (при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
Теоретические основы государственного финансового контроля …
5
Государственный финансовый контроль: понятие, предмет, объект ………………………………………………………………………….
5
Формы и методы государственного финансового контроля …..
7
Нормативно-правовые основы …………………………………..
12
Органы государственного финансового контроля …………………..
16
Система органов государственного финансового контроля …..
16
Принципы функционирования органов государственного финансового контроля ………………………………………………………..
23
Направления совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля …………………………………..
26
Заключение …………………………………………………………………..
33
Список использованных источников …………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственного финансового контроля.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

Ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые ревизии заранее планируются, а внеплановые осуществляются по случаю. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии. В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации проводят:

  1. проверку учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов в целях установления законности и правильности произведенных операций;
  2. проверку фактического соответствия совершенных операций  данным первичных документов;
  3. организацию встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета;
  4. проверку достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете;
  5. проверку использования и сохранности бюджетных средств и т.д.

По результатам ревизий составляют акт, который подписывают руководитель ревизионной группы, а при необходимости и члены ревизионной группы, руководитель и главный бухгалтер ревизуемой организации. Акт ревизии и приложения к нему представляют руководителю ревизионного отдела. На основе полученных результатов руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Ревизии и проверки проводят Счетная палата РФ и Росфиннадзор, а также Росфинмониторинг7.

Еще одним методом государственного финансового контроля является экспертиза, которая представляет собой метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий.

Экспертизу как метод государственного финансового контроля осуществляют Счетная палата РФ, органы государственного финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. В частности, эти органы проводят экспертизу проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов8.

Из всего вышесказанного видно, что форм и методов государственного финансового управления в РФ существует достаточное количество и это должно позволить качественно осуществлять данную функцию органам государственного финансового контроля.

 

    1. Нормативно-правовые основы

Правовые основы государственного финансового контроля составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты РФ, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Правовые основы государственного финансового контроля субъектов РФ составляет также законодательство субъектов РФ о государственном финансовом контроле, включающее в себя законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в соответствии с федеральным законодательством, конституциями и уставами субъектов РФ9.

До настоящего времени не существует кодифицированного законодательного акта, который устанавливал бы единые правовые и методологические основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, систему органов государственного финансового контроля и механизм их взаимодействия.

Принципиальные основы деятельности органов государственного финансового контроля базируются на важнейших положениях Конституции РФ. Главные задачи, поставленные Конституцией РФ, а именно обеспечение и защита прав и свобод человека, демократия и гражданское общество, реализация принципов правового государства, являются основой деятельности всех органов государственного финансового контроля.

В конституции РФ заложены принципиальные основы правового обеспечения государственного финансового контроля, включая ряд процессуальных и материальных норм, которые подверглись дальнейшей конкретизации и детализации законодательных и нормативных актах различного уровня.

Принятым в развитие Конституции РФ Бюджетным кодексом РФ установлены цели, задачи, принципы и основные механизмы реализации финансового контроля в бюджетной сфере10.

Определяя основные цели финансового контроля, можно отметить, что его организация является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, поскольку такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений установленных принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный государству ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению либо сокращению таких нарушений в будущем.

Задачи государственного финансового контроля в РФ в общем виде заложены в установленном ст. 29 Бюджетного кодекса РФ перечне принципов бюджетной системы РФ. Это контроль эффективности и экономности использования бюджетных средств, достоверности бюджета, адресности и целевого использования бюджетных средств.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или лучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств заключается в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ11.

В формулировании целей и задач государственного финансового контроля активная роль принадлежит Президенту РФ. Еще 25 июля 1996 г. он подписал указ № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»12 (далее – Указ), направленный на обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в РФ. Указом установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В этом же Указе определены главные приоритеты государственного финансового контроля, которые актуальны и по сей день, а именно:

  • контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и иные федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;
  • контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

Законодательно закреплена норма, которой предусмотрено проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, использующих средства федерального бюджета. Названным Указом и Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля13.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Органы государственного финансового контроля 

 

    1. Система органов государственного финансового контроля

В настоящее время систему государственного финансового контроля в РФ составляют органы президентского, парламентского, административного и независимого государственного контроля.

Президентский контроль. Согласно Конституции РФ и федеральным законам Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе экономической, бюджетно-финансовой, денежно-кредитной, инвестиционной, налоговой, и соответственно приоритеты и ключевые задачи государственного финансового контроля.

Непосредственный контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ, в том числе в финансовой сфере, ведет специально образованная структура в Администрации Президента РФ – Контрольное управление. Это управление во многом выполняет традиционные для России функции государственного контроля, проводит проверки, имеющие общегосударственное значение14. В частности, Контрольное управление:

  • осуществляет контроль за реализацией общенациональных проектов, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ;
  • уполномочено организовывать и проводить проверки и иные мероприятия по контролю, привлекать с этой целью сотрудников иных контрольных органов, взаимодействовать с органами финансового контроля исполнительной власти всех уровней, со Счетной палатой РФ, с контролирующими органами зарубежных стран;
  • наделено правом вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений, запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, направлять материалы о выявленных нарушениях в правоохранительные органы, а также инициировать отстранение государственных служащих, допустивших подобные нарушения, от исполнения должностных обязанностей15.

Парламентский контроль ведут соответствующие представительные (законодательные) органы РФ и субъектов РФ в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ. Организация парламентского контроля регулируется регламентами представительных (законодательных) органов власти.

Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

  • предварительный контроль – контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам;
  • текущий контроль – рассмотрение отдельных вопросов исполнения бюджетов и реализации отраслевых программ на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных (законодательных) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль – контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов РФ и субъектов РФ согласно Бюджетного кодекса РФ предполагает право соответствующих законодательных (представительных) органов:

  1. на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
  2. на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
  3. на утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;
  4. на создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита;
  5. на оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Основные положения парламентского контроля в финансовой сфере заложены в нормах федерального закона от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»16. Процессуальные и технические вопросы осуществления законодателями контрольных полномочий отражены в Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания и в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Федеральному Собранию Конституцией РФ отведена особенно важная роль в организационно-правовом обеспечении государственного финансового контроля, поскольку к ведению Государственной Думы и Совета Федерации относятся вопросы формирования руководящего звена главных контрольных и надзорных органов страны. Кроме того для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются специальным федеральным законом17.

Финансовый контроль в системе органов исполнительной власти (административный контроль). Деятельность органов государственного финансового контроля исполнительной власти регулируется достаточно стройной с точки зрения юридической логики и техники системой правовых актов. Важнейший нормативный акт этой системы – федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

Согласно Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, управляет федеральной собственностью. Организация финансового контроля исполнительной власти в отношении бюджетных средств регулируется Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, реализуют в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Министерство финансов России, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок проведения финансового контроля органами исполнительной власти устанавливаются нормами самого Бюджетного кодекса РФ, регулирующими отдельные вопросы бюджетного процесса, а также иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Информация о работе Система государственного финансового контроля