Содержание и направление развития американской модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрите факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента. Расскажите о вкладе Ф. Тейлора, Э. Мейо, Ф. Ротлисбергера, М. Фоллетта, А. Маслоу, Д. Макгрегора и других в создание американской модели менеджмента стратегическом управлении, его содержании партисипативном управлении. Перечислите формы привлечения рабочих к управлению. Охарактеризуйте современное состояние американского менеджмента. Сделайте выводы.
Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и практики управления

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория  менеджмента (История управленческой мысли)» 

Вариант 6

Тема:

«Содержание и направление  развития американской модели менеджмента»

 

                                Выполнила:

Студент факультета менеджмента и  маркетинга

                                Курс 2

                                                            Личный номер

                                                      Преподаватель:

 

                                              Краснодар 2012

 

Теоретическая часть

 

Рассмотрите факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента. Расскажите о вкладе Ф. Тейлора, Э. Мейо, Ф. Ротлисбергера, М. Фоллетта, А. Маслоу, Д. Макгрегора и других в создание американской модели менеджмента стратегическом управлении, его содержании партисипативном управлении. Перечислите формы привлечения рабочих к управлению. Охарактеризуйте современное состояние американского менеджмента. Сделайте выводы.

Управление как наука, научная дисциплина возникла в США  в начале  XX века. Этому способствовал  целый ряд факторов, среди которых               следует отметить демократичность  страны, трудолюбие граждан,               высокий престиж образования, а  также отсутствие государственного               вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных               догм старого света, а создание монополий  приводило к усложнению               управления ими. В этих условиях возникновение  научного менеджмента               стало ответом на потребности  бизнеса. Основателем научного               менеджмента по праву считается  Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856               - 21.03.1915).

 Другие - это так называемые  “реформаторы труда”, куда входили         умеренно или консервативно настроенные  бизнесмены, промышленники               и политические деятели. Их  внимание - проблемы взаимоотношений               рабочих и работодателей, социокультурного  окружения и условий               труда, различные благотворительные проекты и программы, например,               улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве,               жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и               престарелыми.

Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв.,  в условиях создания крупных  иерархических структур, разделения

1

управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

В 19 веке в США усиливается  роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и  пр.) и становится корпоративной, создаются  механизмы поддержания иерархической  структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым  качествам.

В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого  аппарата. Предприятия – гиганты  испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной  работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами

Основоположником науки  управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации  труда и управленческих отношений  вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Основы системы Ф. Тейлора:

1.   Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

2.   Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;

3.     Обучение и тренировка рабочих;

4.   Сотрудничество администрации и рабочих.

2

Важная характеристика системы  – ее практическая реализация с  помощью определенных средств, или  «техника системы». Применительно к  разработкам Ф. Тейлора она включала:

а) определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

б) подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту  оборудования; планово – распределительным  работам; разрешению конфликтов и дисциплине;

в) введение инструкционных карт;

г) дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)

д) калькуляция затрат на производство.   

Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать  системой, основанной на определенных               научных принципах, должно осуществляться специально разработанными               методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать,               нормировать, стандартизировать не только технику производства, но               и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей               Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост               производительности труда.

Научное управление по Тейлору  сосредотачивалось на работе,               выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его               последователи проанализировали взаимосвязь  между физической               сущностью работы и психологической  сущностью работающих для 

3

установления рабочих  дефиниций. И следовательно, оно  не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и               диапазоны контроля и поручения полномочий.

    Первая попытка  применить психологический анализ  к практическим             задачам производства была предпринята  профессором Гарвардского             университета США Г. Мюнстербергом.  В 20—30-е годы нашего столетия  зародилась школа человеческих  отношений, в центре внимания  которой находится человек.  Возникновение  доктрины «человеческих отношений»  обычно связывают   с именами  американский ученых Э. Мэйо  и Ф.Ротлисбергера, которые известны  своими исследованиями в области социологии   производственных отношений.

Основоположником этой американской школы  стал Элтон  Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о  человеке, а на достижениях научной  психологии.

Для доказательства своих  идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший  впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент  (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в  режимах работы, оплате, организации  питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для  общества, науки. Когда при двенадцатом  по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные  бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый  уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал  возрастать. По мнению Э. Мэйо и его  коллег, важную роль в этом сыграли  моральные и психологические  факторы – личные и групповые.

4

Данная школа положила начало развитию идей о «человеке ворганизации», роли «человеческого фактора» в ней.

Представители этой школы  разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время  широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения  «руководитель – подчиненный»; стиль  руководства; мотивация труда; психологический  климат в коллективе и его улучшение.

Один из важнейших выводов  в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том. что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие»  дисциплины – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе             психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации             людей в организации. К числу  исследователей, уделивших этим проблемам  значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф.  Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно  концепция мотивации развита  видным   представителем школы  психологии и человеческих отношений,  профессором школы менеджмента  Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад  в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание  на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в   организациях.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на  такую организационно-правовую форму  частного предпринимательства, как  корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.  Американские корпорации широко используют в своей деятельности

5

стратегическое управление. Это понятие было введено в  обиход на  стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все    американские    корпорации.

Стратегический менеджмент -  обоснование   и   выбор  перспективных целей развития предприятия  и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей.

Слово «стратегия» произошло  от греческого strategos, «искусство             генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и             ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию             можно определить как генеральную программу действий, выявляющую             приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели  корпорации.

Стратегия формулирует главные  цели и основные пути их достижения таким  образом, что корпорация получает единое направление действий.  Появление   новых целей, как правило, требует  поиска и выработки новых   стратегий.

 Содержание стратегического  управления заключается, во-первых, в             разработке долгосрочной стратегии,  необходимой для победы в             конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в             реальном  масштабе времени. Разработанная  стратегия корпораций, впоследствии  превращается в текущие производственно-хозяйственные  планы,    подлежащие реализации  на практике.

            Концепция стратегического управления  основана на системном и   ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как             «открытая» система. Основой стратегического  управления является системный  и ситуационный анализ внешней  (макроокружение и конкуренты) и  внутренней (научные  исследования  и разработки, кадры и их потенциал,  финансы,             организационная культура и пр.) среды.

            Стратегическое управление требует  создания организационной  

6

стратегической структуры, в состав которой входит отдел   стратегического   развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные   центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных   подразделений фирмы, выпускающих  однотипную продукцию, требующую      идентичных ресурсов и технологий и  имеющую общих конкурентов.

            Количество СХЦ в фирме, как  правило, значительно меньше количества  производственных подразделений.  При создании СХЦ большое значение  имеет правильный выбор области  деятельности. СХЦ отвечают за             своевременную разработку конкурентоспособной  продукции и ее сбыт,    формирование производственной  программы выпуска продукции  по номенклатуре.

Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно  генеральный  директор  или  хозяин  фирмы,  которому могут  помогать  референты  (штаб).  В  противном  случае  ему  придется  в конце  концов  уступить место  другому  лицу,  фактически  выполняющему  данные  функции.

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих  функций:

а)  определение  целей  фирмы  с  учетом  рыночной  ситуации;

б)  определение  средств  достижение  этих  целей;

в)  сегментация,  то  есть  разделение  общей  цели  на  подцели;

г)  разработка  соответствующих  перспективных  планов  и  программ.

Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует  в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия  и  тем  более  индивидуальный  предприниматель  сам выполняет все или большинство  функций. Лишь с увеличением размеров фирмы  появляется  возможность  закрепить  их  за  разными  сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно  различать и 

7

анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны   особые   средства   и   методы   управления,   навыки  и  приемы.

Для того, чтобы наиболее правильно выбрать стратегию  для корпорации необходимо учесть следующие  ее составляющие:

маркетинг,

производство,

   финансы,

работа с персоналом,

а также уровень менеджмента  на предприятии.

 Следует отметить, что знание перечня функциональных областей обеспечивает руководство фирмы еще и полезным инструментом по претворению в жизнь намеченных стратегических изменений.

Информация о работе Содержание и направление развития американской модели менеджмента