Социотехническая система как основа построения современных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Концепция социотехнических систем была разработана сотрудниками Тавистокского Института (Лондон) во главе с Э. Тристом в результате ряда исследований, проведенных на угледобывающих предприятиях Великобритании. В дальнейшем применение социотехнической модели проектирования работы в Норвежской морской компании, на ряде предприятий General Motors, Procter & Gamble, Volvo, Saab позволило существенно повысить производительность и качество продукции, свести к минимуму отрицательные моменты, связанные с использованием технологии, в основном с использованием конвейера.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие социотехнической системы…………………………………………6
2.Социотехническая система как основа построения современных компаний.
……………………………………………………………………………………8
2.1. Особенности управления социотехническими системами в современных условиях……………...…………………………………..……………………....8
2.2. Организация труда как социотехническая система..……………………14
2.3. Организационно-психологические изменения деятельности человека в информационно-техническом мире……………………………………………17
2.4. Информационная деятельность и ее влияние на характер деятельности человека в информационно-техническом мире………………………………..24
Заключение…………………………………………………………….…….…...28
Список литературы…………………………………………………………...….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 55.60 Кб (Скачать файл)

2.1.Особенности управления социотехническими системами в современных условиях.

Cовременную организацию (фирму, предприятие) принято считать социотехнической системой, объединяющей технологическую сущность и кадровое обеспечение, и нацеленной на осуществление определенной общественнополезной миссии.

Что же такое организация?

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации. Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Все возрастающий интерес, проявляемый специалистами по общественным наукам к исследованию предприятия, свидетельствует о значении социальных и культурных норм в развитии организации.

Организация – это:

1. Внутреняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением.

2. Совокупность процессов  или действий, ведущих к образованию  и совершенствованию взаимосвязей  между частями целого.

3. Объединение людей, совместно  реализующих некоторую программу  или цель и действующих на  основе определенных процедур  и правил (социальная организация).

В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Однако все организации обладают некоторыми общими элементами. Организации - это 1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы; 2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща) и 3) их действия целенаправлены (люди имеют цель, намерение).

Одной из важных структур организации является социальная организация. Ее можно определить так: “Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении”.

Человеческие (социальные) организации имеют многообразные формы: военные организации, предпринимательские и политические организации, добровольные ассоциации и другие формы организации общественной деятельности.

Во взаимоотношениях людей внутри организации существует иерархия (гр.-священная власть) - принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему.

Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях иерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования системы, информация, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.

Под управлением организацией подразумевается наличие как минимум двух сторон – управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны субъекта и ее восприятии со стороны объекта. При невосприятии последним данной ему команды процесс управления считается несостоявшимся.

Как известно, для успешного выполнения цели организации создается структура управления, в соответствии с которой производится разделение труда – вертикальное и горизонтальное (формирование функциональных и отраслевых подразделений). Известно также, что из множества видов управления, начиная с управления неживой природой, биологическими системами до управления в обществе, т.е. социальной системой, наибольшей сложностью и, следовательно, неопределенностью характеризуется социальное управление, или управление материальными и человеческими ресурсами.

Вторая половина ХХ столетия характеризуется резким повышением уровня индустриализации экономики, ее интеллектуализованности, что требует изыскания новых форм и средств мотивации человеческих ресурсов. Разумеется, появление высокоинтеллектуальной экономики повлекло за собой необходимость подготовки соответствующего высококвалифицированного персонала. Таким образом, разница в интеллектуальном уровне и, следовательно, в уровне вознаграждения между "верхами" и "низами" постепенно сужается.

И в методах управления происходит переход от административных к более интеллектуальным методам, предусматривающим возможность обратного влияния подчиненного на руководителя путем возможного отказа со стороны подчиненного выполнять задания, по каким-то причинам его не устраивающие. Иными словами, складывается новая ситуация во взаимоотношениях между подчиненным и руководителем, требующая от последнего создания обратной связи и усиления внимания к качеству принимаемых решений, их приемлемости для подчиненных.

В настоящее время становится все очевиднее, что во всех "суверенизирующихся" странах процессу радикального преобразования государственной и социально-экономической сущности не предшествовало основательное осмысление и обоснование стратегического направления развития. Принимаемые меры и пути их реализации по сути дела носили случайный характер, исходя из условия удовлетворения текущих потребностей, что и привело к выходу на арену лидеров без четко выработанной стратегической ориентации.

Социотехническая система – важнейший саморегулирующийся и саморазвивающийся механизм, в котором обеспечение устойчивого человеческого развития зависит от множества внешних и внутренних факторов. Поэтому такая макросистема не может существовать без резервных стратегических подсистем для противостояния возможным негативным воздействиям внутренней и внешней среды.

При развитии социотехнических систем возможно такое состояние, когда факторы внутренней и внешней среды действуют в негативном направлении, приводя к выходу из строя или сбою в работе подсистем жизнеобеспечения, вследствие чего наступает этап всеобщего разлада системы, системный кризис. Свидетелями такого системного кризиса, выхода системы из управляемости мы являемся почти во всех суверенизирующихся странах СНГ.

Возвращение "взбунтовавшейся" социотехнической системы в прежнее управляемое состояние требует определения причин потери управляемости как в экономике, так и в обществе, восстановления деятельности, нормального функционирования подсистемы жизнеобеспечения, устранения вредно воздействующих факторов внутренней и внешней среды. Сказанное представляется архисложной и вместе с тем крайне необходимой работой, требующей последовательных и целенаправленных усилий всего общества. Именно такого рода тяжелейшую работу приходится выполнять новому управляющему "верху" и всему народу в нынешних условиях.

Очевидно, что успех в указанной области всецело зависит от четко выработанной стратегической цели, воспринимаемой всем обществом. Наряду с колоссальными трудностями разработки именно такой стратегической цели велика опасность впадания в ненужные крайности, в объятия ложных целей, навязываемых обществу извне, в особенности в обществе с относительно невысокой культурой и моральными устоями. В этих случаях возможно появление псевдолидеров, псевдоцелей, таких, как стремление к мировому господству (со стороны сильных мира сего), сверхнационализму и самоизоляции (со стороны немногочисленных народов).

Очевидно также, что общество не может долгое время жить, исходя из ложной цели. Оно рано или поздно низвергнет вчерашних кумиров и лидеров.

Как было отмечено выше, эффективность управления будет определяться отношением достигнутого результата к затраченным на это усилиям. Следовательно, чем больше достигнутый результат и чем меньше затраченное на достижение этого результата усилие, тем выше эффективность управления. В то же время в нынешних условиях нередки случаи, когда для характеристики руководителя любого ранга (в особенности "нестреляного") в числе отличительных особенностей его деятельности отмечают колоссальную работоспособность. При этом забывают о том, что в результате такого "титанического" труда руководитель увеличивает только затраченную энергию, т.е. знаменатель дроби, отражающей эффективность управления. Разумеется, что сказанное приводит к снижению эффективности управления тем резче, чем меньше получающийся положительный результат.

 

2.2.Организация труда как социотехническая система.

Организация труда с полным основанием может рассматриваться как особый вид деятельности направленной на решение общественно необходимых задач по регулированию и контролю социально-экономических процессов в сфере функционирования живого труда.

Результатом этой деятельности является конкретная система организации труда, включающая вышеназванные элементы, образующие ее с учетом особенностей звена производства и управления (цех, предприятие, фирма, акционерное общество), но независимо от отрасли (промышленность, строительство, транспорт, торговля, бытовое обслуживание и др.).

Рыночная экономика предполагает использование в сфере хозяйствования совокупности рациональных методов и организационных рычагов управления предприятием (фирмой), включая и социально-экономический механизм организации труда.

Современный зарубежный опыт показывает, что более высоких результатов в области качества продукции и производительности труда добиваются предприятия, на которых организация труда рассматривается как социотехническая система, основанная на тесном взаимодействии двух подсистем — технической и социальной.

В технической подсистеме особое значение придается повышению роли организации труда в более эффективном использовании технологии и оборудования, совершенствованию общей организации производства, компоновке и оснащению рабочих мест, использованию производственных площадей, применению современных средств связи и транспорта, механизации и автоматизации процессов обслуживания производства. Социальная подсистема призвана обеспечить эффективное функционирование технической подсистемы. Она включает управление персоналом, подбор, обучение и продвижение кадров, распределение функций и ответственности между участниками производства, применение более эффективных систем оплаты труда, планирование и др.

Взаимодействие указанных подсистем обеспечивается тем, что социальные элементы включаются в общую систему организации труда в соответствии с потребностями технической подсистемы, а последняя предполагает наилучшее использование человеческих ресурсов. Важнейшими элементами социальной подсистемы являются обеспечение высокой технической квалификации и способность работников к обучению, наличие у них опыта общения и готовность к сотрудничеству, создание заинтересованности в конкретной работе при конкурентном отборе кандидатов на занятие рабочих мест. При этом особо учитывается владение работниками несколькими смежными специальностями и более высокой квалификацией. Наконец, в социальной системе при групповой организации работы важное значение придается обеспечению тесного взаимодействия различных групп в составе персонала и формированию благоприятного психологического климата в рабочих группах, сокращению текучести кадров.

В отечественной практике совершенствование организации труда как социотехнической системы являлось целью широко известного движения за внедрение научной организации труда (НОТ). Начавшаяся в нашей стране еще в 20-х гг. активная разработка вопросов научной организации труда знала периоды значительного подъема и спада, затем опять подъема, как это было в 60—70-х гг.. Она отражала объективные требования научно-технического и социально-экономического прогресса. Накопленный за многие годы опыт «нотовского» движения важен для решения задач совершенствования организации труда и в современных условиях. Он показывает, что НОТ остается необходимым средством сближения уровня развития техники и уровня организации труда, важной предпосылкой повышения производительности труда, создания более благоприятных производственных условий, обогащения содержания труда, развития и широкого применения творческих способностей работников.

Анализ имевших место различных подходов к определению понятия научной организации труда позволяет рассматривать НОТ как систему постоянного и планомерного совершенствования трудовых процессов во всех звеньях производства и управления, взаимодействия между людьми в процессе совместной работы, улучшения условий и повышения культуры труда на основе достижений науки и передовой практики в нашей стране и за рубежом.

Так, исследования в области психологии, направленные на совершенствование трудовой деятельности людей, улучшение условий труда, требований человека к организации рабочих мест и техническим средствам, мотивационного отношения их к выбору профессии и производственному обучению, а также на совершенствование личных качеств и способностей работников, позволяют выработать рекомендации, необходимые для определения вида трудовой деятельности (профориентации) и пригодности человека к данному виду труда (профотбора), для организации профконсультационной работы, налаживания оптимального социально-психологического климата и др.

Информация о работе Социотехническая система как основа построения современных компаний