Содержание, виды и порядок реализации стратегии диверсификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование влияния процесса диверсификации производства на деятельность и развитие организации.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Определить понятие диверсификации производства;
2. Изучить причины, порядок и пути диверсификации производства;
3. Классифицировать различные виды диверсификации предприятия;
4. Выявить закономерности выбора того или иного пути диверсификации.

Содержание

Введение 3
1. Содержание стратегии диверсификации 5
1. 1. Определение диверсификации, её целесообразность 5
1. 2 . Диверсификация как часть корпоративной стратегии 8
2. Стратегические подходы диверсификации бизнеса 13
2. 1. Причины, порядок и пути реализации диверсификации 13
2. 2. Стратегии укрепления позиций и улучшения работы диверсифицированных компаний 19
2. 3. Диверсификация как условие повышения эффективности 25
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

В случаях, когда ключевые компетенции могут быть широко использованы при производстве различных видов продукции, диверсификация компании открывает новые возможности в сфере НИР. Расширение хозяйственной деятельности в таких случаях может привести к созданию критической массы ресурсов, которая позволит обойти конкурентов.

Аналогичное положение  наблюдается в области рекламы. Существует эмпирически установленная связь между затратами на рекламу и объемом продаж. С ростом затрат на рекламу кривая продаж сначала медленно поднимается, затем круто идет вверх и, наконец, опять переходит в стадию медленного подъема. Поэтому отдача от рекламы в расчете на единицу затрат у мелких предприятий значительно ниже, чем у крупных конкурентов. Возможность улучшить ситуацию и здесь заключается в распределении рекламных расходов по однородным хозяйственным единицам.

Преимущества диверсифицированного предприятия заключаются так же в возможности объединения усилий для достижения единых целей. Успешный результат такого объединения обуславливается действием синергетического эффекта, т.е. когда целое представляет собой нечто большее, нежели сумму частей. Так некоторые крупные корпорации повышают прибыльность своих вновь приобретенных компаний путем совершенствования на них систем руководства и финансового контроля, а также путем реорганизации этих компаний на специализированные по видам деятельности подразделения. В этом случае положительный результат дает совместное использование ресурсов и опыта. Наибольшее значение синергетический эффект имеет место в случае если подразделения находятся в родственных отраслях.

Как правило, начальные  этапы деятельности компании связаны с ее концентрацией на одной отрасли. Обзор западной практики показывает, что многие из наиболее удачливых компаний достигли высокого уровня благосостояния, используя стратегию концентрации, т.е. не выходя за рамки моноотраслевой деятельности. В то же время следует отметить, что среди компаний, использующих эту стратегию, наблюдается наибольшее число банкротств. Это связано с тем, что такая стратегия несет большой уровень риска. Стратегия отраслевой концентрации может быть использована лишь на ранних стадиях жизненного цикла отрасли, т.к. при благоприятных обстоятельствах она может обеспечить наиболее высокие темпы производственного развития или прироста капитала. На последующих стадиях жизненного цикла компании по мере удовлетворения потребности в продукции основного контингента потребителей ей на смену должна прийти стратегия отраслевой диверсификации производственной деятельности.

Диверсификация в рамках определенной группы отраслей позволяет  компании более широко использовать накопленный опыт в сфере маркетинга, производственных технологий и т.п., а, следовательно увеличивать конкурентные преимущества диверсифицируемых подразделений. Кроме того, использование отраслевой диверсификации даже в таких ограниченных рамках позволяет существенно снизить уровень хозяйственных рисков. Однако стратегия диверсификации в рамках определенной группы отраслей эффективна лишь при благоприятном прогнозе конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

Наименее рискованной  является диверсификация в разрезе  различных не связанных между собой групп отраслей. Необходимость использования такой стратегии определяется тем, что для многих крупных и средних компаний, осуществляющих свою деятельность на протяжении длительного периода, традиционно избранные отрасли, сдерживают темпы перспективного развития, получение высокой отдачи от капитала, а иногда вызывают стратегическую уязвимость в конкурентной борьбе. Обеспечить новые возможности развития для таких компаний может диверсификация деятельности в иные альтернативные группы отраслей.

Заключение

Адаптация хозяйствующих  субъектов к новому этапу экономического развития - многофакторный процесс, требующий  использования рыночных методов  организации производства и существенных финансовых затрат. Если на первом этапе  рыночных реформ основным направлением было изменение среды функционирования предприятий, то в настоящий момент в центре внимания находятся вопросы реформирования самих предприятий. Одним из наиболее эффективных вариантов их решения является диверсификация деятельности предприятия.

Диверсификация производства позволяет повысить эффективность  деятельности предприятий, как в  текущий момент времени, так и  на длительную перспективу, уменьшить  количество и величину предпринимательских  рисков, расширить сферы деятельности (в том числе с использованием эффекта синергии), повысить гибкость и скорость реагирования предприятия на изменение рыночной конъюнктуры.

Практика показывает что, несмотря на ряд интересных исследований, в настоящий момент отсутствует  реально используемые на практике отечественные методики оценки эффективности проектов диверсификации, а адаптированные зарубежные аналоги не всегда соответствуют особенностям хозяйственной деятельности отечественных предприятий. Существующие в настоящее время подходы к формированию стратегии диверсификации, оценке эффективности ее проектов, привлечению инвестиций, организационный механизм стимулирования инвестиционной активности не заинтересовывают предприятие в осуществлении диверсификации, в повышении объема накоплений, роста вложений в реальные производственные активы со стороны финансовых структур.

Многие компании имеют  корни в одной отрасли экономики. Даже если они осуществляют диверсификацию в другие отрасли, большая часть  их выручки и доходов будет  иметь своим главным источником первоначальную или основную отрасль. Диверсификация становится привлекательной стратегией, когда с ее помощью компания получает возможности роста прибылей в основном бизнесе.

Существует два подхода  к диверсификации - диверсификация в родственный и неродственный бизнес. Доводы в пользу родственного бизнеса имеют стратегический характер.

Главным доводом в  пользу неродственной диверсификации является утверждение о том, что  любой бизнес, обладающий хорошим  потенциалом получения прибыли  и приобретенный на хороших финансовых условиях, является приемлемым бизнесом для диверсификации. Неродственная диверсификация – это в основном финансовый подход к диверсификации.

Таким образом, в заключении можно отметить, что каждая компания (фирма) выбирает для себя более удобный вид стратегии, исходя из поставленных перед собой целей и в зависимости от желаемого результата. Для одних это может быть стратегия одного бизнеса, для других – одна из стратегий диверсификации. Главное – это достижение эффективной деятельности, ее прибыльность (как материальная, так и духовная (например, при благотворительности)) и достижение поставленных целей и задач.

 

Список литературы

1. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.

2. Бланк  И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: МП "Итем" ЛТД, 2000. - 447 с.

3. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства - СПб: Изд-во "Корвус", 2001 - 224 с.

4. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Юнити; 2000 - 174 с.

5. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика). Учебное пособие, под редакцией В.М. Попова - М: Финансы и статистика, 1999 - 368 с.

6. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.- СПб: Издательство «Питер», 1999.

7. Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления. Учебное пособие - М: Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 1998 - 195 с.

8. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер с англ. под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. - М: 1995 г. 395 с.

9. Томпсон А.А, мл. Стрикленд  А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции  и ситуации: Учебник для вузов.  Пер. с 9-го англ. изд.- М.: ИНФРА-М, 2000.




Информация о работе Содержание, виды и порядок реализации стратегии диверсификации