Современные технологии управления общественным мнением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть технологии скрытого управления общественным мнением, а также показать необходимость их изучения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие об общественном мнении и основах его формирования;
разобрать манипуляции общественным мнением;
изучить скрытый РR, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире;
ознакомиться с формированием общественного мнения через социальные сети.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты управления общественным мнением 5
1.1. Понятие об общественном мнении и основах его формирования 5
1.2.Манипуляция общественным мнением 12
2. Современные технологии управления общественным мнением 16
2.1. Скрытый РR, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире 16
2.2. Формирование общественного мнения через социальные сети 20
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

katya курс.docx

— 75.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические аспекты управления общественным мнением 5

1.1. Понятие об общественном мнении и основах его формирования 5

1.2.Манипуляция общественным мнением 12

2. Современные технологии управления общественным мнением 16

2.1. Скрытый РR, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире 16

2.2. Формирование общественного мнения через социальные сети 20

Заключение 26

Список литературы 28

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Попытки управлять человеком, группой  людей и иными человеческими  общностями нередко встречают сопротивление. В этом случае перед инициатором  управляющего воздействия есть два  пути или попытаться заставить выполнить  навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление), или замаскировать управляющее воздействие так, что бы оно не вызывало возражений адресата (скрытое управление).

Пиар — это технология особого, предельно тонкого влияния на человеческую психику.

Основной психологической особенностью пиар-воздействия является отказ от прямого внушения и убеждения, создание такого контекста, в котором даже «нейтральное» сообщение будет воспринято нужным образом. Пиар «подсказывает» пути движения мысли, по которым обычно и следуют люди.

Актуальность темы скрытого управления общественным мнением связана с тем, что в последнее время появилось множество технологий манипуляции общественным сознанием. Избежать манипуляции по отношению к себе, к семье, к населению страны и т. д. практически невозможно. Однако существуют способы нейтрализовать подобные попытки.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть технологии скрытого управления общественным мнением, а также показать необходимость их изучения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие об общественном мнении и основах его формирования;
  • разобрать манипуляции общественным мнением;
  • изучить  скрытый РR, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире;
  • ознакомиться с формированием общественного мнения через социальные сети.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников.

При написании работы использовались работы авторов, статьи, учебные пособия, интернет ресурсы по теории коммуникации, социальной коммуникации, паблик рилейшнз и психологии.

 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ

1.1. Понятие об общественном мнении и основах его формирования

Общественные отношения как  сфера деятельности и профессия  представляет собой воздействие  на большие массы людей. Часто  говорят, что PR – это управление общественностью или способы влияния на общественность.1

Явление общественного мнения привлекало внимание древних мыслителей, ученых и просветителей разных веков. Устоявшиеся  теории общественного мнения сложились  к середине прошлого столетия. Однако к единому подходу в понимании  данного феномена ученые не пришли.

«…Общественное мнение представляет собой совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового (группового) сознания, оказывающих  влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов, изменений в сфере государственной  власти» (Соловьев В.С.).2

Существенным дополнением к  приведенным определениям будет  следующее уточнение: являясь совокупностью  суждений и оценок, доминирующей тенденцией, общественное мнение представляет собой  динамический процесс, а не «застывшее» образование.

Постоянными, устойчивыми характеристиками общественного мнения являются:

-внутренняя противоречивость и  несбалансированность;

-зависимость от динамики политических  и других изменений;

-относительная устойчивость основных  сформулированных позиций;

-упрощенность оценок.

Можно выделить наиболее важные функции  общественного мнения:

-социализация граждан, включение  их в сферу политических отношений;

-закрепление легитимности определенных  политических сил или групп  влияния;

-обеспечение обратной связи  в системе государственного управления.

Механизмы формирования общественного мнения весьма разнообразны и существенно зависят от способов коммуницирования гражданского общества с властью, уровня институциализации демократии, организованности общественности.

Общественное мнение формируется  разными способами, которые можно  разделить на две группы – стихийные способы и рациональные.3

Стихийные способы – это чаще всего бурная и никем не планируемая реакция на событие, вызвавшее широкий резонанс. Это могут быть и непредвиденные события: катастрофы, террористические акты. Самый красноречивый пример - события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. В мировом общественном мнении произошли серьезные сдвиги как позитивного, так и негативного характера . Но произошли они стихийно, без предварительного планирования.

Общественное мнение формируется  и направляется с помощью определенных технологий (рациональные способы). Их используют политические партии, органы власти, определенные группы влияния, преследующие политические цели. Профессионализация здесь неразрывно связана с рациональными процедурами подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием распространяемой информации и ее доведения до властных структур.

Управление общественными отношениями  – это деятельность, имеющая международное  название pablic relations (PR). 4

Управление общественным мнением (рациональный способ формирования) начинается с важнейшего этапа – изучения общественного мнения. Казалось бы, это функция социологов, владеющих  необходимыми методиками. Исследование как таковое, действительно, является прерогативой социологических центров. Однако каждый РR -специалист должен разбираться в технологиях изучения общественного мнения, чтобы выступить грамотным заказчиком исследования или умело воспользоваться его результатами. Нередко сами РR-специалисты отлично владеют социологическими методами, иногда являются социологами по базовой профессии. Это значительно помогает им в осуществлении РR-проектов.

Можно выделить несколько типов  исследования общественного мнения.5

  1. Социологические исследования. Это широко применяемые в РR методы, целью которых является выяснение мнений и установок целевых групп по поводу определенных проблем или персон. Наиболее распространенные формы: опросы общественного мнения, проблемные исследования, фокус-группы. Важными элементами в их проведении являются: выборка, анкета, интервью и анализ результатов.
  2. Коммуникационный аудит. Применяется в тех случаях, когда выявлена несогласованность между базисным РR-субъектом и целевыми аудиториями, происходят сбои в коммуникациях. Анализируются причины сбоев, идет поиск методов восстановления взаимопонимания и доверия.
  3. Неформальные исследования. К ним относится накопление фактов, публикаций, иных материалов, а также наблюдений по взаимодействию базисного РR-субъекта с целевыми аудиториями. Неформальные методы не требуют непосредственного вмешательства в деятельность объектов исследования.

Среди рациональных можно выделить в отдельную группу эмоциональные способы влияния на общественное мнение. Эмоциональные, чувственные способы и механизмы складываются главным образом на основе межличностной коммуникации. Должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы выкристаллизовалось групповое и тем более массовое мнение. На этот процесс большое влияние оказывают механизмы психологического внушения, заражения.

В рамках данного способа формирования общественного мнения, концентрации общественности вокруг определенных явлений  и идей СМИ стремятся избавиться от противоречивости в изображении  событий, добиться однозначного понимания происходящего. При этом культивируются совершенно конкретные отношения, эмоциональные состояния, шаблоны и стереотипы. В таком случае они нередко используют методы подсознательного стимулирования, когда, внедряя в поток новостей стандартизированные и упрощенные представления, содержащие определенные оценочные ассоциации, стереотипы или стандарты, СМИ вызывают автоматическую положительную или отрицательную реакцию общественности на то или иное событие. Например, к таким закрепленным на подсознательном уровне ассоциациям относятся этнические или социальные предрассудки, провоцирующие ценностное отношение к проблеме «свои-чужие».6 При этом способе формирования общественного мнения высока роль не только лидеров мнений, но и интеллектуальной элиты, но нет гарантий того, что власть будет специально реагировать на высказанные мнения и оценки.

В 1940 г. американские ученые П. Лазарсфельд, Б. Берельски и Г. Годэ выдвинули идею «двухступенчатого порога коммуникации», согласно которой, по их мнению, распространение информации и ее распространение на общественное мнение происходит в два этапа: сначала от СМИ оценки транслируются к неформальным лидерам мнений, а уже от них – к их последователям. При этом авторы идеи выделяли роль «инновационных групп», которые первыми усваивают новые ориентиры и продуцируют их в политической жизни.7

Управление общественным мнением это разновидность информационной технологии. Чтобы чем-то управлять, надо сначала это что-то изучить. Еще лет 100-200 назад этого никто, кроме специальных людей, не знал. Сегодня масса публикаций и примеров на эту тему. Но многие до сих пор считают, что их собственное и мнение других людей формируется само собой.

Существуют специальные организации, которые занимаются изучением общественного мнения, этого никто не скрывает. Но вот управление особенно не афишируется.

Основная цель управления мнением  — убедить человека, что вы действуете в его интересах, поэтому принесете ему выгоду и пользу. Одним из ведущих принципов управления мнением является принцип «согласования интересов» или, как еще говорят, совпадение зон интересов. Чтобы уметь согласовывать интересы, нужно понимать психологическую сущность их образования.

Интересом в психологии называют окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете. Можно  считать интерес одной из личностных потребностей человека. Выделяют шесть  общих условий формирования интереса.8

1. Интерес к тому, что связано  с жизнедеятельностью человека.

2. Интерес к тому, что человек  уже знает на основании своего  жизненного опыта. 

3. Интерес к новым знаниям  и информации, которые дополняют  уже известные. 

4. Интерес, который возникает  и поддерживается неудовлетворенной  потребностью при создании определенных  психологических условий для  осознания этой неудовлетворенной  потребности. 

5. Интерес к тому, что может  вызвать положительные эмоции.

6. Интерес как результат искусственного  формирования путем психологических  воздействий (примеры — реклама,  корпоративные ценности и т.  д.).

Одной из главных сил современности  является управление общественным мнением, которое позволяет манипулировать людьми и контролировать многие процессы.

У каждого человека всегда есть личное мнение (взгляды, убеждения), но общественное мнение формируется всегда только посредством внешнего стимула. Иными словами, с чужой подачи или подсказки.

Основным источником управления общественным мнением до начала периода информационных технологий и всеобщей компьютеризации были телевизор и радио.

Люди были склонны верить всему, что показывают в различных передачах, новостях и формировали свое мнение на основе увиденного или услышанного.

С момента всеобщего доступа  к Интернету большинство людей  уже вообще не интересуются телевизионными событиями, и всю свежую информацию они черпают из нескончаемого информационного океана глобальной сети. Теперь управление общественным мнением осуществляется здесь. Новостные блоки, личные блоги известных персонажей из мира политики, шоу-бизнеса, спорта, кино. Даже обычных людей, которые приобрели популярность благодаря своим заметкам.9

Всевозможные форумы, обсуждающие  насущные вопросы – все это  отражается в сознании людей и  оставляет там свой отпечаток.

Именно поэтому многие маркетологи используют скрытую рекламу, пользуясь услугами известных блоггеров, печатных изданий, а также применяя различные пиар-ходы на форумах.

Эти люди давно уже оценили возможности, которые открывает управление общественным мнением, и поняли, что на него можно воздействовать вполне легко и непринужденно, действуя изнутри.

Но для того чтобы такая деятельность была максимально эффективной необходимо осуществлять постоянный мониторинг. То есть отслеживание тенденций общественного мнения и при необходимости вмешиваться и направлять его в нужное русло. В противном случае управление общественным мнением не возымеет должного результата.

Информация о работе Современные технологии управления общественным мнением