Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Год от года мы все больше платим за квартиру. Согласно федеральной Концепции жилищно-коммунального хозяйства доля населения в покрытии затрат на содержание и текущий ремонт жилья должна в конце концов составить 100 процентов. Кроме того, мы должны будем платить и за капитальный ремонт, и погашать ущерб, причиненный стихийными бедствиями. В то же время Концепция реформы ЖКХ предполагает сохранить платежи за жилье на доступном для населения уровне. И обеспечить это должна система обязательного жилищного страхования.
Введение 3
Теоретическая часть
1.Кризис экономики ЖКХ 6
Концепция реформы ЖКХ 11
Проблема сбора платежей. 17
Реформа жилищно-коммунального хозяйства начинается
с регионов. 20
Практическая часть
2.Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
г. Междуреченска 24
2.1 Как можно сократить расходы в ЖКХ города Междуреченска 36
Заключение 39
Список литературы 42
В то же время, ЖКХ оказалось одной из самых запущенных в смысле экономических реформ сфер деятельности. Оно до сих пор ещё находится в плену административно -распределительных отношений, существует, в основном, на дотации из бюджетов разного уровня. Затраты на ЖКХ достигают 70% расходной части местных бюджетов. Но и этих средств хронически не хватает. В результате растет степень изношенности основных фондов ЖКХ - в среднем по России она не менее 40%, а во многих регионах - более 60%. Уровень надежности инженерных коммуникации в России в десятки раз ниже, чем в европейских странах. Это доказывают чрезвычайные события, произошедшие в Москве зимой 1998 г., когда несколько зданий провалились в пустоты. вымытые неисправными коммуникациями под тротуарами.
Со стороны материальной сущности ТЦК представляет собой совокупность целевых внутри региональных комплексов и связанных с ними отдельных предприятий и организаций. В самом деле. предприятия ЖКХ сейчас находятся в фокусе разнонаправленных интересов, являющихся как бы центром их пересечения. Их дергают в разные стороны и осаждают волевыми указаниями как местные органы разного ранга; так и отраслевые департаменты.
Растут тарифы и для населения, в результате чего доля затрат на жилье и коммунальные услуги в бюджете средней семьи сильно повысилась. Такой резкий рост тарифов оказался чрезмерно болезненным для основной массы населения. В итоге число получателей субсидий увеличилось. а неплатежи в ряде регионов достигли 45-60%.
Все вышесказанное убеждает в том, что необходима кардинальная реформа ЖКХ. Воплощением такого подхода должна стать Программа реформы ЖКХ в Российской Федерации. В одобренной Указом Президента от 28 апреля 1997г. "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" подчеркивается, что на первом этапе реформирования целесообразно сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг, поскольку есть все основания полагать, что опережающий инфляцию рост стоимости жилищно-коммунальных услуг в значительной степени связан с монополией предоставляющих их организаций. Но Концепция дает только самые общие направления реформы, не прорабатывая детально экономические и организационно-правовые механизмы осуществления всех изменений в ЖКХ. Концепция переносит центр тяжести реформ на места, предоставляя субъектам федерации и муниципальным образованьям возможность самостоятельно распутать все; сложный клубок социально-экономических проблем, связанных с ЖКХ.
Теоретически есть несколько выходов из сложившейся ситуации:
Размышляя над всеми этими вариантами, можно придти к выводу, что разрешением всех выше перечисленных проблем является устранение расточительности ЖКХ, реорганизация всего его хозяйственного механизма.
Для поиска путей разрешения выявленных проблем следовало бы изучить отечественный и зарубежный опыт реформирования ЖКХ, проанализировать опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Самары, Нижнего Новгорода и других городов.
Мы внимательно изучили процесс реформирования ЖКХ в Российской Федерации, установили исторические корни современных проблем, проанализировали правительственную Концепцию реформы (поскольку ее рекомендации положены в основу территориальных программ). Анализ показал, что Концепция нуждается в доработке, не учитывает реалии современного состояния экономики и неоправданно переносит бремя затрат по содержанию ЖКХ на плечи жильцов. Но, с другой стороны, Концепция содержит много полезного, она устанавливает обязательные федеральные стандарты для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, определяет этапы реализации реформы. И может быть использована в качестве логической и методической основы территориальных программ реформирования ЖКХ. Последние, при этом, должны учитывать местные особенности социально-экономического развития и имеющиеся заделы по совершенствованию хозяйствования в этой сфере.
Целью реформы должен быть перевод ЖКХ на самофинансирование (режим безубыточною функционирования) за счет его технической и структурной перестройки и реорганизации хозяйственного механизма при обеспечении жилищно-коммунального обслуживания, отвечающего современным стандартам. В предложенной формулировке указаны основные пути достижения цели - техническая и структурная перестройка, реорганизация хозяйственного механизма очень важно и необходимо именно для цели реформирования. Дело в том. что самофинансирование ЖКХ можно обеспечить путем повышения тарифов на услуги, но эго уже не будет реформой. Такую же роль играет и указание на необходимость высококачественного обслуживания - иначе самофинансирование будет достигнуто за счет минимизации обслуживания. Потому целями второго уровня, будут:
1. Перестройка организационно - экономического механизма ЖКХ.
2. Осуществление структурной перестройки ЖКХ.
3. Техническое перевооружение ЖКХ.
4. Обеспечение социальной эффективности жилищно-коммунального обслуживания.
Главные цели и задачи третьего уровня:
1. 0беспечение соответствия
законам рыночной экономики,
2. Создание стимулов увеличения объемов, расширения номенклатуры и повышения качества обслуживания при снижении удельных расходов.
3. Формирование конкурентного
рынка жилья и жилищно-
4. Обеспечение контроля
со стороны государственных,
5. Создание системы
непрерывного учета и контроля
рациональности затрат
6. Оптимизация схем финансовых расчетов в сфере ЖКХ, налогообложения и привлечения внебюджетных ресурсов.
7. Поэтапное повышение
и дифференциация ставок
8. Освоение новых услуг
и создание соответствующих
9. Санация предприятий, не сумевших адаптироваться к новым условиям хозяйствования и потребностям общества, свертывание экономически бесперспективных производств.
10. Демонополизация ЖКХ,
контроль деятельности
11. Разделение функций "Заказчика" и Подрядчика".
12. Формирование многообразия
организационно-правовых форм
13. Создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение финансовых ресурсов, в том числе иностранных инвестиций: определение приоритетных для города отраслей и объектов для вложения средств.
14. Перестройка структуры
управления ЖКХ. устранение
15. Модернизация основных
фондов ЖКХ, переход на
16. Установка приборов
учета, контроля и
17. Освоение наукоемкой продукции и услуг.
18. Разработка и обеспечение
муниципальных стандартов
19. 3ащита прав потребителей
20. Обеспечение адресной
21. Предоставление льгот
отдельным категориям граждан
по оплате жилья и
22. Разработка и обеспечение
соблюдения санитарно-
Подчеркиваем, что одним
из путей достижения этих целей является
демонополизация жилищно-
В создании конкурентной среды важную роль играют службы "Заказчика". Реализуя свое предназначение службы "Заказчика" совместно со структурами управления ЖКХ путем координации и регулирования деятельности предприятий ЖКХ осуществляют управление муниципальным хозяйством города, обеспечивая непосредственное проведение надежной и экологически безопасной эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунально-бытового назначения и благоустройства, неся морально-правовую и материальную ответственность за создание комфортной среды обитания населения.
Проанализировав функции и ответственность "Заказчика" перед потребителями и производителями, можно сформировать модель хозяйственного механизма. Она состоит в том, что цели производителей услуг не должны вступать в противоречие с интересами собственника, выражающего, в свою очередь интересы потребителей услуг и причинять вред окружающей среде. Тем самым обеспечивается регулирование отношении между предприятиями, производящими услуги, и местной администрацией (района, города). Сочетание этих интересов "Заказчик" может обеспечить, предусмотрев в своем составе следующие звенья: финансовое, договорно-правовое техническое, диспетчерское, лицензионное, сбора платежей, жилищно-коммунальную инспекцию.
1.2 Проблема сбора платежей. Дифференциация и прозрачность платежей
Сегодня, когда квартплата перестает быть чисто символической, стало очевидным, что содержание 1 кв. м в бараке не должно обходиться жильцу в такую же сумму, как соседу в престижной высотке. Во многих регионах при определении квартплаты (платы за наем) принимают во внимание комфорт и качество жилья.
К примеру, в Новгороде в зависимости от потребительских качеств квартир плата за них различается в 5 раз. В Якутии принят порядок, по которому жильцы квартир со всеми удобствами оплачивают 15% стоимости жилищных услуг, частично благоустроенных квартир - 12%, неблагоустроенных - 10%. От льгот стараются не отказываться даже тогда, когда они становятся обременительными для бюджета. Так, себестоимость проживания семьи из четырех человек в трехкомнатной квартире в Якутске равна около 1225 рублей, а в арктических районах - 1776. При этом жители Якутска за свою квартиру со всеми удобствами платят 520, а живущие в Арктике, где услуги сводятся лишь к отоплению и подаче холодной воды, - 300 рублей.
Важна не только дифференциация платежей, но и их прозрачность для населения. Человек должен знать, за что и сколько платит он сам, а сколько - государство. Например, в Междуреченске ежемесячно опускают в почтовые ящики расчетные листки, где обозначена сумма государственной поддержки. Их рассылка потребовала от городской администрации дополнительных средств, но расходы быстро окупились, так как процент неплательщиков снизился на 20%. А в Санкт-Петербурге организовали единый центр, который с помощью электронной системы рассчитывает жилищно-коммунальные платежи всех квартир в городе. В платежных квитанциях указаны тарифы на все услуги, фактические затраты на обслуживание квартиры, сумма, выделяемая местным бюджетом, и сумма, которую должен оплатить жилец. Введение системы не стоило городу ни копейки. Все расходы оплатили страховые компании, которые конкурировали за право разместить на обратной стороне квитанций свои бланки-договоры.
Для адресной поддержки населения во всех регионах (за исключением Чечни) созданы службы жилищных субсидий. Хотя подорожавшие жилищно-коммунальные услуги не может оплатить, по подсчетам правительства, каждый четвертый россиянин, лишь половина этих людей пользуется жилищными субсидиями. С одной стороны, оформить право на получение пособия на жилищно-коммунальные услуги мешают бюрократические правила, с другой - граждане сами игнорируют субсидию, если ее размер не превышает 10% требуемой платы. 1
Согласно закону "Об основах федеральной жилищной политики" те, кто не платит за жилье и коммунальные услуги свыше 6 месяцев, должны выселяться из квартир в общежития. Но эта норма нигде не действует, в частности потому, что неплательщиков некуда выселять. Однако в Москве и некоторых других городах уже началось строительство такого жилья, что позволит решать проблемы не только тем, кто не в состоянии содержать большую квартиру, но и тем, кому собственные средства не позволяют приобрести просторное жилье на рынке. Необходимо законодательно оформить социально гарантированный минимум жилья, который позволял бы людям решать проблемы содержания жилья и снимал бы угрозу быть выселенным на улицу.
Не менее сложная задача - создание расчетных кассовых центров: сегодня платежи зачастую своевременно не доходят до непосредственных производителей коммунальных услуг. Центры должны взять на себя также расчет субсидий малоимущим гражданам. Уже создано более 3000 таких центров практически во всех городах и районах.
Для снижения издержек бюджета на строительство жилья и оплату коммунальных услуг важна хорошая информационная база. Это доказывает опыт Санкт-Петербурга. Уже на начальном этапе, когда база данных охватывала лишь 35% жилищного фонда, из очереди на получение квартир выбыли 18 тыс. человек, так как наведенный порядок в учете позволил выяснить, что они имели несколько квартир. Элементарный учет поможет существенно уменьшить и дотации, выделяемые из бюджета на содержание жилья. В ходе регистрации прав на недвижимость в Санкт-Петербурге оказалось, что около 2 тыс. квартир находятся в собственности юридических лиц, которые наряду с гражданами получают дотации на их содержание. Однако сама "Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ" не побуждает местные власти налаживать учет и регистрацию недвижимости, так как сохранен явочный порядок выдачи субсидий малоимущим.