Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:01, курсовая работа
Концепция социотехнических систем была разработана сотрудниками Тавистокского Института (Лондон) во главе с Э. Тристом в результате ряда исследований, проведенных на угледобывающих предприятиях Великобритании. В дальнейшем применение социотехнической модели проектирования работы в Норвежской морской компании, на ряде предприятий General Motors, Procter & Gamble, Volvo, Saab позволило существенно повысить производительность и качество продукции, свести к минимуму отрицательные моменты, связанные с использованием технологии, в основном с использованием конвейера.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие социотехнической системы…………………………………………6
2.Социотехническая система как основа построения современных компаний.
……………………………………………………………………………………8
2.1. Особенности управления социотехническими системами в современных условиях……………...…………………………………..……………………....8
2.2. Организация труда как социотехническая система..……………………14
2.3. Организационно-психологические изменения деятельности человека в информационно-техническом мире……………………………………………17
2.4. Информационная деятельность и ее влияние на характер деятельности человека в информационно-техническом мире………………………………..24
Заключение…………………………………………………………….…….…...28
Список литературы…………………………………………………………...….30
Процесс создания
Это указывает на важность и необходимость рассмотрения особенностей информационной деятельности как ключевой формы саморазвития интеллектуальной работы человека в информационно-техническом мире.
2.4.Информационная деятельность и ее влияние на характер деятельности человека в информационно-техническом мире.
Информационная деятельность в настоящее время играет ключевую роль в функционировании любой социальной системы как единого целого и это придает ей особый статус среди различных форм жизнеобеспечения человека и его социальной сущности.
В известной степени информационная деятельность является всеобщей и находит свои проявления во всех сферах и на всех уровнях человеческого общежития. Она опосредует собой любой акт коммуникации и участвует в воспроизводстве или изменении сложившего типа социальных связей.
Отметим универсальность информационной деятельности. Универсальность информационной деятельности позволяет рассматривать ее исторические формы как способы трансформации разнообразия индивидуальных человеческих представлений, восприятий и ощущений в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения. Тем самым информационная деятельность является одним из моментов трансляции человеческой культуры, которая поддерживает порядок функционирования и сохраняет устойчивость социальных систем.
С другой стороны, обособление
информационной деятельности в
качестве экономически
Функция информационной деятельности как средства обратной связи между властью и культурой фактически формирует и очерчивает границы менталитета общества и определяет его возможности в практических оценках социальной действительности.
Такое понимание социальной направленности информационной деятельности делает очевидной ее роль в обеспечении и поддержании свободы развития сознания и самосознания человека и общества при сохранении в нем четких границ, форм и методов социального контроля.
В современных условиях происходит расширение функционального диапазона информационной деятельности на основе организационно-психологических особенностей деятельности человека в информационно-техническом мире.
Внедрение информационных технологий, а также развитие средств вычислительной техники и информатики позволяет автоматизировать отдельные процессы информационной деятельности. Информационные технологии в рамках управления определяются комплектованием банков и баз данных, а также экспертных систем, которые обеспечивают разработку вариантов решений в автоматизированном или автоматическом режиме. Создание потока информации в автоматическом режиме может рассматриваться как фактор поддержки эксплуатационного потенциала имеющихся ресурсов и получения выгоды за счет применения информационных технологий для обеспечения режима опережения событий, прорывов во времени и эффектов генерирования фактов, знаний, идей и мнений. Это составляет вызов информатизации и определяет его особенности как социокультурного явления, в котором техника специфицирована в качестве “alter ego” интеллектуальной деятельности человека и функционирует как база элементов, замещающая аналитические начала его разумной сущности.
Информация и ее потоки, формируемые в результате социального обособления, спецификации и социотехнического обеспечения информационной деятельности в настоящее момент может рассматриваться в качестве исторического и социального феномена.
Информационная деятельность имеет длительный период развития, первоначально воплощаясь в деятельности журналистов, переводчиков, агентов частных и государственных спецслужб, консультантов дипломатических и юридических служб, адвокатских бюро и т.д. Бурное развитие промышленности, обеспечивающее крупный товарооборот, породило развитие таких видов информационной деятельности как коммивояжер и комиссионер, маклер, брокер, специалист по рекламе и т.д.
Развитие науки и научного знания, а также их прерогативы в обеспечении рациональности принятия управленческих решений поставило в главу угла новую специализацию информационной деятельности, трудно поддающуюся однозначному именованию. Ученый, научный работник, специалист в определенной области научного знания, научный консультант - все эти спецификации научной работы образованы по основанию целесообразности подачи информационных материалов в режиме текущих задач управления развитием. Таким образом, неоднородность информационной деятельности в сфере науки предопределена историческим развитием разделения труда внутри самой науки.
В настоящее время, в связи с возможностями технического обеспечения управления процессами человеческой деятельности, информационная деятельность перерастает свои прежние границы и становится основой социальной организации современного общества, способствующей превращению постиндустриальной фазы его развития в фазу информационную. Это приводит к возникновению принципиально новых ситуаций в познании и практической деятельности человека, а также оказывает влияние на конфигурацию социальной структуры, формы занятости, системы ценностей и т.д.
В контексте управления
результирующей информационной
деятельности может стать
Информационная деятельность,
в конечном итоге, является средством
сознательной оценки порядка
и значимости отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спектр оценок, высказываемых в ходе обсуждения проблем человека и форм его существования в информационно-техническом мире, возникающих в процессе наращивания его социотехнического и технико-экономического потенциала, достаточно велик. Однако, основные трудности в распознавании характера их становления и особенности культурных смыслов, связаны прежде всего, с неясностью социокультурных перспектив развития самого информационно-технического мира. Возникают эти трудности по мере осознания глобальности результатов внедрения в практику жизнедеятельности человека технических феноменов информационной революции, основанных на достижениях современной электроники и информатики, формировании компьютерных сетей и телекоммуникаций.
Вовлечение в автономный процесс их развития традиционных систем деятельностей и процессов социального общения порождает множественность социальных экспликаций электронной техники, обретающих свой смысл и значение в контексте новых форм жизнедеятельности человека. Поэтому анализ изменений практики человеческой деятельности под влиянием информационно-коммуникативных технологий становится первым шагом на пути решения проблем человеческого существования в информационно-техническом мире.
В данной работе мы проследили изменения традиционных нормативных структур, регулирующих процессы развития систем деятельностей современного человека. С нашей точки зрения, именно они подвергаются наиболее серьезной нагрузке со стороны социотехнических феноменов и эффектов информационной революции. Так, компьютеризация, медиатизация и интеллектуализация основных сфер жизнедеятельности современного общества становятся действенными факторами развития организационно-психологической трансформации человеческой деятельности. Не менее серьезной трансформации подвергаются также принципы социальной стратификации, характер социальной мобильности, формы занятости, т.д.
Важным, и, возможно, ключевым
моментом, вокруг которого формируются
новые формы социальных
Этих иллюстраций достаточно чтобы осознать, что адаптация традиционной культуры и ее основных нормативных систем к условиям функционального развития информационного общества настоятельно требует своего исследования и последовательности в изучении социокультурных аспектов трансформации индустриального общества в постиндустриальный тип развития.
Экономические аспекты социальных экспликаций информационно-вычислительной техники являются условием изменения традиционных моделей социальной организации, расширения процессов деловой и ускорения социальной коммуникации, формирования рынков информации в различных областях знаний. Процессы информатизации общества формируют не просто иной уровень технической оснащенности различных систем деятельностей, но принципиально меняют роль и место информации и знаний в развитии систем деятельности и характере социальной коммуникации, что значительно расширяет смыслы и значения приложений информатизации в действительности социокультурных взаимодействий современного общества. Это меняет социальный и культурный облик общества и требует соответствующего социально-философского осмысления информатизации как движущей силы трансформации индустриального общества в постиндустриальный тип развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Емельянов Г.В., Стрельцов
А.А.. Основные проблемы обеспечения
безопасности информационного
2. Жданов Г.Б. Плюсы и
минусы тотальной
3. Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М. УРСС. 2007
4. Носов Н.А. Виртуальные и компьютерные технологии и культура. "Высокие технологии и современная цивилизация". Материалы конференции. М., 2006
5. Попова Т.Е. "Развитие высоких технологий в России". В сб.: "История науки и техники: проблемы и перспективы". М., 2005, с. 109
6. Потеряхин А. Обратная
связь в управлении персоналом/
7. Симоненко О.Д. От технологии к технософии. В сб.: "История науки и техники: проблемы и перспективы". М., 2005, с.113.
8. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния. В кн.: "Новая постиндустриальная волна на Западе. М. Academia, 2007, с.116.
9. Федцов В.Г. Культура сервиса. Учебно-практическое пособие. Москва,
2006, с. 3
10. Щекин Г. Социальное
управление как система//
Информация о работе Социотехническая система как основа построения современных компаний