Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:31, курсовая работа
«Рабочее место — это место, где работник должен находиться и где он выполняет работу в режиме и условиях, предусмотренных нормативно-технической документацией».
В современных условиях высокоразвитого производства, оснащенного сложной техникой, необходим научный подход к организации труда на рабочих местах. Рационально организованное рабочее место обеспечивает условия труда, правильное построение трудового процесса, избавляет от лишних и неудобных движений, позволяет сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации рабочих мест на предприятии
Сущность организации рабочих мест……………………….………5
Современные требования к организации рабочих мест перснала.14
Глава 2. Анализ организации рабочих мест (на примере ОАО «Ростелеком»)
2.1. Краткая характеристика предприятия (на примере ОАО «Ростелеком»)……………………………………………………………………19
2.2. Анализ и оценка организации рабочих мест (на примере ОАО «Ростелеком»)………………………...………………………………………….22
2.3. Предложения по совершенствованию рабочих мест персонала отдела кадров………………………………………………………………….…27
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список……………………………………………………..31
Приложение……………………………………………………………………..33
Основные задачи планировки рабочих мест (всех ее видов) следующие:
Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочего места.
Внешняя планировка рабочего места заключается в установлении его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в подразделении, к рабочему месту руководителя (бригадира, мастера, начальника отдела и т.д.), к проходам, переходам, проездам, подъездам. Проектирование внешней планировки целесообразно проводить сразу для всех рабочих мест, входящих в подразделение. В качестве исходных данных для такой планировки служит производственная площадь, отведенная для расположения персонала подразделения [8, с. 116].
Задачи внешнего планирования:
- экономное использование производственных площадей;
- рациональная взаимосвязь между рабочими местами;
- сокращение расстояний переходов и транспортировки;
- изоляция рабочих мест с вредными условиями труда;
- обеспечение безопасности труда.
Внутренняя планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную компоновку по отношению друг к другу и к работнику. При внутренней планировке решаются следующие задачи:
- обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом;
- минимизация физиологических усилий и нервно-психической напряженности работника;
- удобство выполнения работы и обслуживания оборудования;
- хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования, приборов, механизмов;
- оптимизация маршрутов передвижения работника по рабочему месту;
- рационализация рабочей позы (рабочего положения) работника;
- создание благоприятных условий труда;
- безопасность труда [8, с. 117-118].
Обслуживание - это составная часть производственного процесса, направленная на обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования рабочего места.
Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение их средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства. Такое обслуживание включает:
Организация
обслуживания рабочего места означает
установление системы взаимодействия
рабочего места и работника, занятого
на нем, с другими рабочими местами
и работниками, призванными обеспечить
его бесперебойную и
Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места:
- средства труда;
- предметы труда;
- субъекты труда (работники) [6, с. 237].
«Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда» [2, с. 19]. На работника в производственной среде воздействует большое количество внешних факторов, которые по своему происхождению могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них географо-климатических, которые обусловлены географическим районом и климатической зоной размещения предприятия, и социально-экономические. Последние зависят от социально-экономического строя общества и определяют положение трудящегося в обществе в целом. Они находят свое выражение в трудовом законодательстве, в совокупности социальных благ и гарантий.
Вторая группа включает в себя факторы, зависящие от особенностей производства и его коллектива. Эти факторы формируются, с одной стороны, под воздействием особенностей техники, технологии, экономики и организации производства (производственно-технические), а, с другой — под воздействием особенностей трудового коллектива (социально-психологические).
Группа
производственно-технических
- технико-технологические факторы — особенности техники и технологии, уровень механизации и автоматизации труда, степень оснащенности рабочих мест, режим труда и отдыха. Под воздействием этих факторов формируются физическая тяжесть труда, характеризуемая объемом физической работы и статической нагрузкой за смену, и нервно-психическая напряженность, определяемая объемом перерабатываемой информации, интенсивностью внимания, напряженностью анализаторно- мыслительной деятельности, степенью монотонности труда, темпом работы;
- санитарно-гигиенические факторы — температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочем помещении; уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности, излучений; освещенность, контакт частей тела работника с водой, машинным маслом, токсичными веществами, общее состояние производственных помещений;
- факторы безопасности, гарантирующие защиту работника от механических повреждений, поражений током, от химического и радиационного загрязнения;
- инженерно-психологические факторы — комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции и планировки техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов;
- эстетические факторы — архитектурно-планировочные решения интерьера и экстерьера, эстетически выразительная форма и цвет средств труда, спецодежды, соответствующее оформление зон отдыха и пр.;
- хозяйственно-бытовые факторы — организация внутрисменного питания работников; наличие и состояние бытовок, умывальников, душевых, туалетов; организация стирки, химчистки и ремонта спецодежды, уборки помещений и территории и т.д.
«Социально-психологические факторы — социально-демографическая структура коллектива, совокупность интересов, ценностных ориентации работников, стиль руководства в подразделениях и на предприятии в целом, масштаб и характер деятельности общественных организаций» [13, с. 37]. Эти факторы формируют морально-психологический климат в коллективе.
Эргономика исследует влияние на функциональное состояние человека различных факторов окружающей среды: состава воздуха, шума, вибраций, освещения, метеорологических условий и т. д. Относительно перечисленных факторов эргономика определяет "зоны" комфорта и разрабатывает средства эффективной защиты организма человека от вредного влияния среды.
Окружающие человека производственные условия сводятся к четырем типам:
- невыносимые,когда организм человека не может существоватьпродолжительное время;
- некомфортные, когда существенно отклоняются от нормы одинили два элемента внешней среды. Такие условия наблюдаются в литейных, кузнечных, термических, гальванических и другихцехах вредного производства;
- комфортные,когда все элементы трудовой обстановки находятся в достаточном соответствии с человеческим фактором;
- высококомфортные,когда все элементы находятся в наилучшем соответствии с человеческим фактором.
Производительный труд зависит не только от окружающей среды, но и от многих производственных факторов. Создать нормальные условия для работы — одна из важных задач менеджера.
В настоящее время практически все организации, компании и фирмы имеют персональные компьютеры (ПК). Поэтому в этой главе будут рассмотрены требования к организации рабочих мест персонала, работающего с ПК.
Вначале рассмотрим кабинет сотрудника. Площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а объем не менее 20,0 м3. Высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.
Помещения с ПК должны быть оснащены аптечкой первой помощи, углекислотными огнетушителями и также должны присутствовать инструктажи о технике безопасности. В помещениях с компьютерами должна ежедневно проводится влажная уборка. Поверхность пола выполняется ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, должна обладать антистатическими свойствами без разводов.
Помещение с ПК должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией. Для повышения влажности воздуха следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой или проветривание кабинетов. Средства связи следует располагать в пределах зоны досягаемости [10, с. 84].
При размещении рабочих мест с ПК необходимо учитывать расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
Экран видеомонитора должен находиться от глаз работника на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм, так как устают глаза , а в дальнейшем влияет на зрение.
Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии не менее чем 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
Продолжительность работы на ПК не должна превышать 6 часов в день.
Каждый предмет на рабочем месте должен иметь свое постоянное место и фиксированную зону перемещения.
Для обеспечения оптимальной работоспособности на протяжении рабочей смены устанавливается регламентированные перерывы. При 8-ми часовой рабочей смене при работе на компьютере регламентированные перерывы следует устанавливать через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый (см. приложение 2).
Помещения
с ПК должны иметь естественное и
искусственное освещение. Искусственное
освещение в помещениях эксплуатации
ПК осуществляется системой общего равномерного
освещения. Естественное освещение
должно осуществляться через свето-проемы,
ориентированные
В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы. Люминесцентное освещение позволяет увеличить освещенность в 2-2,5 раза по сравнению с лампами накаливания при одинаковом расходе электроэнергии. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.
Свет не должен слепить глаза и не вызывать направленных на работника бликов. Крепление светильника должно предусматривать возможность его перемещения в соответствии с индивидуальными особенностями работника (например, для левшей).
При устройстве местного освещения лучше применять поворачивающиеся, передвижные лампы на гибком шланге или на специальных шарнирах; мягкий, не слепящий свет должен падать на рабочее место слева; мощность ламп рекомендуется не менее 50-70 Вт.
Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхность экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.
Освещенность
рабочих помещений с дисплеями
рекомендуется в пределах 300-500 лк.
В поле зрения работающего с дисплеем
не должны находиться окна и осветительные
приборы. Светильники должны быть с
рассеивателями, отражение на экране
от источника света снимается
установкой защитных экранов. Яркость
свечения не должна быть меньше освещенности
рабочей поверхности с
Оконные проемы в помещениях с ПК должны быть оборудованы регулируемыми светозащитными устройствами типа: жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др.
Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях с ПК необходимо проводить чистку стекол оконных рам и светильников по необходимости, но не реже двух раз в год и своевременную замену перегоревших ламп.
В тесной
связи с установлением
При однообразной работе оправдана окраска стен помещения и мебели в яркие бодрящие тона, а при работе, требующей активного внимания, целесообразна более спокойная окраска в голубые, голубовато-зеленые цвета. В такие же тона рекомендуется окрашивать стены при любом характере деятельности в помещениях, окна которых выходят на солнечную сторону, и, наоборот, в более теплые тона (желтовато-бежевый, слоновой кости, светло-желтый) в комнатах, выходящих на север или северо-восток. В служебных помещениях центральных и северных районов потолки рекомендуется окрашивать в белый цвет, в южных – в светло-голубой.
Информация о работе Совершенствование рабочих мест персонала