Совершенствование управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:21, реферат

Краткое описание

Персонал — наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.

Содержание

Введение 2
2. Теоретические основы управления персоналом организации 4
3. Методы управления персоналом 17
4. Принципы управления персоналом 22
5. Совершенствование управление персоналом 31
6. Заключение 36
7. Список используемой литературы 38
8. Глоссарий 39

Вложенные файлы: 1 файл

рефер.docx

— 108.95 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУВПО «ВГТУ»)

 

 

(факультет)

Кафедра        

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

по дисциплине        

 

Тема:        

 

 

 

 

Выполнил студент гр. МО-112                     ____________________________

                                                        

Руководитель       _____________________________                                            

                                                                          

Защищен ___________________    Оценка  _____________________________

                              дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

2012

 

Содержание

 

1.  Введение          2

2.  Теоретические основы управления персоналом организации  4

3.  Методы управления персоналом       17

4.  Принципы управления персоналом              22

5.  Совершенствование управление персоналом           31

6. Заключение          36

7. Список используемой литературы      38

8.  Глоссарий          39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Персонал — наиболее сложный  объект управления в организации, поскольку  в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые  к нему требования, действовать, имеет  субъективные интересы, чрезвычайно  чувствителен к управленческому  воздействию, реакция на которое  неопределенна.

В связи с этим и затраты, связанные  с персоналом, рассматриваются уже не как досадные расходы, а как инвестиции в человеческий капитал — основной источник прибыли. Они направлены на организацию медобслуживания, отдыха, занятий спортом, создание условий для развития творчества.

Люди теперь рассматриваются не как кадры, а как «человеческие  ресурсы» и их ценность как фактора  успеха все время возрастает. В  результате в крупных западных фирмах постепенно стала складываться система управления человеческим ресурсами, заменяющая систему управления кадрами. Она призвана сыграть ключевую роль в обеспечении условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между ней и работниками в рамках стратегии бизнеса.

Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным критерием его экономического успеха. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные  характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

 

1. Теоретические основы управления  персоналом организации

 

Управление людьми представляет собой  деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой  руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала  и другие составные части работы руководителя. Специфический вид  управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами). Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

Управление персоналом организации  охватывает широкий спектр функций  от приема до увольнения кадров: наем, отбор и прием персонала; деловая  оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала и его использования; организация труда и соблюдение этики меловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение  безопасности персонала; управление нововведениями и кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; управление поведением персонала в организации; управление социальным развитием; высвобождение персонала.

Управление персоналом организации  предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и  документационное обеспечение системы  управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом, аудита персонала.

Теории управления, и прежде всего  управления людьми в процессе производственной деятельности описывается авторами с различных позиций. Например, Р. Скотт, рассматривал теорию управления в развитии с двух точек зрения: с точки зрения закрытой и открытой систем и с точки зрения рационального  и социального факторов. Он выделил  четыре этапа в развитии теории и  практики управления. При этом под  открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую (в  отличии от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменение цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.

Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет чисто техническим аспектам.

Выделенные Р. Скотом четыре этапа  достаточно удачно конкретизируются и  дополняются классификацией А. Силадьи, который характеризует теории управления на фоне эволюции среды (прежде всего науки и промышленности), а также управленческим континуумом Клода Ст. Джорж.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в  настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом на предприятии.

 

 

Этот  подход заключается в следующем:

  • создание философии управления персоналом.
  • создание совершенных служб управления персоналом.
  • применение новых технологий в управлении персоналом.
  • создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.

Философия управления персоналом –  это формирование поведения отдельных  работников по отношению к целям  развития предприятия.

К числу основных задач управления персоналом относят:

1) Помощь фирме в достижении  цели.

2) Обеспечение фирмы квалифицированными  и заинтересованными работниками.

3) Эффективное использование мастерства  и способностей персонала.

4) Совершенствование систем мотивации. 

5) Повышение уровня удовлетворенности  трудом.

6) Развитие систем повышения  квалификации и профессионального  образования.

7) Сохранение благоприятного климата.

8) Планирование карьеры, то есть  продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное.

9) Развитие творческой активности  персонала.

10) Совершенствование методов оценки  деятельности персонала. 

11) Обеспечение высокого уровня  условий труда и качество жизни  в целом.

Наиболее общие 3 задачи управления персоналом: обеспечение кадрами; эффективное  использование кадров; профессиональное и социальное развитие кадров. Все  службы управления персоналом формируются  исходя именно из этих целей.

 

В управлении персоналом существует две группы принципов:

1) Принципы, относящиеся к самому  процессу формирования службы  управления персоналом.

2) Принципы, характеризующие саму  систему функционирования управления  персоналом.

Основные методы управления персоналом:

  • метод системного анализа;
  • метод экспертных оценок;
  • метод творческих совещаний и научных дискуссий;
  • метод контрольных вопросов;
  • морфологический метод.

Теперь рассмотрим основные составляющие системы управления персоналом:

1) Планирование персонала;

2) Развитие персонала;

3) Стратегия управления персоналом;

4) Обучение;

5) Оплата труда, материальное  стимулирование.

Термин «планирование персонала» включает в себя все проблемы сферы  персонала, которые могут возникнуть в будущем. Это целевое планирование, во-первых, потребностей в области  персонала и, во-вторых, мероприятий, которые должны проводиться для  его создания, развития, сохранения, оплаты, а также для высвобождения.

Одним из подходов к планированию персонала на предприятии может  быть следующий. Анализируя миссию предприятия и состояние окружающей его среды (в это понятие включаются: социальная, экологическая, экономическая, конкурентная, технологическая и другие составляющие) предприятие формулирует основную стратегическую цель - состояние, которое необходимо достигнуть к определенному моменту времени. Например, для предприятия электротехнической отрасли основная цель может быть следующей: “к 2005 году войти в десятку крупнейших производителей электротехнической продукции в России”, или “обеспечить в 2003 году выплаты акционерам по дивидендам в размере 25% текущей курсовой стоимости акций”. Далее необходимо определить способы достижения цели, т.е. разработать собственно стратегию. Под стратегией в данном случае подразумевается стратегия включающая определенный набор и последовательность действий, совокупность методов, реализация которых обеспечит достижение поставленной цели. Например, “расширение сбыта за счет снижения цен на основе применения прогрессивных технологий”, “повышение рентабельности производства за счет выпуска новых, более конкурентоспособных изделий” и т.д.

Для формирования эффективной стратегии ее авторы должны хорошо прогнозировать изменения внешней среды (характер потребностей клиентов, возможное поведение конкурентов и поставщиков, региональную экологическую и социальную ситуацию, значимые для отраслевой экономики действия государства, изменения на международной экономической арене и т.д.) и состояние внутренних ресурсов предприятия (динамика рабочей силы, состояние производственных мощностей, уровень технологии, финансовое положение и т.д.). Один из эффективных методов анализа состоит в последовательном изучении сильных и слабых сторон предприятия на фоне изучения внешней среды. В основу стратегии кладутся действия, использующие сильные стороны предприятия, реализующие возможности, внешней среды, и блокирующие или уменьшающие действие угроз. На эффективное использование возможностей персонала можно рассчитывать, если стратегия планирования и управления персоналом является составной частью общего стратегического планирования предприятия.

Проведение в жизнь принятой стратегии обеспечивается за счет стратегического  и оперативного управления. Укрупненная  структура функций, а также роль и место стратегического и оперативного управления, в руководстве персоналом предприятия показана в приложении.

Стратегия управления персоналом в  организации призвана связать между  собой многочисленные аспекты управления персоналом, чтобы лучше стимулировать  и оптимизировать их влияние па работников, особенно на их трудовые качества и  квалификацию и создать тем самым  единую, соответствующую конкретной целевой группе комбинацию элементов  политики управления персоналом. Как  только хотя бы один элемент (например, подбор персонала или система  оплаты труда) окажется неудачным, следует  ожидать неудачи и в использовании  остальных инструментов. Таким образом, изолированное, несогласованное использование  экономических инструментов в управления персоналом может повлечь за собой  нежелательные последствия. Иными  словами, принципы взаимосвязи отдельных  элементов в их «системной» комбинации основывается прежде всего па том, что применение конкретных элементов воспринимается работниками как элемент единой системы управления персоналом организации.

Управление  персоналом рассматривается как  один из механизмов реализации кадровой политики субъекта управления, система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и иных имеющих нормативно-правовую основу мероприятий, обеспечивающих рациональное использование способностей человека, как в его собственных интересах, так и в интересах организации. Она состоит из следующих компонентов: организационной структуры управления персоналом организации; системы работы с персоналом организации; нормативно-правовой базы управления персоналом; информационно-методического обеспечения системы управления персоналом; технологий управления персоналом и методов управления персоналом организации (см. рис. 1)

Информация о работе Совершенствование управления персоналом