Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:34, курсовая работа
На основании вышеизложенного, цель настоящей работы - рассмотреть и проанализировать современные инструменты менеджмента и аспекты их применения.
Задачи:
- рассмотреть понятие и виды менеджмента;
- выявить сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента;
- проанализировать вопросы содержания менеджмента.
Введение...................................................................................................................3
Глава1.Основные понятия менеджмента..............................................................8
1.1. Сущность,понятие,виды менеджмента......................................................8
1.2.Задачи и функции менеджмента................................................................10
Глава2.Инструменты менеджмента.....................................................................16
2.1.Принципы менеджмента.............................................................................16
2.2.Методы и модели менеджмента.................................................................18
Заключение.............................................................................................................22
Список использованной литературы...................................................................25
Цзилиньский университет русского языка
Чанчуньскй институт международной коммерции
КУРСОВАЯ РАБОТА
По менеджменту на тему:
СОВРЕМНОИНЫЕ инструменты менеджмента
Выполнила: Гаофан
(Володя)
студент гр. 703
Проверила: Маринчак С.Е.
Чаньчунь, 2010
План:
Введение...................... Глава1.Основные
понятия менеджмента................... 1.1. Сущность,понятие,виды менеджмента................... 1.2.Задачи и функции Глава2.Инструменты менеджмента................... 2.1.Принципы менеджмента................... 2.2.Методы и модели Заключение.................... Список использованной литературы.................... |
Введение
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующих в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Такое определение дает доктор экономических наук Герчикова И.Н.
Понятие бизнеса зародилось
вместе с понятием товарно-денежных
отношений, т.е. на общинном этапе развития
человечества. Когда основной формой
"торговли" между общинами являлся
натуральный обмен, появились менялы-кочевники,
кочевавшие из одной общины в другую и
выменивавшие различные товары с выгодой
для себя. Это и можно считать одним из
первых проявлений духа предпринимательства.
Постепенно с развитием товарно-денежных
отношений развивался и бизнес. Во времена
рабовладения процветала торговля; позднее,
во времена феодализма и процветания натурального
хозяйства значение торговли в деревне
немного уменьшилось, но с развитием городов
и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное
значение. Во времена становления капитализма
и первоначального накопления капитала
процветало финансовое предпринимательство,
а позднее - промышленное. В середине Х1Х
века бизнес приобрел новые формы. Если
до этого единоличным управленцем был
хозяин, то во времена бурного промышленного
роста структура значительно изменилась.
Именно на этом этапе и начал развиваться
менеджмент в том виде, в котором мы привыкли
воспринимать это слово. В то же время
нельзя утверждать, что он появился в связи
развитием капитализма. Менеджмент существовал
и раньше. Доктор экономических наук, профессор
Веснин В.Р. в книге "Менеджмент для
всех" пишет: "Управление появилось
вместе с людьми. Там где хотя бы два человека
объединились в стремлении достичь какой-либо
общей цели, возникала задача координации
их совместных действий, решение которой
кто-то из них должен был брать на себя.
В этих условиях он становился руководителем,
управляющим, а другой - его подчиненным
исполнителем".
Во времена рабовладения были
управляющие на плантациях, которые следили
за правильностью выполнения работ, но
это правильнее было бы назвать надсмотром,
чем управлением. Во времена феодализма
и процветания натурального хозяйства,
также существовали управляющие, помощники
хозяина, это, наверное, можно считать
одним из первых проявлений именно управления,
а не только надсмотра над работающими,
поскольку у управляющего была возможность
маневра: он мог заменить вид работ в виде
поощрения или наказания крестьян, мог
снизить налог (правда, лишь за счет повышения
налога для других). Это было убогое, но
все же проявление управления. Но по-настоящему
менеджмент начал развиваться только
с развитием капитализма, именно тогда
появилась потребность в талантливых
управленцах, которые могли бы выработать
свою стратегию управления фирмой и развития
бизнеса и привести фирму к Успеху, или,
в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
Ярким примером является Америка:
множество контор, работающих в различных
областях. Каждая из них имеет свою управленческую
структуру, где кроме президента (хозяина)
есть еще и управляющий, финансисты и аналитики,
занимающиеся разработкой политики фирмы.
Те из них, чьи специалисты оказались наиболее
талантливыми, опытными и грамотными выжили
в море дикой конкуренции. Все самые знаменитые
американские бизнесмены: Генри Форд,
Рокфеллер и другие начинали с малого,
но быстро сориентировавшись в сложившейся
на рынке ситуации, они смогли набрать
команду и сделать свою работу максимально
эффективной; работая быстрее и лучше
других, они смогли стать лидерами в своей
области.
Основная цель существования
любого бизнеса и создания любой фирмы
- привести фирму к вершине Успеха, закрепить
ее там и дать ей возможность смело смотреть
в будущее, видя там новые перспективы
ее развития. Сущность бизнеса состоит
в постоянном совершенствовании самой
фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе
за место на рынке, в стремлении к совершенству.
Приумножение капитала, получение прибыли
и развитие фирмы, надежда на будущее -
вот те составляющие, без которых бизнес
немыслим. Так же он немыслим без талантливых
менеджеров, которые могут повести за
собой людей и реализовать все задуманное.
Управление организацией в наше динамичное
время представляет собой сложную работу,
которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь
простыми сухими заученными формулами.
Руководитель должен сочетать понимание
общих истин и значимости многочисленных
вариаций, благодаря которым ситуации
отличаются одна от другой. Руководитель
должен понимать и учитывать, как внутренние
критические факторы организаций (внутренние
переменные), так и воздействующие на организацию
из вне (внешние переменные), а также учитывать
влияние организации на общество.
Широкое распространение получила точка
зрения, что существует применимый к любой
организации процесс управления, заключающийся
в реализации функций, которые должен
выполнять каждый руководитель.
Сила современного менеджмента,
его ядро, состоит с одной стороны, в том,
что он берёт своё начало от человека,
его потребностей и целей, от превращения
знаний, опыта и достижений научно технического
прогресса в производительную силу. С
другой стороны, движущая сила современного
менеджмента, как видимая, так и невидимая
заключается в созидательном применении
информационных технологий.
В настоящее время трудно назвать
более важную и многогранную сферу деятельности,
чем управление, или менеджмент, от которого
в значительной мере зависят и эффективность
производства, и качество обслуживания
населения.
В зарубежных странах накоплен
значительный опыт управления в области
промышленности, торговли, кооперации,
сельского хозяйства и т.п. в результате
непосредственного участия людей в управленческой
деятельности. Он обогащается за счет
знаний основ науки управления, мировых
достижений в практической организации
экономических и социальных процессов.
В нашей стране пока еще
не достигнуты значительные успехи в теоретическом
и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры
управления и власти в государственной
экономике, при этом используются западные
модели управления. Однако механическое
перенесение концепции управления из
одной социокультурной среды в другую,
слепое копирование опыта того или иного
государства практически невозможно и
ведет к тяжелым экономическим и социальным
последствиям. Менеджмент обусловлен
такими базисными факторами, как тип собственности,
форма государственного устройства, степень
развития рыночных отношений.
На основании вышеизложенного,
цель настоящей работы - рассмотреть и
проанализировать современные инструменты
менеджмента и аспекты их применения.
Задачи:
- рассмотреть понятие и виды менеджмента;
- выявить сущность, задачи, функции, методы
и принципы менеджмента;
- проанализировать вопросы содержания
менеджмента.
Глава 1.Основные понятия менеджмента
1.1.Сущность,понятие,виды менеджмента
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. Менеджмент - это категория
людей (менеджеров), социальный слой
тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджмент - управление в условиях рынка,
рыночной экономики означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление
к повышению эффективности
• хозяйственную
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования
современной информационной базы с
компьютерной техникой для многовариантных
расчетов при принятии обоснованных и оптимальных
решений.
Термины "менеджмент", "менеджер"
прочно вошли в наш словарный обиход, заменив
прежние "управление", "управленческая
деятельность", "руководитель",
"директор".
Виды менеджмента
Многообразие видов
менеджмента очень крупно . Это обусловлено
тем, что управление необходимо в самых
разных сферах коммерческой деятельности.
В каждой из этих сфер менеджер должен
решать иногда одинаковые, иногда специфичные
задачи. А потому естественно, что существует
большое количество разновидностей менеджмента.
Управление является костяком организации
на самых разных уровнях ее функционирования.
Оно важно — как с точки зрения выживания
и действенного функционирования организации
в целом, так и с точки зрения нормальной
деятельности любой части организации.
Среди наиболее важных разновидностей менеджмента выделяют:
1) тстратегический менеджмент — менеджмент, который занимается решением наиболее важных, глобальных проблем организации в целом;
2) инновационный менеджмент — управление нововведениями любого рода;
3) производственный менеджмент (управление производством);
4) маркетинговый менеджмент (менеджмент маркетинга),
5) финансовый менеджмент;
6) управление персоналом.
1.2.Задачи и функции менеджмента
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.
Безусловно, конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:
- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- разработка стратегии развития организации и реализация;
-·определение конкретных целей развития организации;
- постоянный поиск и освоение новых рынков;
- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые, намеченные цели оцениваются на рынке.
Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
-Стимулирование.
Рассмотрим содержание каждой функции менеджмента.
Планирование - основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
Функция организации реализуется двумя путями: через административно-
Административно-
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управ-ление тесно связано с текущим планированием.
Мотивация.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
Контроль.
Контроль-это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблеммы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.
Стимулирование.
Стимулирование - это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда. Кроме того эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего предприятия. Предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Здесь стимулирование труда создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться более производительно. Т.е. появления у работника мотивов к более эффективному труду и реализации этого мотива (мотивов) в процессе труда.Хотя стимулы и побуждают человека трудится, но их одних еще недостаточно для производительного труда. Система стимулов и мотивов должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за заранее оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет еще места. Здесь сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований.