Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением (ГОСТ 15467—79). Оно формируется на различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью.
Целью данного курсового проекта является рассмотрение системы управления качеством продукции растениеводства и выявление путей её совершенствования на примере ООО «Надежда» Рыльского района Курской области.
Введение……………………………………………………………………
Теоретические аспекты управления качеством продукции и работ…….
Понятие и сущность управления качеством…………………………..
Стандартизация и сертификация продукции………………………….
Нормативно-правовое обеспечение системы управления качеством продукции и работ…………………………………………………………..
Методика оценки качества продукции и работ в растениеводстве…..
Современное состояние управления качеством продукции и работ в хозяйстве…………………………………………………………………….
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия и отрасли растениеводства. Структура управления производством…………………...
2.2. Организация управления качеством работ и продукции в растениеводстве. Роль и место линейных и функциональных служб в управлении качеством…………………………………………………………
2.3. Анализ использования методов управления в целенаправленном воздействии на качество продукции и работ………………………………..
Совершенствование управления качеством труда и продукции на предприятии………………………………………………………………..
Разработка комплексной системы управления качеством труда и продукции. Структура и функции служб в управлении качеством……
Обоснование принятия управленческих решений по повышению качества труда и продукции………………………………………………
Разработка мероприятий по совершенствованию методов управления качеством труда и продукции……………………………………………..
Экономическая эффективность совершенствования системы управления качеством продукции………………………………………..
Выводы и предложения…………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Методы управления качеством — пути, которыми органы управления воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и качества продукции.
Методы управления
качеством можно разделить на
четыре группы: организационные, социально-психологические;
экономические; организа-ционно-
Организационные методы — совокупность методов, способствующих такой организации управляемой подсистемы, которая обеспечит требуемое качество. К данной группе методов относят распорядительные (приказы, директивы, постановления, указания, распоряжения), дисциплинарные, обеспечивающие мотивацию (установление ответственности и форм поощрения), стабилизирующие, основанные на общеорганизационном и линейно-функциональном регламентировании на основе норм, нормативов, объяснений, консультаций, ознакомлений, предостережений.
Социально-психологические методы — совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества. К таким методам относятся: воспитание и пропаганда преданности предприятию, уважения к себе как работнику данного предприятия, гордости за его достижения, формы морального стимулирования.
Экономические методы управления качеством — способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества. В группу экономических методов также включают: финансирование деятельности в области управления качеством; экономическое стимулирование производства, предоставления потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям; планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг; ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; образование фондов экономического стимулирования качества, применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и системы управления качеством в целом; использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемых ими продукции и оказываемых услуг.
Организационно-технологические методы подразделяются на методы контроля качества процесса и продукции и методы регулирования качества процесса и продукции. Основное место в организационно-технологических методах занимают статистические методы управления качеством.
Средства управления качеством включают: оргтехнику, средства связи, которые используют органы управления и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством; банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций по управлению качеством;
метрологические средства, включающие государственные эталоны, средства измерений;
регламентирующие
документы государственной
базу государственной службы стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Функции, выполняемые предприятием в отношении качества как объекта управления, следующие:
Управленческие отношения в области качества — это отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).
Отношения субординации характеризуются вертикальными связями руководителей с подчиненными и определяются степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации строятся в зависимости от его производственной структуры и структуры системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, стимулирования инициативы членов трудового коллектива, использовании экономических, моральных и материальных стимулов.
Отношения координации строятся с помощью горизонтальных связей между отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его повышения.
На уровне предприятия управление качеством продукции может быть организовано путем распределения функций и задач между подразделениями и работниками или создания специального отдела управления качеством. В организационной структуре могут быть предусмотрены подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности предприятия. В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен осуществлять глава предприятия, отвечающий за всю его деятельность и экономические результаты, которые не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Руководителям следует исходить из того, что предприятие способно на большее по сравнению с прошлым опытом.
Перечисленные методы используются, исходя из конкретных целей и задач оценки и технических возможностей хозяйства. Например, при оценке качества механизированных работ необходимо принимать во внимание влажность почвы, рельеф поля и его конфигурацию, каменистость и т. д. с учетом технологических требований, изложенных в государственных стандартах по качеству сельскохозяйственных механизированных технологических операций. На пахоте учитывают сроки, глубину вспашки, выравненность поверхности, глубину колеи от проходов агрегатов.
1.2. Стандартизация и сертификация продукции
Управление качеством базируется на положениях стандартизации.
Стандартизация — установление и применение правил (стандартов) с целью упорядочения деятельности в определенных отраслях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Объекты стандартизации — конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.д.
Стандарт — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
В отношении качества в России используются: а) международные стандарты (ИСО); б) государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы); в) отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО); г) стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ).
Международные
стандарты разрабатываются
Стандарты ИСО серии 9000, применяемые в области систем управления качеством, в первый раз были пересмотрены в 1994 г. С тех пор число предприятий, сертифицировавших свои системы качества на соответствие данным стандартам, возросло более чем в шесть раз. В 2000 г. появилось официальное издание новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000. В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые из них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:
ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»;
ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);
ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);
ИСО 9011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»;
ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».
Стандарты ИСО серии 9000 отражают мировой опыт управления качеством на предприятиях. Они носят рекомендательный характер, однако более чем в 90 странах приняты как национальные. Эти стандарты не являются стандартами качества продукции или даже качества производственного процесса, а лишь устанавливают требования к системе качества. Они не касаются технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства.
Государственная система стандартизации России — комплекс межгосударственных и государственных стандартов, устанавливающих основные правила и положения проведения работ по стандартизации в стране. Руководство работами по стандартизации осуществляет Госстандарт РФ. В полномочия комитета входят организация, координация и управление работами по стандартизации, метрологии и сертификации в России и представление интересов нашей страны за рубежом.
Правовая основа государственной системы стандартизации в отношении качества — Закон РФ «О стандартизации», принятый в 1993 г., и государственные стандарты качества. Закон устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в стандартизации, которые являются . едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Им определены меры государственной защиты интересов потребителей, а также государства в целом путем разработки и применения нормативных документов, устанавливающих оптимальные требования к объектам стандартизации — продукции, работам (производственным процессам) и услугам, порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
В России действуют три государственных стандарта систем качества:
ГОСТ 40.9001—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
ГОСТ 40.9002—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
ГОСТ 40.9003—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
В функции Госстандарта РФ входят:
Госстандарт РФ осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) в экономических районах.
Работы по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом и предприятий — осуществляют российские службы стандартизации, их технические комитеты.
К научно-исследовательским институтам Госстандарта РФ относятся:
ВНИИ стандартизации — головной институт в области государственной стандартизации;
ВНИИ сертификации продукции — головной институт в области сертификации и систем управления качеством продукции;
ВНИИ по нормализации в машиностроении — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении;
ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.