Современные технологии управления общественным мнением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть технологии скрытого управления общественным мнением, а также показать необходимость их изучения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие об общественном мнении и основах его формирования;
разобрать манипуляции общественным мнением;
изучить скрытый РR, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире;
ознакомиться с формированием общественного мнения через социальные сети.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты управления общественным мнением 5
1.1. Понятие об общественном мнении и основах его формирования 5
1.2.Манипуляция общественным мнением 12
2. Современные технологии управления общественным мнением 16
2.1. Скрытый РR, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире 16
2.2. Формирование общественного мнения через социальные сети 20
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

katya курс.docx

— 75.28 Кб (Скачать файл)

Для этого создаются специальные  рабочие группы, которые являются завсегдатаями социальных сетей, всевозможных популярных форумов. Они при необходимости поддерживают разговоры определенной тематики. При этом задают наводящие вопросы, опровергают доводы оппонентов, запускают слухи о конкурентных фирмах. Они ведут подрывные работы или в доверительной беседе в ненавязчивой форме рассказывают о преимуществах определенного товара, продукции или человеке, партии.10

Из вышеизложенного можно сделать  вывод, что вступая в общественные отношения, люди, организации, опираясь на коллективные интересы граждан, формируют  коллективную точку зрения, коллективное общественное мнение. Общественное мнение - это динамическое состояние массового  сознания, отражающее отношение общества к различным событиям, объектам, личностям в конкретном историческом периоде.

Грамотное управление общественным мнением  способно повилять на общественные отношения, и гарантировать достижение конкретной цели, при этом очень важно грамотно продумать как и чем правильнее будет воздействовать на общественность, для достижения именно того результата, достижение которого ставится целью воздействия на общественное мнение.

Управление общественным мнением  занимает ведущее место в системе  управления общественными отношениями. Методологически эта сфера управления обладает специфическими характеристиками и показателями деятельности, специальными процедурами исследования общественного  мнения и методами воздействия на него.

    1. Манипуляция общественным мнением

Манипуляция общественным мнением (синоним «манипуляция массовым сознанием») — один из способов господства и подавления воли граждан путём воздействия на людей через программирование их поведения.11 Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д.12

Самое опасное в манипуляции  общественным мнением заключается  в том, что, как отмечено во всех исследованиях  по этому вопросу, со временем и сами манипуляторы подпадают под действие своих технологий, и их сознание действительно деформируется. Маска  «сумасшедшего с бритвою в  руке» всё сильнее влияет на тип  их мышления. Ещё сильнее это сказывается  на тех, кто учится у этих манипуляторов (манипуляторы второго порядка) —  маска становится их лицом.

Методов манипуляции сознанием  довольно много, но чаще всего применяются  основные девять способов. 13

Использование внушения. Средство массовой информации и, в частности, журналист  должен убедить аудиторию в собственной  компетентности, войти к ней в  доверие, став как бы её альтер-эго, вторым я. Надо ввести публику в так называемое суггестивное состояние — в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает всё на веру, не требуя доказательств. Это реактивное поведение публики — озадаченного стада. На этом методе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».

Перенос частного факта в сферу  общего, в систему.

Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод, который тесно связан с предыдущим.

Метод под названием «нужны трупы», то есть эмоциональное воздействие  на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и  т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование. Это, во-первых, привлекает читателя/слушателя/зрителя, во-вторых, у него в подсознание откладывается мысль вроде «Как же так можно! Это же ужасно!», или, если это ребёнок, вроде «Хочу быть таким же крутым!». Так, под видом безобидных фильмов или информационных заметок в подсознание публики прокрадывается затаившаяся в них идеология.

Метод «страшилок», когда аудиторию  ставят перед выбором меньшего из двух зол. В результате живописного  рассказа всей ужасности большего зла  меньшее зло представляется уже  не как зло, а как очень даже добро.

Замалчивание одних фактов и  выпячивание других.

Метод фрагментации, который заключается  в следующем: информационный поток  разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в  результате чего сознанию аудитории  не удается сформировать правильной и полноценной картины мира. К  тому же, у потребителей информации возникает неспособность сосредоточиться на чём-то одном, неспособность выделить основную мысль всего происходящего.

Многократные повторы или «метод Геббельса». Используя этот метод, необходимо повторять ложь как можно чаще, чтобы публика в неё поверила. Это внушение. На этом же основана вся  реклама, а заодно и многие из броских  новостей бульварных газет.

Создание лже событий, мистификация. В этом случае создаётся событие, которого не было, и выдаётся за факт. Вся жёлтая пресса постоянно занимается этим.

Манипуляция сознанием — это  процесс внушения заведомо ложной информации, предопределяющей дальнейшие поступки человека. При этом под внушением  понимается вторжение в ум человека какой-либо идеи; встреченная большим  или меньшим сопротивлением личности она, наконец, принимается без критики  и выполняется без осуждения, почти автоматично. Но манипуляция  не сводится ко лжи, хотя в манипулятивных техниках ложь присутствует всегда в той или иной форме. Действие без понимания — вот ключевой момент, с которого начинается любая манипуляция.

Думающая аудитория требует  доказательств вместо веры, видит  логические ошибки средств массовой информации, не поддаётся красочным  описаниям ужасных и беспощадных  сущностей с навешенными на них  ярлыками, самостоятельно ищет факты, сопоставляет их с фактами, приводимыми  средствами массовой информации, и  делает должные выводы.

Думающая аудитория — это уже не озадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только думающая аудитория не подвержена манипуляции своим сознанием.14

Таким образом, можно сделать вывод, что манипулирование - это вид  скрытого управления. Манипуляция - это специфический вид психологического воздействия, предполагающий активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения человека. В свою очередь манипулирование может иметь не только эгоистические, но и вполне благородные цели.

 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ

2.1. Скрытый РR, как основная технология борьбы за общественное сознание в современном мире

PR - наука о технологиях управления массовым сознанием.15

Непоименованный, не институциированный, как наука, PR всю историю человечества активно влиял на его существование. Однако, во все времена используя одни и те же рычаги влияния на общественное сознание, PR постоянно менял методику применения традиционных технологий. При знании теории PR, такие технологии обнаруживаются, сравнительно, легко.

PR, как основная технология борьбы за массовое сознание, всегда был скрытым, в ином случае его можно обозначить как агитацию, пропаганду и т.п. то есть как технологии, присущие PR, но, сегодня, уступающие “скрытому PR ” в эффективности.16

Любое событие, в том числе и  специальное, необходимо рассматривать  в контексте всех предшествующих компонентов и всех последующих  результатов. Первым шагом и путеводным лозунгом в подобном исследовании служит вся та же старая римская формула  “кво профит” - кому выгодно.

К характерным признакам скрытого PR можно отнести в первую очередь, скрытое целеполагание, когда достигается не заявленный и не декларируемый результат, который, однако, является главным.

Другой характерной особенностью PR, можно считать множественность целеполагания, предполагающую достижение различных, часто отнесенных далеко от времени специального события, результатов.

Третья черта, - обязательно создание конфликтной, кризисной ситуации. Как, например, оспаривание результатов выборов, где целью является не борьба за справедливость, а перетягивание общества на свою сторону (общественное мнение всегда отстаивает принципы справедливости), и захват власти.

Применяя знания теории PR, скрытый PR легко обнаружить, трудно, но можно сделать его открытым, сделать его объектом гласности и возможно развенчания и осмеяния. Трудность заключается в том, что прибегая к методике скрытого PR, его авторы действуют стремительно, и всегда выигрывают во времени, потому что всякое разъяснение процесс длительный. К сожалению, пока развенчание скрытого PR удел историков. Однако, распознав агрессивный скрытый PR, ему возможно противопоставить различные PR технологии, в частности, по формуле: “лечи подобное подобным”, собственные программы скрытого PR, и др.17

PR – это мощный инструмент, управляющий  вашей репутацией и общественным  мнением. Он также обеспечивает  взаимодействие компании с клиентами,  прессой или общественностью.  В общем PR включает в себя  множество различных мероприятий,  и порой рекламные акции той  или иной компании бывают очень  не стандартны. Стратегия и методы  не претерпевают особых изменений,  однако формы, в которые их  облачают отделы PR, производят всё  большее впечатление. Люди быстро  привыкают и уже не обращают  внимания на то, что ещё 5 лет  назад привело бы их в полный  восторг. Чего не сделаешь в  борьбе за клиента…18 И пиарщики придумывают всё более изощрённые формы. В Интернете одну из форм представляют PR статьи.

Возможности PR статьи трудно переоценить. PR статья может быть направлена как  на целевую аудиторию вашей компании, так и на нецелевую. PR статья может  воздействовать на международную аудиторию. С помощью PR статьи вы можете опровергнуть слухи о вашей компании, изменив отношение людей не только к вам, но и, заметьте, к тому, кто эти слухи распространял. А в большинстве случаев распространителями слухов являются конкуренты. Создание слухов тоже можно отнести к своеобразной PR акции.

Обычно, PR деятельность состоит из четырёх частей:19

- Анализ и постановка задачи;

- Разработка программы;

- Выполнение программы, взаимодействие;

- Оценка результатов;

Все эти этапы называются система RACE (Research – Исследование, Action – Действие, Communication – Общение, Evaluation - Оценка). В соответствии с этой системой и рекомендуется составлять PR статьи. Перед написанием необходимо исследовать целевую аудиторию, к которой будет обращена статья. Следует исследовать общественное мнение и настроения людей. После опубликования статьи обязательно следует оценить результаты и сделать выводы, доработать статью, если это необходимо.

Хорошая PR статья должна отвечать некоторым  требованиям. В ней должна присутствовать атмосфера доверия и читатель должен чувствовать, что вы стоите на службе его интересов. Не стоит дезинформировать читателя – содержание статьи должно соответствовать действительности. Ложь – это отличный шанс для  конкурентов изобличить вас и  подвергнуть вашу репутацию серьёзным  сомнениям. PR статьи должны нести ценную информацию для тех, кому они пишутся. Они должны заинтересовать читателя и основываться на его ценностях. Естественно, PR статья должна быть ясна. Чем проще форма, в которой подаётся материал, тем большее воздействие окажет статья. Следует писать на языке читателя, иначе он просто не поймёт смысл сообщения. Чем сложнее проблема, тем в более простые понятия попытайтесь её вложить. Успех PR статьи во многом зависит от полноты информации. Необходимо в полной мере проинформировать общественность и эта информация, как уже было сказано, должна быть правдивой.

Часто у компаний, занимающихся продажей контента, можно заказать и PR статьи. Выбирая компанию, у которой купить PR статью следует обратить внимание на портфолио и на результативность статей. PR статьи – слишком действенное средство в изменении репутации и общественного мнения, поэтому обращаться с этим средством следует очень осторожно.

PR статья обязана быть в высшей  степени актуальна, иначе она  просто не произведёт никакого  положительного эффекта. Следует всегда помнить, что репутацию намного проще испортить, чем улучшить. Даже незначительный промах в PR очень быстро получит резонанс в общественности и исправить это почти всегда стоит огромных усилий и затрат. Поэтому надо быть осторожными, исследовать, информировать общественность как можно больше, а также стараться быть ярким, оригинальным и неповторимым в PR статьях.

Невольно, прогнозируя будущее  скрытого PR, памятуя, что это управление массовым сознанием, возможно, предположить, что сегодня он находится на золотой вершине, на пике своего успеха. На смену ему идут, уже разработанные и применяемые, технические средства воздействия на общественное сознание. То самое психотропное оружие, наличие которого до самого последнего времени, отрицалось. Сегодня становится обязательным атрибутом спецслужб всех развитых стран мира. А против технических средств PR, как наука гуманитарная, пока, видимых средств борьбы и технологий противостояния не имеет. Однако это не исключает появления технологий противостояния в ближайшем будущем. PR как наука и практика, постоянно развивается, следуя в ногу с вызовами времени, прогнозируя их и часто обгоняя.

Таким образом, PR является неотъемлемой частью эффективного управления любой организованной формы деятельности: государственной, муниципальной, производственной, коммерческой, общественной и т.д., включающей в себя отношения неценовой конкуренции (престиж, авторитет, репутация, доверие, взаимопонимание и т.п.).

Можно сделать вывод, что специалисты  по связям с общественностью, опираясь на социально-психологические и  другие закономерности формирования общественного  мнения и управления им, разрабатывают  программы и ищут способы и  средства тщательного изучения общественного  мнения различных групп, при этом они решают целый ряд задач  и проблем.

Современные PR-технологии стали, по сути, наукой. Наукой управлять человеческим сознанием, в том числе и по средством скрытых технологий. И общество сегодня можно разделить на две категории. С одной стороны те, кто управляет, с другой - те, кем управляют.

2.2. Формирование общественного мнения через социальные сети

Информация о работе Современные технологии управления общественным мнением