Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:08, лекция
В нашей стране коллективизм на протяжении нескольких десятилетий советской истории идеализировался официальной пропагандой и трактовался как безусловное благо и, напротив, любые проявления индивидуализма осуждались. А вот применительно к кросскультурному менеджменту коллективизм и индивидуализм абсолютно равны.
Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в которой человек воспринимает себя прежде всего как часть группы, а уже затем как отдельную личность. В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место.
В нашей стране коллективизм на протяжении нескольких десятилетий советской истории идеализировался официальной пропагандой и трактовался как безусловное благо и, напротив, любые проявления индивидуализма осуждались. А вот применительно к кросскультурному менеджменту коллективизм и индивидуализм абсолютно равны.
Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в которой человек воспринимает себя прежде всего как часть группы, а уже затем как отдельную личность. В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место.
Характеристики стран с высокой степенью индивидуализма
— Люди откровенно высказывают критические замечания своим коллегам.
— Наем и продвижение по службе связаны только с достоинствами данной личности.
— Управление ориентировано на личность, а не на группу.
— Каждый ориентируется на личный успех и карьеру.
— Общество отличает высокий жизненный уровень. Средний класс составляет солидную прослойку.
— Высокий уровень свободы печати.
В коллективистских культурах система ценностей прямо противоположная. Здесь человека с раннего детства приучают к мысли, что интересы коллектива всегда выше личных, что чувства и стремления индивидуума вторичны по сравнению с общественным благом. Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию. С максимальной степенью индивидуализма — США.
Акцент на индивидуализм обусловливает возникновение целого ряда специфических черт, которые четко прослеживаются в жизни соответствующих обществ. Так, странам с высокой степенью индивидуализма в деловой культуре присущ обычно высокий уровень развития демократии. Здесь критика не воспринимается как личная обида и обычно легко и открыто высказывается и т.п. В обществах с сильными коллективистскими корнями доминируют, как правило, противоположные традиции и подходы.
Восточные общества обычно тяготеют к коллективистской культуре. В Европе к ним относят Испанию, Португалию, Грецию и, как это ни странно, Австрию. К индивидуалистической культуре — северные страны.
Российский коллективизм
Проведенные в последние годы исследования ученых Байкальского учебного комплекса дают, однако, несколько иной результат . Степень индивидуализма у россиян оказывается выше, чем принято считать. Причем в случае успеха в карьерном росте или бизнесе склонность к индивидуализму стремительно растет и вся слава за достигнутое приписывается себе самому. Что же касается коллективизма, то он рельефно проявляется в периоды неудач и экономических потрясений. В этом случае ответственность делегируется другим.
Доминирование индивидуализма или коллективизма в системе ценностей данного общества находит отражение в особенностях воспитания и формирования личности в семье, школе и на работе. Так, например, в коллективистском обществе воспитание в семье обычно ведется в духе "мы". Постоянно подчеркивается приоритетность интересов семьи в сравнении с интересами каждого из ее членов. Напротив, индивидуалистская культура стремится развить личность каждого ее члена, сформировать собственное "я".
Небезынтересен различный подход в коллективистских и индивидуалистских обществах к процессу учебы. В социумах с преобладанием в системе ценностей коллективистских начал обычно считается, что интенсивно учиться надо в молодости. Знания, профессиональная зрелость и т.п. в таких обществах часто являются прерогативой возраста, что затрудняет карьерное продвижение молодежи. В индивидуалистских обществах обычным и распространенным подходом к образованию является утверждение о необходимости учиться всю жизнь. При этом акцент в обучении делается не на теорию и даже не на ее практическое использование, а на умение самостоятельно научиться тому, что требуется в настоящий момент.
Третья ступень горнила социализации, на которую личность переходит после обработки в семье и школе, — это работа. Здесь коллективное программирование ума получает логическое завершение.
Дистанция власти — это степень неравенства в распределении власти в обществе или организации, которая воспринимается членами общества как нормальная и сама собой разумеющаяся. Любое общество объективно тяготеет к дистанции власти, соответствующей традициям национальной культуры вообще и деловой культуры в частности. Особенности, присущие системе ценностей стран с высокой и низкой дистанцией власти, формируются и наиболее четко прослеживаются на трех основных ступенях социализации: в семье, школе, на работе
Культуры с высокой дистанцией власти обычно терпимо относятся к авторитарному стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства в статусе как в формальных, так и в неформальных отношениях.
Характеристики стран с высокой дистанцией власти
— Сотрудники предпочитают открыто не выражать несогласие с мнением начальства.
— Наиболее распространен автократический характер власти.
— Подчиненные ОЖИДАЮТ, когда им скажут, что надо делать.
— Идеальный руководитель либо предельно автократичен, либо выступает в роли своего рода "отца семейства".
— Разрыв в Оплате труда сотрудников МОЖЕТ превышать двадцатикратный уровень.
— Распространено наличие у руководителей привилегий, которое воспринимается как нормальное.
Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Противоположный полюс — Северная Европа, Англия, США. Высокая дистанция власти отмечается в России и странах СНГ.
Так, в странах с высокой дистанцией власти родители воспитывают детей в духе послушания, культивируется уважительное отношение к жизненному опыту старшего поколения. Если возникают расхождения во взглядах, детей заставляют подчиняться воле старших. В странах с низкой дистанцией власти отношения с родителями строятся на основе равенства и взаимного уважения. Проявления самостоятельности у детей, формирование их собственного характера поощряются. В странах с высокой дистанцией власти центральная фигура в школе — учитель. Само обучение носит характер получения максимально полных знаний, комментируемых на основе принятой системы ценностей учителем. Иными словами, педагог — это Учитель с большой буквы, своего рода гуру. А ученикам отводится почетное право "припадать к животворному источнику мудрости", т.е. слушать или, если хотите, внимать словам Учителя. В странах с низкой дистанцией власти полюса меняются местами. В центре всего процесса образования располагается учащийся. Под его нужды разрабатываются и адаптируются программы и предметы. Учитель здесь не кладезь знаний и мудрости, а всего лишь фасилитатор, т.е. человек, облегчающий получение учащимися необходимых знаний и навыков. Сам процесс обучения — не усвоение набора знаний, навыков и жизненной мудрости,, собранных Учителем, а объективный процесс познания, по возможности индивидуализированный и подстроенный под способности и потребности каждого учащегося.
В странах с высокой дистанцией власти идеальный босс — это не просто менеджер, но и мудрый, харизматический лидер с солидным жизненным опытом и серьезными профессиональными знаниями. Подразумевается, что все основные проблемы решаются исключительно при его участии или хотя бы с его ведома. Подчиненным говорят (а они ожидают, что им скажут), что, как и в какой последовательности надо делать. В странах с низкой дистанцией власти отношения на работе строятся иначе. Здесь иерархия не воспринимается как естественное состояние или единственно возможный базовый принцип построения организационной структуры. Иерархия —это всего лишь временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления, повышающее его эффективность. Восприятие иерархии как временного ролевого неравенства обусловливает иной характер взаимоотношений босс — подчиненный. Здесь обычно ничего не приказывают, а советуются с подчиненными и вместе вырабатывают обоюдоприемлемое и Сбалансированное решение.
Мужественность (masculinity) — приверженность таким ценностям, как рекорды, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех и т.п.
Женственность (femininity) — приверженность таким ценностям, как выстраивание ровных отношений, склонность к компромиссам, скромность, забота о ближнем, уют, качество жизни и т.п.
Мужественность не обязательно подразумевает юридическое неравенство полов. Скорее наоборот. В обществах, где господствуют ценности мужественной культуры, мужчины и женщины обычно имеют абсолютно равные права. В этих обществах женщинам часто присуще стремление уравняться с мужчинами в профессиональной деятельности, перенять многие стереотипы традиционно мужского поведения.
Россия — страна с преобладанием мужественной культуры. К странам с мужественной культурой относятся США, Германия, Швейцария, Англия и многие другие страны.Типичной демонстрацией преобладания в культуре черт мужественности является подавляющее большинство голливудских фильмов.
Некоторые социальные характеристики, присущие "мужественным" странам
— Карьера и материальное благополучие являются основными показателями успеха.
— Настоящими мужчинами называют людей амбициозных, решительных и жестких. Настоящий мужчина — это большой комплимент.
— Акцент, даже среди друзей, делается на соревновательность и высокие результаты.
— Фактически люди живут во имя работы. (А не работают для того, чтобы жить.)
— Хороший руководитель должен не советоваться с коллективом, а решать вопросы.
— Основной метод разрешения конфликтов — силовой.
— Женщина — политический деятель или крупный менеджер —редкость.
В обществах, где преобладает женственность, социальные роли мужчин и женщин в большинстве своем совпадают. Характерно, что высокая степень женственности в обществе не исключает возможности существования тендерного неравенства. Примером женственной культуры, сохранившей существенные элементы неравенства между полами, является Япония. В системе ценностей женственных культур доминируют качество жизни, поддержание хороших отношений с окружающими, моральные и этические аспекты и т.п. Ум и благородство ценятся выше силы и скорости. "Большому" предпочитают "уютное". Дом и семейные ценности — важнее успехов на работе. В руководителе уважают умение организовать бесконфликтную групповую работу, добиться консенсуса, разработать справедливую мотивацию и т.д. К наиболее женственным традиционно относят культуры Скандинавских стран, Дании и Голландии.
В рамках четырехфакторной модели культуры Г. Хофстеде фактор избежания неопределенности занимает особое место. Пожалуй, ни в одной другой характеристике культуры способность общества к предпринимательской деятельности не отражается столь отчетливо. В различных деловых культурах люди по-разному воспринимают наличие неопределенности, нестабильности в жизни и бизнесе. Одним деловым культурам свойственно стремление максимально избегать неопределенности.
Избежание неопределенности — это степень социальной нестабильности и двусмысленности, которую в данной культуре воспринимают как нормальную и при которой члены общества чувствуют себя комфортно. Избежание неопределенности не надо путать с избежанием риска. Риск связан со страхом, а неопределенность — с тревогой. Риск обусловлен конкретным событием. Неопределенность и тревога могут не иметь объекта.
В качестве одного из путей ограничения неопределенности люди используют разработку подробных законов, правил поведения и инструкций на все случаи жизни. Серьезная зарегулированность общественной и экономической жизни —один из показателей того, что для данной национальной культуры присуща высокая степень избежания неопределенности. Здесь обычно считается, что все, что не разрешено, то запрещено и незаконно, и вместе с тем, что характерно, распространены повсеместное нарушение законов и общий правовой нигилизм. Неисполнение (нарушение) многочисленных законов и подзаконных актов обычно не только не осуждается общественной моралью, но и пользуется поддержкой большинства населения. На другом полюсе находятся культуры с низкой степенью избежания неопределенности. Здесь исходят из того, что всего предугадать нельзя. Детальным контрактам предпочитают рамочные договоренности с возможностью корректировки по ходу дела. Все, что не запрещено, здесь считается разрешенным.
К странам с низкой степенью избежания неопределенности относятся Англия, Скандинавские страны (кроме Финляндии), Дания, США. К странам с высокой степенью избежания неопределенности — Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария, страны Южной и Западной Европы.
Социальные характеристики стран с высокой степенью избежания неопределенности
— Жители обычно негативно настроены по отношению к структурам власти.
— Часты проявления национализма, распространено раздражение по отношению к национальным меньшинствам.
— Большинство населения с недоверием относится к молодежи.
Информация о работе Соотношение индивидуализма и коллективизма