Современная система взглядов на менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:36, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. В данной курсовой работе попытаемся как можно полнее разобрать тему «менеджмента».

Содержание

Введение..................................................................................................................3

1.Менеджмент: сущность и содержание. ……………………………………..4

2. Вклад научных школ и подходов в становление науки менеджмента……7

3. Системный и ситуационный подходы. …………………………………….10

4. Современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента.
Современные парадигмы менеджмента…………………………...………….12

5. Парадигма управления российской экономикой в период радикальных преобразований.………………………………………………………………...15

6. Современные принципы управления……………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………...22

Список литературы……………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агенство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Ивановский  Государственный  Университет

 

 

 

                                                               Кафедра  

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «Менеджмент»

Тема: «Современная система взглядов

на менеджмент».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

                                                                   Выполнил:

                                                                             студент ОЗО 3 курса 

                                                                             спец.«Национальная экономика»

                                                                             Анфимова  Д. В.

                                                                               

                                                                              Проверила:

                                                                              Ситникова Т. В.

 

 

 

Иваново 2011

 

Содержание

 

Введение..................................................................................................................3                                                                                                               

 

1.Менеджмент: сущность и содержание. ……………………………………..4                                                         

 

2. Вклад научных школ и подходов  в становление науки менеджмента……7      

 

3. Системный и ситуационный подходы. …………………………………….10                                                         

 

4.  Современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента.           

Современные парадигмы менеджмента…………………………...………….12                                                           

 

5. Парадигма управления российской  экономикой в период радикальных    преобразований.………………………………………………………………...15                                                                                                  

 

6. Современные принципы управления……………………………………….18                                                            

 

Заключение……………………………………………………………………...22                                                                                                           

 

Список литературы……………………………………………………………..23                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.

     Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. В данной курсовой работе попытаемся как можно полнее разобрать тему «менеджмента».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Менеджмент: сущность и содержание.

 

Понятие «менеджмент» многозначно, что представлено в таблице 1.1

 

Основные грани понятия «менеджмент»

Вид деятельности

Интеграционный процесс

Организационная структура

Категория людей

Область знаний, наука


 

                                                                                                                       табл.1.1

    1.Менеджмент рассматривается  как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.

    «Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами,-  дело, скорее, человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента».Так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, человек, который первым, еще в пятидесятые годы, сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития, человек, которого, пожалуй, можно назвать родоначальником менеджмента как систематизированной дисциплины.

      Редко новый социальный  институт, новая лидирующая в  обществе группа, новая ключевая  социальная функция возникала  с такой быстротой, как менеджмент. Редко в человеческой истории  новый институт так быстро  становился незаменимым. И никогда  прежде новый институт не охватывал  земной шар с такой легкостью,  пересекая границы рас и культур,  языков и традиций, как это  сделал менеджмент на протяжении  одного поколения. И действительно,  всюду, где удавалось ввести  менеджмент, начиналось стремительное  развитие.

     В отечественной управленческой литературе во многих случаях, когда говорят об управлении производством, обычно имеют ввиду 2 стороны этого понятия – управление как структура (статика управления) и управление как процесс (динамика управления).

     2. Менеджмент определяется  как интеграционный процесс, с  помощью которого профессионально  подготовленные специалисты формируют  организации и управляют ими  путем постановки целей и разработки  способов их достижения.

     Процесс управления  есть информационный процесс,  т.е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения  информации. Следует особо отметить, что управление не сводится  к информации, но и немыслимо  вне информации.

     Сущность и содержание  процесса управления проявляется  в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей – менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

      3.Менеджмент рассматривается  как иерархическая организационная  структура, в рамках которой  реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в схеме управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

      4. Менеджмент рассматривается  как категория людей, занятых  управлением. Главной задачей  управленческого персонала является  эффективное использование и  координация всех ресурсов организации  (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения  целей.

      5. В ХХ веке  менеджмент выделился в самостоятельную  область знаний, науку.

      Люди действуют  в определенной среде. Эту среду  образуют другие люди; материальные  объекты, а также процессы, отражающие  процессы между людьми и между  вещами. Деятельность по упорядочению  и координации этих процессов  составляет содержание управления. Таким образом, предпосылками  последнего можно считать два  обстоятельства: множественность элементов  окружающей человека среды и  необходимость обеспечения между  ними позитивного взаимодействия  и предотвращение негативного.

      Та часть внутренней  среды организации, на которую  направлен конкретный управленческий  процесс, называется объектом  управления; последний обладает  определенными пространственными  и временными границами, а также  качественным содержанием. Например, объектом управления в организации  являются люди, их социальное  положение и взаимосвязи; деятельность  в виде производства, планирования, контроля и т.п.; развитие самой организации, совершенствование ее структуры, системы управления.

      Та часть внутренней  среды организации, которая формирует  управленческие воздействия на  объект, называется субъектом управления. Содержанием управленческого воздействия  субъекта управления на объект  является реализация первым функций  управления. Современный (поведенческий)  подход к управлению рассматривает  указанное выше воздействие как  взаимодействие, а точнее – взаимоотношения  субъекта и объекта. Поскольку  управление - сознательная деятельность, то его субъектом в конечном счете всегда будет человек или группа людей.

     Некоторые экономисты  управление выделяют в особый  фактор производства, роль которого  состоит в комбинировании других  составляющих – земли, труда  и капитала в процессе производства  товаров и услуг. Рациональное  комбинирование этих факторов  снижает затраты, в чем и  проявляется эффект управления.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1А.Н.Кусков, А.П.Чумаченко Менеджмент, Москва 2005, МГИУ,стр.26-32

2. Вклад научных  школ и подходов в становление  науки менеджмента.

 

Классификация школ управления

Наименование школы управления

Основоположники

Сущность основных положений

1.Рационалистская школа

Ф.Тейлор,

Ф.Гилберт

Разделение производственных процессов  на отдельные операции; рост материальных стимулов

2.Администритивная (классическая)школа

А. Файоль, Г.Форд,

Г.Эменсон

Разработаны принципы и функции управления

3.Школа человеческих отношений

Э.Мэйо,

М.Фоллет

Установлено влияние социальных и  психологических факторов на производительность труда

4.Поведенческая школа

Д.Мак-Грегор,

Ф.Герцберг

Раскрытие внутренних возможностей людей


 

     Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его, несомненно,  нужно с учетом исторического опыта, тех целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития. Эффективность и качество управленческого труда

определяется, прежде всего, обоснованностью  методологии решения 

проблем, т.е. подходов, принципов. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

1. Комплексный

    При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

2. Интеграционный

    Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

- между отдельными подсистемами  и элементами системы менеджмента;

- между стадиями жизненного  цикла объекта управления;

- между уровнями управления  по вертикали;

- между уровнями управления  по горизонтали.

3. Маркетинговый

     Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя:

- повышение качеств объекта  в соответствии с нуждами потребителя;

- экономия ресурсов у потребителя  за счет повышения качества;

- экономия ресурсов в производстве  за счет факторов масштаба  производства, научно-технического  процесса (НТП);

- применение системы менеджмента.

4. Функциональный

     Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

Информация о работе Современная система взглядов на менеджмент