Сокращение инновационного цикла в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Ускорение темпов научно-технического развития приводит к повышению скорости обновления продукции (услуг) и привыкания потребителей к новинкам, а следовательно, к сокращению жизненных циклов продукции, технологии, спроса, к повышению интенсивности конкурентной борьбы на рынках сбыта предприятий. Опыт развития западных фирм показывает, что важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия в целом и его продукции в частности являются инновации. Для предприятий активизация инновационной деятельности становится не только ключевым фактором успеха в конкуренции, но и условием выживания на рынке. Модернизация технологий, обновление и модификация товарного ассортимента, совершенствование систем организации и управления позволяют отечественным предприятиям адаптировать свою продукцию к требованиям рынка, поддерживать необходимый уровень спроса, сокращать издержки, стабилизировать и улучшать финансово-экономические результаты деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Задачи сокращения инновационного цикла
1.1 Факторы и условия, определяющие государственную политику нововведений
1.2 Опережающие развитие науки и техники
1.3 Взаимосвязь нововведений и текущего производства
Глава 2. Условия сокращения инновационного цикла в практике
2.1 Сокращение инновационного цикла - важный фактор интенсификации общественного производства
2.2 Пути сокращения цикла "исследование-производство"
Глава 3. Методы сокращения инновационного цикла
3.1 Перестройка финансирования научно-технического прогресса
3.2 Социальный фактор сокращения инновационного цикла
3.3 Психологический климат в трудовом коллективе
Глава 4. Сокращение инновационного цикла в конкретном производстве
4.1 Расчет точки безубыточности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кусач Михайленко.docx

— 55.20 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, резервы для  расширения спроса на отечественные  исследования и разработки есть и  сейчас. Но реализация спроса возможна только при существенном повышении  качества отечественных разработок в виде готовых к производству технологий.

 

В-третьих, можно говорить и о конкурентоспособности нашего сектора исследований и разработок на глобальном рынке, прежде всего в  качестве поставщика знаний. В то же время предпринимательский сектор предъявляет спрос в основном на готовые технологии.

 

В экспорте технологий расширяется  доля научных исследований, а в  их импорте - увеличивается доля объектов интеллектуальной собственности (далее - ИС).

 

Таким образом, для России характерным на глобальном рынке  становится профиль поставщика идей (т.е., образно говоря, "интеллектуального  сырья") и потребителя готовых  технологий.

 

Следует коснуться и вопросов фундаментальной науки. Мы имеем  почти двукратный (по отношению к 1998 г. в сопоставимых ценах) рост бюджетных  ассигнований на фундаментальные исследования. Однако количество публикаций российских авторов в ведущих мировых  журналах имеет ярко выраженную тенденцию  к снижению. Иногда приходится сталкиваться с мнением, что показатели "количества публикаций", "цитируемость" не столь важны. Однако, по нашему мнению, рост данных показателей (наряду с другими, о которых речь пойдет ниже) в  сочетании с прозрачностью финансирования деятельности академических институтов - это необходимая предпосылка  к расширению участия российских научных организаций в реализации международных научных программ.

 

В решении системной проблемы важно следовать двум основным принципам.

 

Первый принцип состоит  в концентрации ресурсов федерального бюджета для финансирования НИОКР  на ключевых направлениях, что означает:

 

расширенное воспроизводство  фундаментальных знаний; повышение  уровня "человеческого капитала" - одного из основных конкурентных преимуществ  России;

 

выполнение прикладных разработок по ограниченному числу приоритетных направлений для обеспечения  их конкурентоспособности, включая  повышение капитализации получаемых результатов;

 

создание инновационной  инфраструктуры, обеспечивающей преобразование знаний в рыночный продукт, для реализации национальных приоритетов технологического развития.

 

Второй принцип - использование  механизма частно-государственного партнерства. Предполагается, что часть  прикладных разработок и создание инновационной  инфраструктуры должны осуществляться с участием бизнеса, а технологическая  модернизация - преимущественно самим  бизнесом.

 

Понятно, что глобальная конкурентоспособность  России, основанная на отечественных  технологиях, достижима при концентрации усилий, способствующих удержанию и  развитию позиций там, где мы сегодня  сильны - в создании вооружений, атомной  и космической промышленности, в  информационных технологиях, наноиндустрии, в разработке новых материалов и  некоторых других направлениях. С  этой целью должны быть созданы крупные  федеральные целевые программы  с участием бизнеса. Их задача - использовать потенциал сектора исследований и разработок для эффективной  реализации национальных приоритетов  технологического развития, одновременно превращая этот сектор в производящую отрасль "новой экономики".

 

Стратегия определяет систему  взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам целевых программ, отдельных  проектов и непрограммных мероприятий.

 

В связи с этим выделяются следующие основные задачи:

 

создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, включая условия для его расширенного воспроизводства;

 

создание эффективной  национальной инновационной системы;

 

развитие институтов использования  и защиты прав ИС;

 

модернизация экономики  на основе технологических инноваций.

 

В Стратегии применительно  к каждой задаче предложен комплекс конкретных мер и целевых индикаторов. Остановимся на каждой задаче и перечислим мероприятия, которые, как представляется, являются ключевыми.

 

Решение первой задачи прежде всего должно кардинально повысить результативность и конкурентоспособность  сектора исследований и разработок.

 

В Стратегии отмечена особая роль Российской академии наук (РАН), всего  академического сообщества в определении  приоритетных задач фундаментальных  исследований. Однако, по нашему мнению, ответственность за развитие фундаментальной  науки, обеспечение эффективности  бюджетных расходов должна быть содержательной. Необходимо энергично реализовать принятую Межведомственной комиссией по научной и инновационной политике программу модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки. Прежде всего переход начиная с 2006 г. от управления затратами к управлению результатами в сфере фундаментальной науки.

 

К основным мероприятиям можно  отнести:

 

концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ  российского сектора исследований и разработок на мировом рынке;

 

реформирование научных  организаций и повышение их капитализации, реструктуризацию государственного сектора  исследований и разработок;

 

обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов.

 

Основными результатами реализации данных мер станут:

 

увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки;

 

укрепление престижа российской науки, включая приток молодых кадров в научную сферу;

 

рост бюджетной обеспеченности работников в академическом секторе  науки: в 2008 г. не ниже 750 тыс. руб. в год  на человека (при этом средняя ежемесячная  заработная плата в академическом  секторе должна составлять не менее 30 тыс. руб.). Говоря об этом секторе  науки, следует иметь в виду не только институты РАН, но и другие организации, активные в фундаментальных  исследованиях.

 

Вторая задача - создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие малого и среднего предпринимательства  в инновационной сфере.

 

Важной представляется реализация мер по созданию благоприятных условий  для развития малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры, в первую очередь дальнейшее развитие:

 

финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, в первую очередь "посевных" и  венчурных технологических фондов;

 

технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие  зоны, технопарки, инновационно-технологические  центры, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и т.п.;

 

Со второй тесно связана  и третья задача - развитие институтов использования и защиты прав на ИС.

 

К основным мерам в этой области можно отнести совершенствование  нормативно-правовой базы, в частности  нормативного закрепления рационального  порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности (далее - РНТД), созданные за счет бюджета. При  этом необходимо отметить, что движение в данном направлении уже есть - недавно Правительство РФ утвердило  Положение о закреплении и  передаче хозяйствующим субъектам  прав на РНТД, полученные за счет средств  федерального бюджета. Однако активизация  инновационной деятельности и создание цивилизованного рынка объектов ИС будут возможны только в том  случае, если в нормативные правовые акты различных отраслей будут внесены  согласованные системные изменения  и дополнения, направленные на стимулирование инновационной деятельности.

 

Основными результатами решения  второй и третьей задач станут:

 

повышение патентной активности, капитализация научных результатов;

 

усиление роли малого и  среднего бизнеса в сфере науки  и инноваций;

 

существенное расширение масштабов деятельности фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в  компании высокотехнологичных секторов.

 

Четвертая задача - модернизация экономики на основе технологических  инноваций. С одной стороны, это - технологическая модернизация отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения  глобальной конкурентоспособности  и формирования в перспективе  рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок. Ускоренная модернизация отраслей - императив, необходимо содействовать всем ее формам: развитию корпоративных НИОКР; импорту передовых технологий; заказам российскому специализированному сектору исследований и разработок, прежде всего в рамках частно-государственного партнерства. Необходимо доводить до потенциального потребителя информацию о проводимых исследовательских работах госсектора науки, содействовать участию бизнеса в выборе технологических приоритетов, разрабатывать меры технического регулирования, политику долгосрочных контрактов в рамках государственных закупок, включая оборонный заказ, координировать планы технологической модернизации государственных корпораций.

 

Важнейшее направление - стимулирование спроса в предпринимательском секторе  на инновации. Отнесение на себестоимость  расходов корпораций на НИОКР - одна из мер стимулирования. В связи с  этим актуальны принятые налоговые  новации, вступающие в действие с 2006 г.3 Дальнейшее развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, в том числе на основе передового зарубежного опыта, принципиально  важно.

 

С другой стороны, это - формирование и реализация национальных приоритетов  технологического развития в рамках отраслевых целевых программ технологического профиля. Здесь актуальны: ориентация на рынок, развитая система частно-государственного партнерства, поддержка региональных инновационных кластеров. Поиск  перспективных направлений, в том  числе в рамках апробированного  механизма "мегапроектов", о котором  уже неоднократно докладывало Минобрнауки  России. Сейчас происходит переход  к реализации масштабных инвестиционных проектов4.

 

В рамках проектов (период реализации - три-пять лет) осуществляется полный инновационный цикл. В настоящее  время Миноборнауки России финансирует  девять проектов, шесть из них - c 2003 г., остальные - с конца 2004 г. Объем  бюджетного финансирования составляет 2 760 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 939 млн. руб., за счет внебюджетного  финансирования - 3 310 млн. руб., в том  числе в 2005 г. - 1 172,5 млн. руб.

 

Осуществление предлагаемых мер позволит достичь повышения  инновационной активности в экономике, увеличения удельного веса инновационной  продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции, так  и в ее экспорте.

 

Основой для уточнения  мероприятий действующих ФЦП  технологического профиля и формирования новых целевых технологических  программ могли бы стать две базовые  широкопрофильные технологические  программы:

 

1) Программа развития научно-технологической  базы;

 

2) Программа трансфера  технологий двойного назначения.

 

В отношении Программы  развития научно-технологической базы следует отметить следующее. Начиная  с 2005 г. Министерство реализует новую  редакцию ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 гг. В рамках этой Программы ресурсы  сконцентрированы на шести приоритетных направлениях5, развитие которых направлено на достижение мультипликативного эффекта  в отраслях экономики.

 

Реализация данной программы  позволила добиться следующих качественных результатов:

 

сформирована система  определения приоритетов для  государственной поддержки в  научно-технологической сфере и  обеспечена консолидация средств федерального бюджета на этих направлениях;

 

отработаны механизмы  поддержки инновационных проектов на стадиях инновационного цикла "генерация  знаний - разработка и коммерциализация технологий";

 

создана организационная  система, обеспечивающая согласование интересов государства, частного бизнеса  и науки в реализации приоритетов  технологического развития, включая  существенное привлечение внебюджетных средств (до 50% по комплексным инновационным  проектам).

 

Указанные механизмы и  инструменты целесообразно использовать в разрабатываемой сейчас базовой  программе в сфере науки и  инноваций "Научно-технологическая  база России" на 2007 - 2012 гг., обеспечив  тем самым преемственность и  логическое развитие программ.

 

В то же время при реализации новой программы планируется  обеспечить смещение акцентов по ряду направлений, в том числе:

 

усилить непосредственное участие  бизнеса в конкретизации национальных приоритетов технологического развития и отборе наиболее эффективных научных  организаций для выполнения соответствующих  НИОКР;

 

активно стимулировать устойчивые связи между элементами инновационной  системы, включая интеграцию вузов, малых научных организаций в  систему научно-технических связей;

 

усилить поддержку формирования негосударственных научных организаций, в том числе через развитие технико-внедренческих особых экономических  зон и технопарков.

Информация о работе Сокращение инновационного цикла в условиях рынка