Совершенствование организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обуславливает то, что совершенствование организационной структуры предприятия – это важнейшая задача современного менеджмента, важнейшая часть организационного развития, процесса изменений, совершенствования системы управления предприятием, способствующая также скорейшему достижению поставленных целей и задач.
Целью данной работы является исследование организационной структуры предприятия и предложение пути её совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. . 1
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СРУКТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………………………………………………… 4
1.1 Понятие организационной структуры. Основные элементы организационной структуры………………………………………………………………… 4
1.2 Виды организационных структур……................................................. 17
1.3 Основные направления совершенствования оргструктур……………. 24
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ КСОК «Россия»………. 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика КСОК «Россия»……... 28
2.2 Оценка существующей организационной структуры КСОК «Россия»… 31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ КСОК «Россия»………………………………………………… 43
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры КСОК «Россия»…………………………………………………….. 43
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий……………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

совершенствование организационной стуктуры.docx

— 184.16 Кб (Скачать файл)

Частное образовательное учреждение

высшего образования

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Факультет экономики и управления

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И

 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

(ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ)»

 

 «Совершенствование организационной структуры»

 

 

Работу выполнил студент

факультета Экономики и

управления ЮИМ

группы 13-М5 Кушелевская Д.Г.

Подпись_____________

Научный руководитель:

д.э.н., профессор Клочко Е.Н.

 

 

 

 

Работа проверена и допущена к  Оценка научного руководителя:

 защите: __________________________

«____»_________________2014г.          «____»________________2014г.

    (дата защиты)

 

 

 

Краснодар - 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. . 1

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СРУКТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………………………   4

1.1 Понятие организационной  структуры. Основные элементы организационной структуры…………………………………………………………………   4

1.2 Виды организационных  структур……................................................. 17

1.3 Основные направления  совершенствования оргструктур……………. 24

2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ КСОК «Россия»……….  28

2.1 Организационно-экономическая  характеристика КСОК «Россия»……... 28

2.2 Оценка существующей  организационной структуры КСОК «Россия»… 31

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ  ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ КСОК «Россия»………………………………………………… 43

3.1 Разработка рекомендаций  по совершенствованию организационной  структуры КСОК «Россия»…………………………………………………….. 43

3.2 Оценка эффективности  предлагаемых мероприятий……………………...47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..55

 

 

 

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ 
         Организационная структура – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. К организационным структурам предъявляется множество требований, таких как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость, устойчивость, но основным из них является то, что организационная структура всегда должна соответствовать стратегии предприятия.  
          Реализация стратегии – это важная часть общего механизма развития. Посредством этого организация может достигать поставленной цели и в конечном итоге миссии. Искусное исполнение стратегии в значительной степени зависит от компетентного персонала, от его достаточного мастерства и конкурентных возможностей, а также от эффективной внутренней организации предприятия. Таким образом, создание жизнеспособной структуры — это всегда самая приоритетная задача при реализации стратегии. Задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.  
          Не менее важной задачей построения структуры организации является обеспечение функциональных и производственных подразделений персоналом, обладающим навыками, техническими знаниями, способностями, необходимыми для обеспечения фирме конкурентного преимущества над соперниками при осуществлении одного или более видов деятельности, играющих важную роль в цепочке ценностей. Для этого нужно обладать определенным талантом и суметь правильно определить, каким уровнем подготовки, опытом, знаниями должен обладать персонал, каковы должны быть их ценности, убеждения, личные свойства, чтобы все это способствовало успешному выполнению стратегии.

Актуальность данного вопроса обуславливает то, что совершенствование организационной структуры предприятия – это важнейшая задача современного менеджмента, важнейшая часть организационного развития, процесса изменений, совершенствования системы управления предприятием, способствующая также скорейшему достижению поставленных целей и задач.

Объектом работы является предприятие КСОК «РОССИЯ».

Предметом изучения в данном случае будет являться организационная структура предприятия КСОК «РОССИЯ».

Целью данной работы является исследование организационной структуры предприятия и предложение пути её совершенствования. В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить типовые организационные структуры.

2. Дать краткую характеристику предприятия КСОК «РОССИЯ».

3. Изучить и проанализировать  организационную структуру исследуемого предприятия (КСОК «РОССИЯ»).

4. Предложить меры по  совершенствованию организационной  структуры КСОК «РОССИЯ».

Работа содержит три главы.

В первой главе дается понятие организационных структур и рассмотрены их основные типы и виды, достоинства и недостатки. Также сделаны выводы о целесообразности их применения.

Во второй главе дается общая характеристика КСОК «РОССИЯ» и результаты проведенного мною анализа организационной структуры предприятия.

В третьей главе предложены возможные мероприятия по совершенствованию организационной структуры данного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СРУКТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Понятие организационной  структуры. Основные элементы организационной структуры

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Организационная структура документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.

На сегодняшний день в мире экономики и управления всем уже давно стало понятно, что успех в деятельности организации во многом зависит от правильности построения структуры предприятия, которая обеспечивает возможность работникам эффективно трудиться вместе для решения производственных задач и достижения общих целей. Таким образом, проектирование организационной структуры занимает весьма значимую роль в процессе создания предприятия и его функционирования. Также необходимо заметить, что в структуре экономического объекта выделяют саму организационную (производственную) структуру и структуру управления.

Производственная структура - это совокупность производственных подразделений организации с системой взаимосвязей. Структура управления- это разделение функций труда управления, применительно к организации (предприятию) представляет собой совокупность подразделений, обслуживаемых работниками аппарата управления организации (предприятия) и их взаимосвязей.

В рамках организационной структуры протекает процесс управления в виде движения потоков информации, принятия управленческих решений, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Для описания структуры управления и организационных моделей необходимо дать определение понятию организационная структура, так как существует несколько подходов к дефиниции этого термина. Условные определения организационных структур условно разделены на три группы.

К первой группе относятся определения, которые трактуют организационную структуру как упорядоченное, фиксированное взаиморасположение взаимосвязанных элементов и подразделений организации.

Определения, отнесенные ко второй группе, раскрывают понятие организационной структуры через решаемые ею задачи. Так, например, основной задачей оргструктуры является эффективное распределение управления между подразделениями и работниками в управленческом аппарате на всех уровнях.

В третьей группе акцентируется необходимость проектирования организационной структуры исходя из стоящих перед организацией целей и задач. Так, при построении организационной структуры необходимо исходить из самой общей цели, а затем переходить к определенным функциям ее частей, к информационным потокам, необходимым для выполнения функций, и к структуре, которая ограничивает и направляет эти потоки.

Таким образом, обобщив данные положения, можно сказать, что под организационной структурой управления понимается целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления, объединенная в рамках достижения определенных целей. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, дополненное числом и взаимосвязями структурных подразделений каждого уровня. Главным стимулирующим фактором, вокруг которого и объединяются элементы структуры, выступает системная цель.

Элементами структуры являются отдельные работники, их коллективные объединения, образующие в соответствии с вышеуказанными функциями в структуре управления основные функциональные обслуживающие элементы. Следует отметить, что элемент системы обладает некоторой степенью активности.

Если организационный элемент реализует весь объем функций управления, то он называется основным, или линейным. Основные элементы выполняют главную работу по управлению организацией, они несут всю полноту ответственности за итоги работы.

Функциональные элементы структуры обеспечивают деятельность ее основных элементов, выполняя подготовительную аналитически-консультационную работу. Эти элементы призваны изучать отдельные проблемы, выступать по ним в качестве эксперта перед основными элементами, давать советы и рекомендации, вносить предложения по улучшению деятельности организации.

Обслуживающие элементы структуры - это такие элементы, которые обеспечивают работу основных и функциональных элементов управляющей системы, осуществляющих технологию управления.

Орган управления в организации - определенным образом объединенная группа лиц, связанная отношениями разделения труда по управлению и правомочная выступать от имени всей управляющей системы. Каждый орган управления - достаточно сложное образование и, в свою очередь, имеет определенную организационную структуру. Орган управления состоит из одной или нескольких первичных групп. Первичной группой в аппарате управления организацией является коллектив работников управления, у которых имеется общий руководитель, но которые не имеют внутри него подчиненных.

Работник управления - это сотрудник, выполняющий какую-то часть функции управления или решающий группу однородных задач. Особое положение в структуре аппарата управляющей системы занимает руководитель. Это человек, оказывающий влияние или прямое воздействие на отдельных работников управления и их группы, побуждая их действовать для достижения целей организации.

Руководитель - высшее должностное лицо организации или ее подразделения. Кроме руководителей различного ранга в структуре аппарата управления организацией и в отдельных ее структурных подразделениях имеются специалисты (консультанты, референты и т.п.) по различным аспектам управленческой деятельности (функциям) и вспомогательный, обслуживающий персонал.

Цели деятельности системы управления предопределяют ее структуру, механизмы и инструменты управления. Компонент системной цели занимает одно из первых мест среди других организационных элементов. Ведь даже простое смещение целей или неопределенность в их формулировке могут привести к выбору неэффективных стратегий организационного развития. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние на все организационные элементы системы. Под целью обычно понимают желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых требуется достичь.

Так, определяя характеристики системы, можно сформулировать цель в виде следующих ориентиров:

    • определяет явно выраженный мотив деятельности или некоторую потребность в ней;
    • формирует возможность обеспечения мотива деятельности необходимыми ресурсами реализации;
    • определяет деятельность организации через результат;
    • формирует локальные задачи (каждого активного элемента), предопределенные и ограниченные индивидуальными предпочтениями активных элементов.

В общем случае для любой системы управления присущ ряд характерных особенностей, которые накладывают ограничения на критерии, цели и методы управления. Эти особенности, органически соединяясь в системе управления, требуют комплексного подхода к исследованию вопросов, связанных с построением организационного обеспечения системы управления. В таком случае, представляется важным изучение ряда теоретических посылок, которые могут быть положены в основу разрабатываемой методики исследования и проектирования структуры управления. Такими посылками являются:

  • возможность выбора из принципиально различных типовых схем управления, одна из которых принимается в качестве базовой для анализа и проектирования структуры управления;
  • организация управляется посредством принятия решений: можно определить полный перечень управленческих решений, принимаемых организацией, и определенным образом формализовать процесс распределения их по уровням (важный этап в проектировании структуры управления);
  • известен технологический принцип взаимоотношений руководителей и исполнителей в процессе подготовки и принятия управленческих решений.

В процессе разработки методического аппарата, проектирования структуры управления необходимо учитывать следующие принципы управления:

  • статические черты, выражающиеся через форму и структуру управления. Это прежде всего аппарат управления с составляющими его элементами и установившимися взаимосвязями;
  • динамика, раскрывающая содержание процесса управления. Имеется в виду целенаправленная деятельность руководителей и исполнителей, реализующая разные задачи управления во времени;
  • наличие поставленных целей, которые постоянно меняются во времени. Сама же структура консервативна. Отсюда - требование необходимой гибкости и адаптивности, неизбежно возникающее перед проектируемой структурой управления;
  • среди множества формальных элементов, присущих системе управления, существует и неформальный элемент (человек), который выдвигает проблему психологического климата и от которого в известной степени зависит гармония в производственных отношениях.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры