Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:21, курсовая работа
Особенности труда как объекта исследования и изучения , состоят в том, что, во-первых, труд - это разумная деятельность человека по формированию благ и услуг, которая должна быть результативна, рациональна, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности индивида и общества в целом, фактором функционирование каждой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда создаётся система социально-трудовых отношений, которые собирают стержень социальных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.
- основных характеристик социально-трудовых отношений (основных правовых рамок, общеэкономических условий, структуры и развития внешнего рынка труда, социокультурной среды, основных технических параметров продукции и оборудования);
- стратегии развития организации;
- системы рабочих мест на предприятии (построения работ, нормирования, определения содержания работы, рабочего времени и условий труда и др.);
- кадровой политики организации (планирования и привлечения персонала, заполнения рабочих мест, оценки работы, квалификационного роста, оплаты труда, мотивации, социальных льгот, компенсационных выплат, участия в прибылях, в капитале);
- трудового поведения (установок, мотивов, групповых и индивидуальных норм трудового поведения, конфликтности, профессиональной социализации).
Важным фактором, определяющим характер социально-трудовых отношений на предприятии (в организации), является стадия (жизненный цикл) его развития. Если на стадии зарождения предприятия социально-трудовые отношения часто носят неформальный, размытый характер, то по мере развития организации (на стадиях функционального и контролируемого роста) эти отношения формализуются, в них формируется все большее количество отдельных элементов, вырабатывается система социально-трудовых отношений, постепенно преобразующаяся в определенную организационную культуру. При этом социально-трудовые отношения являются объектом долгосрочного планирования, междисциплинарного сотрудничества, элементом стратегии организации. Здесь главной задачей является развитие человеческих ресурсов.
В процессе развития человеческих ресурсов и формирования новой системы социально-трудовых отношений должны быть включены элементы общественного регулирования, что позволит уменьшить издержки, неизбежные при такого рода крупных общественных преобразованиях.
Общественное регулирование
- формирование и освоение всеми субъектами социально-трудовых отношений единой системы понятий, усвоение одного языка общения в целях взаимопонимания;
- идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон;
- формирование системы показателей, отражающих процессы взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений и соответственно определение источников информации;
- исследования достижений других стран в этой сфере, обобщение и оценку эффективного, негативного, проблемного опыта.
В ходе производственной практики было произведено анкетирование работников.
Исследование проводилось в трудовом коллективе предприятия. В исследовании приняли участие 40 сотрудников. Из них 25 мужчины и 15 женщин. Возрастной состав членов коллектива: от 30 до 55 лет. Образование: среднее специальное и высшее.
Анкетирование проводилось анонимное.
Первый вопрос: «Устраивает ли вас ваш трудовой коллектив?» на что 79% ответили утвердительно, 21% – отрицательно.
Рисунок 3 – Результаты ответов на вопрос «Устраивает ли вас ваш трудовой коллектив?»
Это говорит о том, что в целом, сотрудникам комфортно работать в данном коллективе: их устраивает психологический климат, отношения с администрацией, эффективность работы коллектива.
Второй вопрос: «Довольны ли вы вашим рабочим местом?» на что 71% ответили утвердительно, 15% – отрицательно, а 14% – воздержались от ответа.
Рисунок 4 – Результаты ответов на вопрос «Довольны ли вы вашим рабочим местом?»
Из чего можно сделать вывод о том, что большинство работников довольны своим рабочим местом.
Третий вопрос: «Устраивает ли вас ваше руководство?» на что 70% ответили положительно, всего 10% отрицательно и 20% воздержались.
Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос «Устраивает ли вас ваше руководство?»
Это показывает, что все-таки работники довольны руководством. Но есть и определенные проблемы. Например, такие как доверие, работоспособность руководства, уважение подчиненных.
Четвертый вопрос: «Устраивает ли вас ваша заработная плата?» на что 65% ответили утвердительно, 5% отрицательно и 30% воздержались от ответа.
Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос «Устраивает ли вас ваша заработная плата?»
Данный результат говорит о том, что большинство сотрудников не устраивает уровень заработной платы.
Пятый вопрос: «Удовлетворяют ли вас социальные гарантии на производстве?» на который 80% ответили утвердительно, 10% ответили отрицательно и 10% воздержались от ответа.
Рисунок 6 – Результаты ответов на вопрос «Удовлетворяют ли вас социальные гарантии на производстве?»
Это показывает, что работников удовлетворяют социальные гарантии на данном предприятии.
3.2 Социальное партнерство
Социальное партнерство
- особый тип социально-трудовых отношений,
присущий рыночному обществу, обеспечивающий
оптимальный баланс реализации оптимальных
интересов различных социальных
групп, в первую очередь наемных
работников и работодателей. Система
социального партнерства
Основные принципы социального партнерства: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и отношений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
В качестве субъектов (сторон)
социального партнерства
Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:
- от имени работников
- профессиональные союзы и иные
уполномоченные работниками
- от имени работодателя на уровне организации - руководитель органи-зации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя либо уполномоченные им лица; на национальном, отраслевом и территориальном уровнях - представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями;
- от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней.
Практика партнерских
Социальное партнерство
Соглашение - это правовой акт, устанавливающий
общие принципы регулирования социально-
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.
Генеральные соглашения устанавливают
общие принципы проведения экономической
политики субъектами, их подписавшими.
Национальные (государственные) генеральные
соглашения являются трехсторонними и
заключаются между
Отраслевые (тарифные) соглашения определяют
направления социально-
Данные соглашения включают правовые нормы, регулирующие содержание, начало и завершение трудовых отношений, действующие в обязательном порядке между сторонами, связанными тарифным соглашением, а также права и обязанности сторон, отклонения возможны только в пользу трудящихся. Отказ от имеющихся тарифных прав возможен только с одобрения сторон, заключивших тарифное соглашение.
Предметом тарифных соглашений могут быть все условия труда, как материальные, так и нематериальные, например заработная плата, продолжительность рабочей недели, предоставление отпуска, а также и другие права и обязанности в рамках трудовых отношений.
Примерная структура тарифного соглашения следующая:
1. Сфера действия.
2. Прием на работу и испытательный срок.
3. Рабочее время, режим работы, рабочее место.
4. Увольнение и договор об аннулировании трудового соглашения (форма увольнения, освобождение от работы для поиска нового места, сроки увольнения).
5. Отпуск.
6. Социальная защита.
7. Рабочее время.
8. Изменение режима работы.
9. Надбавки к заработной плате при изменении условий труда.
10. Выплаты заработной платы.
11. Правила оплаты времени болезни.
12. Простои, освобождение от работы с сохранением заработной платы.
13. Претензии по поводу условий и оплаты труда.
14. Оплата командировочных.
15. Ответственность за качество и урегулирование вопросов, связанных с появлением брака.
16. Методы оценки произведенной работы.
17. Урегулирование спорных вопросов.
18. Прочие положения.
19. Вступление соглашения в силу, прекращение действия соглашения
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
3.3 Разрешение коллективных трудовых споров
Наряду с главой 61 Трудового кодекса РФ, рассмотрению коллективных трудовых споров посвящен также Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Под коллективным трудовым спором, в
соответствии с действующим
Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 ТК РФ своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
Наряду с вышеназванными законодательно закреплены следующие понятия: Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже; Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им;
Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Информация о работе Социально-трудовые отношения и их регулирование