Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:32, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является разработка электронного обучающего пособия по дисциплине «Инновационный менеджмент» с использованием средства разработки Macromedia Authorware.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
проанализировать предметную область, выделить основные разделы курса в соответствии с учебным стандартом дисциплины и разработать тестовые и практические задания;
выявить состав и возможности программы Macromedia Authorware;
создать структуру учебного комплекса и наполнить его материалом;

Вложенные файлы: 1 файл

мнеджмент.docx

— 350.84 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Разработка электронного учебного пособия

3.1 Построения структуры  учебника

Идеология разработки интерактивных  обучающих программ во многом близка идеологии создания Web-публикаций. Автор  не знает, кто именно будет использовать результаты его работы, но он обязан четко определить круг потенциальных  пользователей и те цели, которые  преследует публикация. Другими словами, при разработке учебного курса основное внимание следует уделить проектированию структуры учебного материала, и  лишь затем перейти к подбору  адекватных средств и форм его  передачи.

Второе важнейшее условие  создания эффективной обучающей  программы — обеспечение необходимого уровня обратной связи с обучаемым. Именно наличие обратной связи с  возможностью ее анализа отличает систему  обучения от электронной презентации  или информационно-справочной системы.

В соответствии с приведенными выше утверждениями, алгоритм построения учебного курса с помощью Authorware включает следующие основные действия:

Определение общей концепции  курса, его целей и уровня обучен-ности, который должен быть достигнут с  его помощью.

Разработка структуры  курса и представление ее в  виде схемы курса.

Наполнение содержанием  основных страниц (кадров) курса.

Создание дополнительных средств навигации между страницами курса.

Создание подсистемы тестирования.

Публикация курса.

Курс ориентирован на студентов 3-4 курсов и должен обеспечить формирование знаний основных понятий и терминов по данной дисциплине.

Общие параметры

В состав курса входит 8 глав, разделенных на пункты. Кроме того, курс содержит тест после каждой главы, позволяющий оценить начальный  уровень знаний и итоговый тест по всем разделам для определения результатов  обучения.

При запуске Authorware вначале  открывается основное окно приложения, а затем на экран поверх него выводится  диалоговое окно New Project (Создать проект), обеспечивающее доступ к двум мастерам — для создания подсистемы обучения {Application) и для построения подсистемы тестирования {Quiz). Это окно закрываем, щелкнув на кнопке Cancel.

В результате перед нами предстанет окно проектирования, содержащее только вертикальную направляющую, а также  окно Knowledge Objects, которое нам пока не понадобится.

Щелкнем мышью на окне проектирования, чтобы активизировать его. При этом станут доступны все разделы основного  меню приложения, за исключением Control (Управление).

Откроем меню Modify и в каскадном  меню File выберем команду Properties. На экране появится уже знакомое вам диалоговое окно, предназначенное для установки  параметров курса.

На вкладке Playback (Воспроизведение) выполним следующие действия:

в текстовом поле введем заголовок  окна (он же — название курса);

в списке Size (Размер) выберем  пункт Variable (Переменный); этот вариант  обеспечивает возможность динамического  изменения размеров окна просмотра;

поставим флажок Title Bar (Полоса заголовка); он установлен по умолчанию, но лучше проверить это; данный параметр важен не только с точки зрения внешнего вида конечного продукта, но и с точки зрения удобства работы при редактировании курса; дело в  том, что полоса заголовка содержит кнопку закрытия окна, которая зачастую оказывается наиболее удобным средством  выхода из режима просмотра;

убедимся, что остальные  флажки в группе Options сняты.

На вкладке Interaction (Параметры  взаимодействия) нас пока интересуют только параметры, определяющие внешний  вид кнопки, которая создается  с помощью кадра типа Wait Icon. В  дальнейшем для краткости будем  называть эту кнопку кнопкой паузы(Рис. 3.1).

Напомним, что кадр этого  типа позволяет задержать переход  к следующему кадру курса до тех  пор, пока пользователь не щелкнет на кнопке паузы.

По умолчанию кнопка паузы  имеет метку Continue (Продолжить) и по форме аналогична стандартным кнопкам Windows. Чтобы потенциальным пользователям  курса было понятнее предназначение кнопки, заменим исходную метку словом Далее... Для этого необходимо ввести новую метку в текстовом поле Label (Метка); вводимое значение сразу  отображается в области просмотра. Новая метка будет использоваться для всех кнопок паузы в курсе.

Чтобы изменить формат кнопки паузы, требуется щелкнуть на кнопочке, расположенной справа от окна Wait Button и в открывшемся диалоговом окне выбрать подходящий вариант.

Рисунок 3.1. Кнопка паузы

Существенным параметром формата кнопки является шрифт, используемый для вывода метки. Особенно он важен  в том случае, если вы применяете кириллицу. Чтобы избежать неприятных сюрпризов после публикации курса, следует выбрать шрифт, поддерживающий кириллицу (например, Arial Cyr).

Вкладка CMI содержит группу флажков Knowledge Track (Контроль знаний), которые  позволяют указать список действий пользователя, подлежащих регистрации. Накопленные данные впоследствии могут  быть переданы на сервер учебного центра (то есть системе управления обучением).

Для создаваемого нами курса  сохраним вариант, используемый по умолчанию— All Interactions (Все действия),

Закончив установку параметров на всех трех вкладках окна Properties, щелкнем  на кнопке ОК.

Для выполнения некоторых  операций по редактированию курса требуется, чтобы файл курса был предварительно сохранен на диске. Например, это необходимо при вставке в курс библиотечных элементов и предопределенных объектов (поскольку только наличие конкретного  адреса файла позволяет создавать  корректные ссылки на эти элементы).

Для определенности будем  считать, что файл создаваемого курса  сохранен под именем Менеджмент.абр. После сохранения имя файла выводится  в заголовке окна проектирования[20].

3.2 Процесс создания  электронного учебника

Описание данного шага мы начнем с конца. В том смысле, что перед изучением порядка  выполнения соответствующей процедуры  нам предлагается взглянуть на ее результат (Рис. 3.2).

Рисунок 3.2. Схема курса

Вводная часть курса

 

 

Для создания первого кадра (Заставка) необходимо выполнить следующие  действия

Перетащить мышью с  панели кадров в окно проектирования значок кадра Display; Authorware автоматически  поместит его в начало направляющей и назначит имя Untitled.

Заменить имя, назначенное  по умолчанию, на Заставка Щелкнуть дважды на значке созданного кадра; на экране появится пустое окно просмотра.

Импортировать в окно просмотра  требуемый рисунок и скорректировать  его параметры.

Для создания второго кадра (Заголовок) выполним следующие действия:

Закрыть окно просмотра.

Убедится, что в окне проектирования указатель вставки расположен ниже первого кадра.

Перетащить мышью с  панели кадров в окно проектирования значок кадра Display; Authorware автоматически  поместит его на направляющую ниже первого кадра и назначит новому кадру имя Untitled.

Заменить имя, назначенное  по умолчанию, на Заголовок.

Щелкнуть дважды на значке созданного кадра, чтобы открыть  окно просмотра в режиме редактирования.

Ввести текст заголовка  и скорректировать его параметры. Последний пункт мы, разумеется, рассмотрим подробнее.

Чтобы поместить текст  в окно просмотра, необходимо:

На панели инструментов щелкнуть в поле Text.

Щелкнуть левой кнопкой  мыши в окне просмотра (приблизительно там, где должен находиться первый символ заголовка); при этом окне просмотра  появится линия-ограничитель, определяющая положение и размер текстового поля, и текстовый курсор.

Ввести требуемый текст («Менеджмент»).

С помощью элементов управления текстового поля скорректировать его  параметры:

чтобы изменить положение  границ текстового поля (и, соответственно, его размер), необходимо перетащить мышью правый или левый маркер границы (эти маркеры имеют форму  белых квадратиков);

чтобы изменить положение  текста внутри текстового поля, необходимо перетащить мышью правый или левый  маркер форматирования (эти маркеры  имеют форму черных треугольничков).

Чтобы изменить положение  текстового поля в окне просмотра, необходимо:

Выйти из режима ввода текста; для этого следует на панели инструментов щелкнуть в поле Pointer (Указатель).

Установить указатель  мыши в пределах текстовой области  и, нажав левую кнопку мыши, перетащить текст в новую позицию.

Обратим внимание, что, когда  мы открываем окно просмотра кадра  в режиме редактирования (то есть непосредственно  из схемы курса), содержимое предыдущих кадров не отображается. Чтобы выровнять  положение заголовка относительно заставки (относительно содержимого  первого кадра), выполним следующие  действия:

Перейдем в режим воспроизведения  курса, щелкнув кнопку Restart на панели управления;

Щелкнем на панели управления кнопку Pause, чтобы вернуться в  режим редактирования.

Дважды щелкнем мышью  на тексте; он окажется окружен выделяющими  маркерами.

Перетащим текст в новую  позицию.

Чтобы убедиться, что мы все  сделали правильно, воспроизведем  курс с начала, щелкнув кнопку Restart на панели управления.

Создание кадров «Автор»  и «Уч. пособ» идентично созданию кадра «Заголовок». Первый отображает фамилию и инициалы автора, а второй указывает, что это – электронный  обучающий комплекс.

Пятый и шестой кадр {Wait Icon и Erase Icon) весьма тесно связаны друг с другом. Эта пара обеспечивает управляемый пользователем переход  к следующему кадру курса и  применяется в таком сочетании  очень часто.

В рассматриваемом примере  кадр Пауза 1 (девичья фамилия — Wait Icon) создает кнопку паузы. Благодаря  этому кадру содержание, созданное  первыми четырьмя кадрами курса, остается на экране до тех пор, пока обучаемый не щелкнет на кнопке Далее... И тут в дело вступает шестой кадр, который оставляет в окне просмотра  только ту информацию, которая по замыслу  разработчика должна быть перенесена в следующий кадр. Для включения  в курс кнопки паузы выполним следующие  действия:

Активизируем окно проектирования и убедимся, что указатель вставки  расположен ниже значка второго кадра.

Перетащим мышью с панели кадров в окно проектирования значок кадра Wait; Authorware автоматически поместит его на направляющую ниже второго  кадра; в отличие от кадров других типов, кадру Wait имя по умолчанию  не назначается, однако мы можете ввести его сразу после вставки кадра  в схему.

Перейдем в режим воспроизведения  курса, щелкнув кнопку Restart на панели управления;

Щелкнем на панели управления кнопку Pause, чтобы вернуться в  режим редактирования.

Дважды щелкнем мышью  на кнопке; она окажется окружена выделяющими  маркерами.

Перетащим кнопку в новую  позицию.

Чтобы убедиться, что мы все  сделали правильно, воспроизведем  курс с начала, щелкнув кнопку Restart на панели управления.

Если мы, дойдя до последнего кадра, щелкнем на кнопке Далее..., то она просто исчезнет, никак не изменив  представленную в окне просмотра  информацию.

Объясняется это тем, что  кадр Пауза 1 является пока последним  в схеме и Authorware просто некуда дальше идти.

В соответствии с реализуемым  нами проектом, вводная часть курса  должна завершиться удалением заставки. Именно эту функцию выполняет  кадр Уд. заставки.

Для решения поставленной задачи выполним следующие действия:

Активизируем окно проектирования и убедимся, что указатель вставки  расположен ниже значка третьего кадра.

Перетащим мышью с панели кадров в окно проектирования значок кадра Erase; Authorware автоматически поместит на направляющую ниже третьего кадра  и назначит новому кадру имя Untitled; заменим его на Уд. заставки.

Перейдем в режим воспроизведения  курса, щелкнув кнопку Restart на панели управления; по достижении Authorware четвертого кадра на экране появится окно установки  его параметров; если оно полностью  заслонят заставку, переместим окно свойств  так, чтобы была видна хотя бы ее часть.

Щелкнем мышью на заставке; при этом она будет убрана с  экрана.

В окне установки параметров кадра Уд. заставки щелкнем на кнопке ОК [20].

Основная часть курса: Главное Меню и главы

Основная часть курса  состоит из двух разделов: Главное  Меню и восьми глав. Рассмотрим их подробнее.

Структура Главного Меню видна  на рисунке 3.4

В соответствии с реализуемым  проектом, основное меню курса должно обеспечивать переход на информационные разделы курса, на итоговый тест, а  также на кадр завершения работы.

 

Для создания такого меню выполним следующие действия:

Перетащим на направляющую с  панели кадров значок кадра Interaction; поместим его после кадра «Обложка»  и назначим новому кадру имя Главное  Меню.

Перетащим в окно Главное  Меню с панели кадров значок кадра Navigate таким образом, чтобы он оказался справа от значка кадра Главное Меню, и отпустим кнопку мыши; Authorware при  этом выполнит два действия: свяжет новый кадр с кадром Главное Меню и выведет на экран диалоговое окно Response Type (Вид реакции).

В диалоговом окне Response Type установим  переключатель вида реакции в  положение Hot Spot (Горячая зона) и щелкните на кнопке ОК.

Щелкнем дважды на значке кадра Navigate.

В открывшемся окне установки  параметров кадра укажем направление  перехода и название кадра; чтобы  указать направление перехода, выберите соответствующий пункт в списке Page (Страница) (для первого пункта меню—это Глава 1); при этом в поле названия кадра появится надпись Navigate to "Глава 1"; мы можем скорректировать  ее, введя русскоязычный вариант (например, на «Глава 1»); щелкнем на кнопке ОК.

Перетащим в окно Главное  Меню с панели кадров значок кадра Navigate таким образом, чтобы он оказался справа от значка кадра на «Глава1», и отпустим кнопку мыши; Authorware свяжет новый кадр с кадром Выбор, но диалоговое окно Response Type в этом случае не откроет: дело в том, что по умолчанию все  пункты меню получают тот же тип, который  был установлен для первого пункта. Щелкнем дважды на значке нового кадра Navigate и в открывшемся окне установки  параметров кадра укажем направление  перехода и название кадра.

Информация о работе Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины