Система стратегического управления предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать особенности формирования концепции стратегического менеджмента современной организации на примере предприятия ООО «Ремонттеплосервис», проанализировав систему стратегического управления предприятием. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретических источников по основам стратегического управления предприятием в современных условиях;
- оценка процесса стратегического управления предприятием ООО «Ремонттеплосервис».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические особенности формирования концепции стратегического управления современной организации……………………….5
1.1 Сущность и содержание стратегического управления……………………..5
1.2 Перспективные направления развития современных организаций………10
1.3 Сравнительный анализ моделей стратегического выбора………...……...16
Глава 2. Анализ системы стратегического управления ООО «РЕМОНТТЕПЛОСЕРВИС»……………………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………….24
2.2 Анализ внешней среды функционирования предприятия………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2236.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)


- 35 -

 

Московский государственный лингвистический университет

 

 

Курсовая работа

по менеджменту

студентки 252 группы 3 курса

факультета экономики и права

Куликовой О.А.

 

 

 

 

Тема: Система стратегического управления предприятия.

 

Руководитель:

          профессор Винокуров В.А.

 

Защищена «_­»____с оценкой «__»

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические особенности формирования концепции стратегического управления современной организации……………………….5

1.1 Сущность и содержание стратегического управления……………………..5

1.2 Перспективные направления развития современных организаций………10

1.3 Сравнительный анализ моделей стратегического выбора………...……...16

Глава 2. Анализ системы стратегического управления ООО «РЕМОНТТЕПЛОСЕРВИС»……………………………………………………24

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………….24

2.2 Анализ внешней среды функционирования предприятия………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

 


ВВЕДЕНИЕ.

Основой эффективного управления предприятием является всесторонняя оценка бизнеса. Рассмотрению и анализу подвергаются следующие «области результатов»: изделия и серии изделий (или услуги); рынки (потребители, конкуренты и каналы сбыта); соотношение вклада «областей результатов» в части доходов и долей расходов, которые они вызывают; позиция руководства и перспективы каждой «области результатов»; выделение каждой области основных ресурсов.

Кроме того, появляются такие новые факторы, как интернационализация экономики, множество конкурентов во всех сферах деятельности, изменение правил функционирования организаций. Сама организация несет ответственность за создание ресурсов, обеспечивающих возможность ее развития и удовлетворения запросов коллективов и отдельных личностей.

В 90-х годах ХХ в. в теории управления организациями происходит изменение общей парадигмы управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации. Одновременно усиливается внимание к стратегическим вопросам управления деятельностью организаций.

Для того чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать наиболее приемлемую и адаптированную стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Для выбора стратегий применяются различные модели. Одной из главных стратегических задач предприятия является проблема выбора сфер бизнеса, в которых оно намерено осуществлять свою деятельность. Это связано с обеспечением равновесия между краткосрочной и долгосрочной прибыльностью.

Актуальность выбранной темы проявляется в том, что вместе с развитием рыночной экономики в России усиливается и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому предприятию может обеспечить только рациональное управление движением всех ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) находящихся в его распоряжении. Любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но, прежде всего, путем оптимального соотнесения различных видов ресурсов. Стратегическое управление предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обязанностей в рамках организационных структур управления, а также распределение ограниченного объема ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития.

Объект исследования - ООО «Ремонттеплосервис».

Предмет исследования – система стратегического управления предприятия.

Цель курсовой работы – проанализировать особенности формирования концепции стратегического менеджмента современной организации на примере предприятия ООО «Ремонттеплосервис», проанализировав систему стратегического управления предприятием. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

- изучение теоретических источников по основам стратегического управления предприятием в современных условиях;

- оценка процесса стратегического управления предприятием ООО «Ремонттеплосервис».

 


Глава 1. Теоретические особенности формирования концепции стратегического управления современной организации.

 

1.1 Сущность и содержание стратегического управления.

Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70 годах 20 века для того, чтобы провести разграничение между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработкой вопросов стратегического управления занимались многие авторы, среди них — И. Ансофф, М. Старр, К. Хаттен и др. Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией. Это подразумевало:

- стратегия в своем развитии проходит два этапа (разработку и внедрение);

- стратегия состоит из множества решений, включая анализ ресурсов и формирование общих целей и вариантов возможной их реализации, но без учета ограничений, которые появляются на этапе реализации;

- стратегия имеет отношение преимущественно к внешней сфере деятельности организации (государство, сбыт продукции, конкуренция), а не к внутренней (культура организации, ожидания персонала, структура).[¹]

Начиная с конца 80-х годов появился новый подход к понятию «стратегия», который не отменял предыдущие ориентиры, но уточнял акценты:

- в стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка, и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть мало предсказуемые факторы и значительно исказить результаты;

- стратегия имеет отношение и к внутренним факторам деятельности организации: человеческие ресурсы достаточно сильно влияют на реализацию разработанной стратегии и имеют свой стратегический статус;

- стратегия - это процесс, отражающий управленческую философию руководства фирмы.[¹]

Появилось новое определение понятия «стратегическое управление». Это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

При таком подходе миссия, осуществляемая организацией, определяет целесообразность самого возникновения или существования организации на рынке, то, что ее делает уникальной. Миссия показывает, что именно намерена фирма реализовать, представить обществу, своим акционерам и работникам. Формой выражения миссии, как правило, является устав или другой аналогичный документ, в котором руководство организации определяет цели деятельности и доводит эти идеи до всех работающих.

Проведение диагностики состояния дел в организации является одним из самых важных моментов на этапе разработки стратегии. Ведь именно этот анализ позволяет сформулировать цели, соответствующие предварительно намеченной миссии организации, определить истинное положение дел в организации. Предметом анализа состояния внешней среды являются спрос, предложение, конкуренция, социально-политические и технико-экономические тенденции.

Анализ внутреннего состояния организации позволяет определить элементы, которые могут проявиться либо как преимущества, либо как недостатки, возникшие под влиянием внешней среды. Эти элементы составляют достаточно широкий спектр ресурсов организации . В результате анализа внутреннего и внешнего состояния организации появляется возможность разработать ее стратегию развития . На стадии формулирования целей будущей деятельности происходит соединение диагностического анализа и намеченной миссии организации.

Формулирование целей деятельности организации, а именно прибыльность, производительность, социальные отношения, социальная ответственность, развитие персонала, технологические преимущества и т.д., предполагает охват широкого спектра деятельности фирмы и подразумевает их непротиворечивость. Приоритет в перечисленных целях диктуется природой миссии организации и, безусловно, результатами проведенного анализа. Следует отметить, что процесс выработки целей не всегда представляется рациональным, достаточно часто это — компромисс между руководством организации и сложившейся ситуацией.

Установление целей на перспективу предполагает наличие инструмента доведения этих целей до их практической реализации, для чего и разрабатываются стратегические варианты развития фирмы, т.е. возможные пути достижения поставленных целей. Существует несколько вариантов классификации видов стратегии. Классификация, наиболее полно отвечающая рассматриваемым вопросам, включает: стратегию предпринимательства; стратегию динамического роста; стратегию прибыли (рациональности); стратегию ликвидации (сокращения инвестиций по направлениям); стратегию резкого изменения курса.

Выбор вида стратегии — завершающая стадия на этапе разработки стратегии. Это в достаточной степени формализованная процедура. Вместе с тем выбор не может быть окончательным в связи с тем, что другие организации при разработке их вариантов могут существенным образом повлиять на формулирование стратегии данной организации. Кроме того, на выбор варианта стратегии могут повлиять ранее используемая стратегия, а также личность руководителей, их предпочтения и ряд других факторов.

Этап внедрения стратегии не менее важен, чем ее разработка. Одна из сложностей при внедрении стратегии связана с вопросом соответствия существующей структуры управления выбранной стратегии. Дебаты вокруг вопроса «стратегия - структура» не смолкают уже четверть века. Были разработаны известные структуры: по функциям, по продукту, матричные и т.д. В связи с изменением подхода к понятию «стратегия» появились и новые варианты структур управления: сети самостоятельных малых предприятий.[¹]

Вместе с тем изменения в структуре еще не обеспечивают реализацию стратегии; на практике для реального внедрения выбранного варианта стратегии создаются план внедрения, система контроля и определяется, какие изменения отдельных позиций допустимы в самой стратегии. Такой план представляет собой конкретизацию принятых решений на начальном этапе стратегического планирования и включает методы и средства, необходимые для достижения поставленных целей с учетом временных факторов. На практике в организации вырабатывается система действий линейных и функциональных руководителей, которые определяют, каким целесообразнее действовать для успешного внедрения стратегии. Это означает необходимость:

- четко определить цель деятельности, которую руководитель и подчиненный ему коллектив должны достичь для реализации стратегических задач организации, а также выполняемые ими функции;

- разработать последовательность шагов (этапов), необходимых для достижения целей деятельности, и систему оценки их выполнения;

- предусмотреть все виды ресурсов (технических, материальных, финансовых и человеческих) для реализации предусмотренных действий.

Реализация этого плана предполагает, что ежедневно и на каждом рабочем месте исполнители проявляют заинтересованность в выполнении соответствующих заданий, а структуры управления обеспечивают их практическое осуществление. Контроль и оценка стратегии - завершающий этап, где рассматривается предприятие в целом по ряду критериев (табл.1).

 

 

Таблица 1 - Критерии оценки стратегии.

Внутренние критерии

Внешние критерии

повышение производительности труда

увеличение полученной прибыли

улучшение психологического климата

снижение процентной ставки

улучшение качества продукции и услуг

стабильность положения конкурентов на рынке

увеличение дивидендов на каждую акцию

относительное снижение стоимости сырья

увеличение доли рынка

сложность первоначального вхождения на рынок выпускаемого продукта

освоение выпуска новых видов продукции

Информация о работе Система стратегического управления предприятия